Vi. профилактика травматизма

Большое значение для достижения высоких спортивных результатов имеет умение спортсмена избежать травм.

Профилактика спортивных травм составляет комплекс действий и требований, позволяющих избежать их при занятиях спортом. Каждый занимающийся должен знать, почему возникают травмы, и уметь их предупредить. Среди причин может быть нарушение режима и организации занятий. Нельзя приступать к занятиям без разминки, нагрузки на тренировках должны увеличиваться постепенно в соответствии с возрастом, полом, физической подготовленностью.

Нужно правильно выполнять страховку и самостраховку, использовать защитные приспособления. Одежда и обувь должны соответствовать требованиям вида спорта. Необходимо соблюдение личной гигиены и врачебного контроля.

И все же травмы случаются, поэтому каждый занимающийся физическими упражнениями должен знать, как оказать первую помощь при травмах до оказания врачебной помощи.

При сильном ушибе нужно наложить смоченную водой ткань и давящую повязку. На сустав наложить фиксирующую повязку.

Открытую рану очистить перекисью водорода, спиртом, раствором марганцовки и остановить кровотечение давящей стерильной повязкой.

При переломах костей следует немедленно зафиксировать место перелома, обеспечив неподвижность конечности, и отправить пострадавшего в больницу.

При растяжении связок, суставов, вывихах, необходимо наложить холодную повязку, ограничивающую подвижность в суставе.

Кровотечение из носа можно остановить холодной примочкой, наклонив голову назад.

При обморожении нужно сначала согреть место обморожения, а затем осторожно растереть до появления чувствительности и покраснения кожи.

Если с человеком произошел солнечный или тепловой удар, его необходимо перенести в прохладное место, на голову положить холодную примочку и дать понюхать нашатырного спирта.

Боли в мышцах после занятий физическими упражнениями встречаются довольно часто, после большой нагрузки. Эти боли показывают, что мышцы не готовы к таким нагрузкам. Для восстановления мышц нужно попариться в бане или полежать в ванне с горячей водой, сделав самомассаж.

При боли в правом боку во время бега следует снизить темп движения, глубоко подышать, делая резкий выдох, но ни в коем случае нельзя останавливаться, и затем обязательно обратиться к врачу. Врачебный контроль при занятиях спортом - одно из главных условий сохранения здоровья и роста спортивного мастерства.

Врачебные наблюдения складываются из комплексного обследования спортсмена в кабинете врача и из врачебно-педагогических наблюдений, проводимых непосредственно в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Обследование включает определение состояния здоровья, физического развития и функционального состояния организма.

Самоконтроль. Он выражается в ведении специального дневника, так же как и при занятиях физкультурой. В дневник заносятся: самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, пульс в покое, частота пульса после сна, переносимость физических нагрузок, вес. При постоянном ведении дневника удается своевременно предупредить перетренированность, переутомление.

VII. Олимпийские игры

Большинство современных видов спорта формируются, начиная со второй половины ХIХ века. В конце ХIХ - начале ХХ веков и в России начинает свое развитие спорт. Наибольшее распространение получили следующие виды спорта: тяжелая атлетика, борьба, конькобежный спорт, фигурное катание, велосипедный спорт, академическая гребля, плавание, лыжный спорт, футбол, легкая атлетика. К числу известных спортсменов дореволюционной России относятся: Г. Гаккеншмидт, С. Елисеев, И. Шемякин (поднятие тяжестей); И. Поддубный, И. Заикин (борьба); А. Паншин, Н. Струнников (конькобежный спорт); М. Куузик, А. Переселенцев (академическая гребля); Л. Романченко (плавание); П. Бычков, А. Немухин, Н. Васильев (лыжные гонки); Н. Попова, В. Архипов (легкая атлетика) и, конечно, А. Панин-Коломенкин, завоевавший первую (и единственную в дореволюционной России) золотую медаль в фигурном катании на играх IV Олимпиады (Лондон 1908 год).

СССР вступил в Международное олимпийское движение в 1951 году. Начиная с игр ХV Олимпиады (Хельсинки, 1952 год) спортсмены Советского Союза систематически, кроме 1984 года, участвовали в летних Олимпийских играх, а с 1956 года - в зимних. Олимпийцы СССР блестяще выступали на летних и зимних олимпийских аренах. На летних играх команда СССР из 9 Олимпиад 6 раз занимала первые и 3 раза вторые места, на зимних играх - результаты аналогичны. В 1992 году на играх ХХV Олимпиады (г. Барселона) и ХVI зимних Олимпийских играх (г. Альбервиль) выступала объединенная команда Содружества независимых государств (СНГ). В первом случае команда заняла первое, во втором - второе место. С 1994 года (начиная с ХVII зимних Олимпийских игр) Российская Федерация выступает на олимпиадах самостоятельной командой.




Летние олимпиады

Первую золотую олимпийскую награду принесла Родине в 1952 году дискоболка Нина Ромашкова (Пономарева), установив новый олимпийский рекорд - 51,42 м. В то время она была студенткой МОПИ им. Н.К. Крупской.

Героем игр 1956 года был признан советский стайер Владимир Куц. Он стал победителем на дистанциях 5 тысяч и 10 тысяч метров. В 1956 и 1957 гг. он был признан лучшим спортсменом мира.

На играх 1956, 1960, 1964 гг. выступала одна из лучших гимнасток всех времен Лариса Латынина. По количеству завоеванных медалей - 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых - она не имеет себе равных в истории олимпийских игр.

Героем игр 1960 года стал Юрий Власов - штангист - тяжеловес, установивший феноменальный мировой рекорд в сумме классического троеборья (жим, рывок, толчок) - 537,5 кг!

Олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту с результатом 2,18 м в 1964 году стал выдающийся спортсмен Валерий Брумель, в 1961 - 1963 годах он установил 6 мировых рекордов, трижды - в 1961, 1962 и 1963 годах был признан лучшим спортсменом мира.

Александр Медведь - один из выдающихся атлетов в истории спортивной борьбы. Он стал олимпийским чемпионом в 1964, 1968 и 1972 годах по вольной борьбе.

В 1968 году первую золотую медаль в тройном прыжке завоевал Виктор Санеев. В 1972 и 1976 годах он вновь становится Олимпийским чемпионом, в период 1968 - 1972 годах трижды устанавливает мировые рекорды, последний из них - 17,44 метра. Выступал он и на Олимпиаде - 80, где завоевал серебряную медаль.

В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене советский легкоатлет Валерий Борзов впервые нарушил многолетнюю монополию американских спринтеров, победив на дистанциях 100 и 200 метров.

На этой же Олимпиаде сильнейшим человеком планеты стал тяжеловес Василий Алексеев, в 1976 году он повторил свой успех. Алексеев - первый штангист, покоривший 600-килограммовый рубеж в классическом троеборье, 79 раз он устанавливал мировые рекорды.

Один из лучших гимнастов последних лет, безусловно, Николай Андрианов, олимпийский чемпион 1972, 1976 и 1980 годов. Ныне один из тренеров сборной команды России по этому виду.

На Олимпийских играх в 1980 году в Москве выдающиеся результаты в плавании показал Владимир Сальников. Он впервые проплыл дистанцию 1500 метров быстрее, чем за 15 минут - 14.58,27, став к тому же олимпийским чемпионом на дистанции 400 м вольным стилем и в эстафете
4 х 200 м вольным стилем. Настоящий спортивный подвиг совершил Сальников, когда через восемь лет на XXIV Олимпийских играх в Сеуле 28-летний пловец стал чемпионом на дистанции 1500 метров.

Олимпийские игры в Атланте (1996 г., XXVI игры) имели для российского спорта особое значение - впервые после долгого перерыва спортсмены России выступали в летних видах спорта самостоятельной командой, завоевав 26 золотых, 21 серебряную и 16 бронзовых медалей. Наибольших успехов добились: А. Карелин (борьба), А. Попов и Д. Панкратов (плавание), С. Мастеркова и Е. Николаева (легкая атлетика).

XXVII Олимпиада состоится в г. Сидней (Австралия) в 2000 году.

Зимние олимпиады

Первую золотую медаль на VII зимних Олимпийских играх в 1956 году завоевала в лыжной гонке на 10 километров Любовь Козырева (Баранова).

Больших успехов на зимних Олимпийских играх добился конькобежец-спринтер Евгений Гришин. Дважды он становился чемпионом, в 1956 и 1960 годах устанавливая мировые рекорды, а в играх 1964 года завоевывая серебряную медаль.

Олимпийской чемпионкой в беге на коньках на 1500 и 3000 метров (1960 год), на 500, 1000, 1500 и 3000 м (1964г.) стала Лидия Скобликова.

В 1972 году в японском городе Саппоро Вячеслав Веденин первым из советских лыжников - гонщиков становится чемпионом в индивидуальной гонке на 30 км и выигрывает “золото” в эстафете 4 х 10 км.

На этой же Олимпиаде одна из лучших лыжниц - гонщиц этого вида спорта Галина Кулакова завоевывает 3 золотые медали в гонках на 5 и 10 км и в эстафете 3 х 5 км. Она успешно выступала на играх 1964, 1976 годов, заняв второе место и два раза третьи места.

Трехкратной Олимпийской чемпионкой (1972, 1976 и 1980 гг.) является известная советская фигуристка (парное катание) Ирина Роднина.

Единственной спортсменкой, участвовавшей в пяти зимних Олимпиадах (1976, 1980, 1984, 1988 и 1992 гг.), является выдающаяся лыжница Раиса Сметанина, на четырех из них она завоевала золотые медали.

Лучшим биатлонистом последних лет справедливо считают Александра Тихонова. Он участвовал в четырех (1968, 1972, 1976 и 1980 гг.) Олимпийских играх и стал четырехкратным чемпионом.

Нельзя не отметить успешное выступление известного лыжники - гонщика Николая Зимятова, который на двух Олимпиадах 1980 и 1984 гг. стал чемпионом, причем в 1980 г. в Лейк-Плэсиде победил в гонке на 30 и 50 км, а также в эстафете 4 х 10 км.

Спортсмены России, впервые выступая самостоятельной командой на XVII (1996 г.) зимних Олимпийских Играх в Лиллехаммере сумели завоевать 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовые медали.

Национальной гордостью России стала петербургская лыжница
Л. Егорова (3 золотых и 1 серебряная медали). Впервые в истории отечественного спорта действующая спортсменка удостоена звания “Герой Российской Федерации”. Орденами “За личное мужество” награждены олимпийские чемпионы - фигуристы Е. Гордеева, С. Гриньков, А. Урманов, биатлонисты С. Тарасов и С. Чепиков.

XVIII Олимпийские Игры состоятся в 1998 г. в Нагано (Япония).

Для руководства спортом в России в настоящее время создан Олимпийский Комитет России. Его председателем является В.Г. Смирнов, одновременно представляющий Россию в МОК, являясь его вице-президентом.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

В таблице указаны нормативы и рекомендации по самоподготовке, по которым можно судить об уровне физических кондиций молодежи на период окончания средней общеобразовательной школы и поступления в высшие учебные заведения

Оценка физической подготовленности и двигательных умений

  № п/п   Наименование тестов   Возраст   Мужчины   Женщины
     
1. Прыжок в длину с места, см 17-29 от 30
2. Бросок набивного мяча с места, м 17-29 от 30 9,50 8.70 8,20 7.50 6,50 6.00 10,70 10.00 9,50 8.80 7,70 7.00
3. Бег 1000м, мин 17-29 от 30 3.00 3.15 3.15 3.30 3.35 3.50 3.55 4.15 4.15 4.35 4.45 5.05
4. Силовой тест, раз 17-29 от 30
5. Челночный бег, сек 17-29 от 30 10.4 10.8 10.8 11.3 11.5 12.0 11.6 12.0 12.2 12.6 13.0 13.4
6. Комплексный тест, сек 17-29 от 30 8.0 8.4 8.4 8.8 9.0 9.4 8.8 9.4 9.6 10.2 10.7 11.4
7. Плавание 100 м, мин              
  вольный стиль   1.37 1.49 б/у 1.55 2.10 б/у
  брасс   1.47 2.02 времени 2.07 2.20 вре-мени
  на спине   1.42 1.57 б/у 2.00 2.15 б/у
8. Опорный прыжок, баллы 17-29 от 30 9-10 8-8.9 7-7.9 9-10 8-8.9 7-7.9
9. Упражнения на брусьях, баллы 17-29 от 30 9-10 8-8.9 7-7.9 9-10 8-8.9 7-7.9
10. Акробатика, баллы 17-29 от 30 9-10 8-8.9 7-7.9 9-10 8-8.9 7-7.9

Итоговая оценка выставляется на основе результатов по всем десяти тестам:

оценка “пять” 45 - 50 баллов
оценка “четыре” 38 - 44 балла
оценка “три” 28 - 37 баллов

Рекомендации по самоподготовке

Достигнуть указанного уровня можно при условии систематических занятий физической культурой не только на уроках физкультуры в школе, но и обязательных самостоятельных занятий даны в разделе III.

В содержание самостоятельных занятий необходимо включать упражнения, способствующие повышению уровня развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, которые могут обеспечить хорошие показатели по всем тестам.

Развивая качество быстроты, от которой зависят, в основном, результаты в тестах 5 и 6, надо помнить главное правило - выполнять упражнения максимально быстро, кратковременно (5-10 сек.), с небольшим количеством повторений, до наступления чувства усталости (утомления). Это могут быть беговые упражнения (например, ускорения на 15-25 метров, выполнение технических элементов в подвижных и спортивных играх: баскетбол, волейбол, футбол и др.), упражнения с предметами.

Для достижения хорошего результата в первом тесте, целесообразно включать в занятия разнообразные прыжковые упражнения: прыжки (подскоки) на одной ноге, двух; прыжки со скакалкой (на одной, двух ногах), спрыгивание с небольших возвышений (например, скамейка) с последующим выпрыгиванием вверх. Полезно также выполнять упражнения в приседаниях с быстрым выпрямлением. Особенно эффективно следующее движение: приседая, руки назад, пятки от пола не отрывать, - выпрямляясь, выпрыгивать вверх с одновременным подниманием рук вперед-вверх и другие упражнения.

Результат по 2 тесту зависит: во-первых, от силы мышц плечевого пояса, мышц туловища и бедер; во-вторых, от техники выполнения броска.

Развивая силу указанных групп мышц (для чего используются упражнения с отягощением - например, гантели, резина, - в том числе упражнения с отягощением весом собственного тела) можно добиться хороших результатов. Однако, при равных величинах силы, более высокий показатель будет у человека, способного правильно выполнить бросок, а именно, из исходного положения, прогибаясь назад и слегка сгибая колени, резко выпрямляясь, использовать силу ног, туловища и, как завершающую (финальную) фазу, силу мышц плечевого пояса.

Как подготовительные упражнения используются: вращение руками в плечевых суставах во всех направлениях; упражнения в отведении рук назад из исходного положения - “руки вверх”, “в замок”, руки в внизу за спиной, в “замок”; различные висы и размахивания в висах; наклоны туловища вперед, назад, в сторону, вращения туловищем; упражнение “рубка дров” с хорошим прогибом назад, и, конечно, броски любых предметов в пределах от 1 кг до 3-5 кг.

Для развития выносливости в беге на 1000 метров тренировочные занятия могут иметь два этапа.

На первом этапе надо стремиться к выполнению беговой нагрузки в пределах не менее 2.5-2 км примерно за 15-17 минут, постепенно уменьшая время пробегания. Этот этап обычно длится 3-5 недель, при 2-3-х разовых тренировках в неделю.

На втором этапе основной задачей будет являться повышение скорости пробегания с последующим постепенным уменьшением дистанции (но не менее 1000-1200м).

В одном тренировочном занятии (обычно первое в недельном цикле) беговая нагрузка складывается из пробегания отрезка 100-200 м, 2-3 раза повторений с максимальной скоростью; затем количество повторений в одной тренировке увеличивать до 3-5 раз (чтобы в сумме было примерно 1000-1200 м). Через 3-4 недели целесообразно в одном занятии пробежать 400 м с максимальной скоростью, время зафиксировать (как контрольное), на следующей неделе - два раза по 400 м, затем - 1 км.

Таким образом, продолжая работать над повышением своих функциональных возможностей длительным непрерывном бегом, одно занятие в неделю посвящается работе над скоростью - пробеганию более коротких отрезков с максимальной скоростью.

Выполняя подобную работу, следует помнить, что занятия на развитие скорости всегда предшествует занятиям на развитие выносливости, а количество повторений (отрезков) определяется существенным снижением скорости их пробегания. Например, первые 100 м пробежали за 15 сек, вторые 100 м - за 14 сек, третьи 100 м за 17 сек, безусловно, бежать еще нет резона.

Достигнуть заметных улучшений показателей по силовому тесту можно через 4-5 недель, при условии систематических (лучше ежедневных) выполнений силовых упражнений: отжиманий в упоре лежа, поднимание прямых ног, туловища, подтягивания и др. Все эти достаточно простые упражнения нужно выполнять с установкой на постоянное увеличение количества повторений в каждом упражнении, причем, полезно руководствоваться известным выражением: “выполнять до отказа и еще два раза“.

Упражнения на развитие силы надо обязательно чередовать с упражнениями на гибкость и расслабление.

Большое значение для результата в тесте 6 имеет умение владеть баскетбольным мячом. В случае отсутствия возможностей заниматься баскетболом, отсутствием собственного мяча б/б, можно использовать хотя бы резиновый мяч соответствующих размеров.

Подготовка по плаванию и гимнастике безусловно предполагает наличие условий и квалифицированного руководства (учителя, тренера).

Приложение № 2

Примерные контрольные тесты для оценки физической
подготовленности студентов основного и спортивного отделений

ЖЕНЩИНЫ

Тесты Оценка в очках
 
1. Бег 3000 м, (мин. сек.) 19.00 20.15 21.00 22.00 22.30
2. Бег на лыжах: 3 км (мин. сек.) или 5 км( мин. сек.) 18.00 31.00 18.30 32.30 19.30 34.15 20.00 36.40 21.00 б/вр
3. Плавание: 50 м ( мин. сек.) или 100 м ( мин. сек.) 54.0 2.15 1.03 2.40 1.14 3.05 1.24 3.35 б/вр 4.10
4. Прыжки в длину с места (см)
5. Прыжки в длину или в высоту с разбега (см)
6. Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см)          
7. Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой)          
8. Профессионально - прикладная подготовка Упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования

МУЖЧИНЫ

Тесты Оценка в очках
 
1. Бег 5000 м, (мин. сек.) 21.30 22.30 23.30 24.50 25.40
2. Бег на лыжах: 5 км (мин. сек.) или 10 км ( мин. сек.) 23.50 50.00 25.00 52.00 26.25 55.00 27.45 58.00 28.30 б/вр.
3. Плавание: 50 м ( мин. сек.) или 100 м ( мин. сек.) 40.00 1.40 44.00 1.50 48.00 2.00 57.00 2.15 б/вр 2.30
4. Прыжки в длину с места (см)
5. Прыжки в длину или в высоту с разбега (см)
6. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз)          
7. Силовой переворот в упор на перекладине (кол-во раз)          
8. В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз)          
8. Профессионально - прикладная подготовка Упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования
             

Обязательные тесты определения физической подготовленности

  Характерис-тика Женщины Мужчины
направлен-ности Оценка в очках
п.п тестов
1. Тест на скоростно-сило-вую подготовленность, бег 100 м (сек) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 13,2 13,6 14,0 14,3 14,6
2. Тест на силовую подготовленность:                    
  поднимание и опускание туловища в положении лежа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз):          
  подтягивание на перекладине (кол-во раз)          
3. Тест на общую выносливость:                    
  бег 2000 м (мин., сек) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,15          
  бег 3000 м (мин., сек)             12,00   12,35   13,10   13,50   14,00

Приложение № 3

Примерный перечень контрольных упражнений для оценки
физической подготовленности студентов специального учебного
отделения (мужчины и женщины)[1]

1. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для женщин руки на опоре высотой до 50 см).

2. Подтягивание на перекладине (мужчины).

3. Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины).

4. Прыжки в длину с места.

5. Бег 100 м.

6. Бег:

мужчины - 3 км;

женщины - 2 км (без учета времени).

7. Тест Купера (12-минутное передвижение).

8. Плавание 10 минут.

9. Бег на лыжах:

мужчины - 3 км;

женщины - 2 км (без учета времени).

10. Упражнения с мячом.

11. Упражнения на гибкость.

12. Упражнения со скакалкой.

Приложение № 4

Распределение учебных часов на освоение
основных разделов учебной программы

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделено 408 часов на дисциплину “Физическая культура” в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

Для построения учебного процесса предлагается примерное распределение обязательных учебных часов на освоение трех основных разделов программы по годам обучения.

  Количество часов по разделам программы Всего часов
Курс обучения Теоретический Практический Контрольный
  Лекции Методико-практический подраздел Учебно-тренировочный подраздел
I II III IV
 

Оценка освоения учебного материала программы

Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу, сдают зачет по физической культуре, который проводится по трем разделам учебной деятельности.

Критерием оценки успешности освоения учебного материала выступает экспертная оценка преподавателя и оценка результатов соответствующих тестов по разработанным таблицам. По каждому из трех разделов выставляется отдельная оценка. Общая оценка за семестр определяется средним арифметическим из положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.

Первый раздел. Теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками. Усвоение материала раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками их использования на оценку не ниже “удовлетворительно”.

Второй раздел. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка. В каждом семестре рекомендуется планировать выполнение студентами не более 5 тестов, включая три обязательных теста контроля за физической подготовленностью в каждом втором полугодии (приложение 3). Примерные тесты по общей физической подготовленности для студентов учебных отделений представлены в приложениях 4 и 5. Тесты по спортивно-технической подготовленности и таблицы их оценки разрабатываются кафедрами физического воспитания самостоятельно.

Оценка выполнения тестов общей физической и спортивно-технической подготовленности определяется по среднему количеству очков, набранных во всех тестах, при условии выполнения каждого из них не ниже, чем на одно очко (таблица 1).

Третий раздел. Жизненно необходимые умения и навыки.Профессионально-прикладная физическая подготовка. Перечень требований и тестов по каждому разделу, их оценка в очках, разрабатывается кафедрой физического воспитания с учетом профиля выпускаемых специалистов. Тесты для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками (передвижение на лыжах и плавание) являются обязательными, для оценки их выполнения могут использоваться таблицы примерной оценки упражнений, представленные в приложениях 4 и 5. В каждом семестре рекомендуется планировать выполнение студентами не более 2 - 3 зачетных тестов по данному разделу подготовки.

Оценка по разделу определяется по таблице 1 при условии выполнения каждого из запланированных тестов (приложения 4 и 5) не ниже чем на одно очко.

Таблица 1

Оценка тестов общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности Удовлетво-рительно Хорошо Отлично
Средняя оценка тестов в очках 2,0 3,0 3,5

Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья.

Обязательная итоговая аттестация по физической культуре

Условием допуска является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже “удовлетворительно”), предусмотренных в течение последнего семестра обучения.

Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине “Физическая культура”, должен обнаружить:

· понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

· знание основ физической культуры и здорового образа жизни;

· мотивационно-ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

При итоговой аттестации в окончательной оценке отражается результат усвоения студентом практических разделов программы по общефизической, профессионально-прикладной и спортивно-технической подготовке, которые характеризуют личный опыт, и степень овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование способностей и качеств, определяющих психофизическую готовность будущего специалиста, его самоопределение в физической культуре. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам устного опроса.

Контрольные вопросы к обязательным лекциям
по учебной дисциплине “Физическая культура”

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность. Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества. Социальные функции физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт, как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке. Деятельностная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального труда. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.

1-ая часть. Организм человека единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Его анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции. Функциональные системы организма. Внешняя среда. Природные и социально-экологические факторы. Их воздействие на организм и жизнедеятельность. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное; некомпенсированное, острое, хроническое. Восстановление. Биологические ритмы и работоспособность. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

2-ая часть. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Обмен веществ и энергии, кровь и кровообращение, сердце и сердечно-сосудистая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система), органы пищеварения и выделения, сенсорные системы, железы внутренней секреции, нервная система. Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функционирования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Образование двигательного навыка. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды: активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза; нарушение биологических ритмов; внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение; работа в замкнутом пространстве; резко меняющиеся погодные условия, микроклимат; вибрация, укачивание, невесомость; проникающая радиация.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Понятие “здоровья”, его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье. Влияние условий окружающей среды на здоровье. Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы регуляции образа жизни.

Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование, как необходимое условие здорового образа жизни.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студентов. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Существующие типы изменения умственной работоспособности и их объяснение. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их прич

Наши рекомендации