Социальные основы физической культуры
Общеизвестно, что удовлетворение базисных социально – биологических потребностей человека - основная предпосылка развития личности. Одно из них - удовлетворение в общедоступной и наиболее демократичной области человеческой деятельности – физической культуре и занятий спортом, открывающихбольшой простор для удовлетворения потребностей в самоутверждении и творчестве личности. Воздействие физических упражнений на человека весьма многообразно: при методически правильном использовании они благотворно влияют практически на все органы и системы и способствуют развитию силы, выносливости, быстроты, других физических качеств, а также совершенствованию функций вегетативной, соматической и центральной нервной систем. Рациональное применение физических упражнений способствует повышению умственной работоспособности и является наиболее эффективным способом снятия умственного утомления и нервно- психического напряжения. По мнению авторов книги «Физическая культура» (под ред. М.Я.Виленского,2012)социальные основы физической культуры определяется следующими факторами:
● социальной значимостью физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
● усвоением человеком посредством физической культуры социальных принципов здорового стиля и образа жизни;
● овладением системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей;
● приобретением личного опыта, повышение двигательных и функциональных возможностей, обеспечением общей и профессионально-прикладной физической подготовленности в будущей профессии;
● созданием основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно–спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
В настоящее время выделяют следующие базовые функции физической культуры и спорта:
1.Специфическая, соревновательно–эталлоная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении и объективной оценки определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижения высокого спортивного результата.
2. Специфическая, эвристически–достиженческая функция. Она представляет тип творческой поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей. Эта функция полно выражена в спорте высших достижений.
3. Спортивно–оздоровительная (рекреативная) функция. Проявляется в положительном влиянии физической культуры и спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий на развивающийся и формирующийся организм велико.
4.Воспитательная функция. Физическая культура и спорт открывает большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Поскольку физическая культура и спорт включены в социально – педагогическую систему, они являются действенным средством воспитания физической культуры, а при использовании занятий профессионально – прикладными видами спорта становятся значимыми компонентом трудовой и военной деятельности.
5.Экономическая функция. Физическая культура и спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том что средства, в их развитие, сторицей окупаются прежде всего повышением уровня здоровья населения, общей работоспособности, продлением жизни человека. Развитие науки о спорте, материально - технической базы, подготовка кадров – все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений. Экономическое значение так же имеют финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ и эксплуатации спортивных сооружений.
6.Эстетическая (зрелищная) функция физической культуры и спорта. Она раскрывается в том, что спорт несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение – все это привлекает истинных поклонников физической культуры и спорта. Популярность спортивных мероприятий, как зрелища, обусловливается эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью языка спорта, понятного практически каждому.
7. Функция социализации личности и социальной интеграции. Физическая культура и спорт – мощные факторы вовлечения людей в общественную жизнь и формирования у них опыта социальных отношений. На этой основе проходит процесс социализации личности.
8.Коммуникативная функция физической культуры и спорта. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные вязи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а также и различные формы спортивного движения такие, как «Спорт для всех» и олимпийские движение, стали широчайшими интернациональными событиями современности. Достаточно сказать, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.
Как видно, социальные основы физической культуры и спорта имеют не менее важную роль, как и биологические основы. Мы также видим, чтофизическая культура и спорт представляют и целый ряд весьма важных базовых социальных функций.
2.1.1 Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека
Выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивал, что деятельность организма без внешней среды, поддерживающей его существование, не возможна.
На организм человека влияют различные природные факторы: изменения температуры воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, дожди, снегопады, землетрясения и пр. Даже при незначительных изменениях условий существования организм перестраивает свои функции. Происходит приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, потоотделение. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, больше и отдает ее. При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела.
Человек благодаря созданным ими же условиям жизни (постоянным источникам тепла, воды, энергии, жилью, различным приборам, сберегающим труд, одежде, лекарствам, транспорту) лучше, чем другие живые организмы, может приспособиться к неблагоприятным факторам природной среды и создать средства защиты от них. Эти условия создавались целенаправленной деятельностью всего человеческого общества в течение многих тысячелетий. Благодаря этому человек сумел приспособиться к существованию во всех географических зонах Земли.
Будучи частью природы и живого мира, человек взаимодействует с ней. Взаимоотношения человека и природы — наиболее волнующая проблема современного общества. Это и понятно: природа — среда обитания человека. От нее зависит не только состояние здоровья населения Земли в настоящее время, но и будущее человечества.
В современном мире проблемы экологии, в т.ч. взаимодействия организма с окружающей средой, серьезно обострились. Развитие науки и техники расширило сферы хозяйственной и производственной деятельности людей, раздвинуло границы их расселения, увеличило масштабы освоения космического пространства, мирового океана, полярных районов, безводных пустынь. Жестокие условия среды этих новых сфер деятельности и жизни человека не соответствуют наследственным и приобретенным свойствам организма. Люди в новых природных условиях испытывают влияние необычных факторов окружающей среды на их общее состояние, самочувствие, работоспособность. Пребывание в таких условиях часто требует дополнительных затрат энергии. Изучением приспособления современного человека к различным природным факторам (условиями Крайнего Севера и Юга, пустынь, гор) занимается экологическая физиология. Другой раздел экологической физиологии изучает влияние на организм человека таких необычайных факторов среды как ускорение, невесомость, шум, вибрация, укачивание, магнитное поле, ионизирующая радиация.
Приспособление организма к климатическим условиям называется акклиматизацией. При акклиматизации человек лучше себя чувствует в новых условиях.
Приспособление человека к новым производственным (трудовым) и бытовым условиям называется адаптацией. При этом повышается точность и количество выполняемых трудовых операций, что связано с улучшением регуляции процессов, протекающих организме.
Биологические возможности приспособления человека к различным условиям велики. При этом частично перестраивается обмен веществ, нервные процессы, психика, изменяются двигательные реакции. Примером высоких приспособительных возможностей организма к необычным для жизни условиям может служить приспособление организма к состоянию невесомости, т. е. отсутствию земного тяготения.
Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека. Сейчас около 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с экологией.
Отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни. Несомненно, что взаимоотношение общества с окружающей средой необходимо поставить под строгий контроль.