Профилактика спортивного травматизма

Причинами травматизма могут быть: нарушения в методике занятий; невыполнение необходимых методических принципов - доступности, постепенности, учета индивидуальных особенностей; неудовлетворительное состояние инвентаря и оборудования, плохая подготовка мест занятий; незнание и несоблюдение мероприятий по самостраховке; перегрузка занимающимися площадок и залов по сравнению с нормами площади на одного человека; плохое санитарно-техническое состояние мест занятий, недостаток освещения, скользкие полы, отсутствие вентиляции; недисциплинированность занимающихся и др.

Необходимо учитывать внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы. К ним относятся занятия в состоянии утомления и переутомления, а также при наличии в организме хронических очагов инфекции, при склонности к спазмам кровеносных сосудов и мышц и в других болезненных состояний.

Для профилактики переохлаждений и перегреваний важно учитывать погодные факторы (температура, влажность, ветер), степень закаленности занимающихся и соответствие этим факторам одежды и обуви.

При занятиях различными видами физических упражнений возможны различные телесные повреждения, которые должны тщательно изучаться и анализироваться, чтобы вырабатывать конкретные меры по предупреждению или ликвидации условий их возникновения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для ВУЗов. М., 2002.

3. Виленский М.Я, Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. М., Гардарики, 2007

4. Тамбиан Н.Б. Самоконтроль спортсмена, М., ФиС, 1998.

6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003.- 448 с.

8.Физическая культура:учебник/коллектив авторов /под ред.М.Я. Виленского.-М.:КНОРУС,2012.-424 с.

Тема 7

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Физическое воспитание

Каждый студент в той или иной мере занимается физической культурой и спортом, зачастую – самостоятельно. Многие студенты посещают спортивныесекции, регулярно выступают в соревнованиях и показывают хорошие спортивные результаты. Поэтому весьма важно, чтобы студенты в достаточной степени знали вопросы общей и спортивной подготовки в системе физического воспитания. Более того, многим студентам после окончания вуза предстоит проведение работы в качестве общественных инструкторов и тренеров в производственных коллективах, где им предстоит трудиться. Это особенно касается выпускников сельскохозяйственных вузов, так как в сельской местности существует большой недостаток в специалистах по физической культуре и спорту. В связи с этим ещё более возрастают требования к приобретению студентами необходимых теоретических знаний и практических навыков по физической культуре и спортивной тренировке.Преждевсего, студенты должны достаточно полно знать основные стороны и понятияфизическоговоспитания.

Физическое воспитание.Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Этот процесс решения определённых воспитательно-образовательных задач характеризуется, с одной стороны, всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога и др.), с другой- педагогический процесс, специфика которого заключается вобучению движениям и воспитании физических качеств человека(силы,скорости,выносливости, ловкости, гибкости).

Вединстве с другими видами воспитания при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

Обучениедвижениямимеет основным содержанием физическое образование человека, т.е.системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаниями. Понятие «физическое образование» впервые раскрыто в научных трудах П.Ф.Лесгафта- видного учёного, педагога и общественного деятеля. Эта первая сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использованиячеловекомсвоих двигательныхвозможностейв жизненнойпрактике.

Другая не менее существенная сторона физического воспитания-воспитание физических качеств(силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости).Фактором управления этим процессом является двигательная деятельность, с помощью которой и других средств физического воспитанияможно изменять состояние организма, что приводит к количественным и качественным изменениям функциональных возможностей организма.

Физическое развитие-процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Это понятие означает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и поддаются относительно простому измерению (показатели роста,веса, окружности тела, спирометрия и др.). Физическое развитие, с одной стороны, является естественным процессом, основанным на природе и передаваемое по наследству. С другой - зависит от социальных условий, в силу чего физическое развитие обусловлено социально. От физического воспитания зависит тенденция физического развития. Оптимизация физического развития - путь к всесторонней физической подготовленности человека.

Физическая подготовка является одной из сторон физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей определённой физической подготовленности.Это, в свою очередь, является результатом систематической физической подготовки и воплощается в достигнутом уровне работоспособности, сформированных двигательных навыках. Различают общую физическую подготовку- неспециализированный процесс физического воспитания, создающий предпосылки успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка- применительно к особенностям какой- либо деятельности (профессиональной, спортивной), выбранной в качестве объекта углублённой специализации. Для общей физической подготовки характерно всестороннее развитие всех физических качеств, для специальной - те из них, которые являются профилирующим в избранном виде деятельности.

Наши рекомендации