Раздел 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОГРАММЫ
Направление 1. Сохранение и развитие человеческого потенциала
Целевой вектор
Сохранение и развитие физического и духовного здоровья жителей городского округа на основе:
- развития профессиональных, интеллектуальных и личностных качеств;
- повышения образовательного и культурного уровня;
- роста инновационной активности человеческих ресурсов;
- создания условий для профессиональной и социальной мобильности населения;
- обеспечения социальной защищенности путем совершенствования и развития социальной среды муниципалитета.
Основные задачи
К ним относятся:
- улучшение здоровья жителей Заречного;
- усиление профилактической направленности здравоохранения через формирование системы доступной медицинской помощи, объемы, виды и качество которой должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;
- формирование социально и профессионально компетентного жителя путем развития образования, интегрированного в российское и мировое информационное и образовательное пространство, повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого горожанина;
- сохранение и развитие культурной среды, способствующей повышению уровня интеллектуального и культурного развития горожан, реализации потребности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей;
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех горожан, развитие спортивной инфраструктуры;
- формирование нравственной культуры горожан в соответствии с национальными и общекультурными ценностями, системой моральных принципов, позволяющими измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;
- формирование системы жизненных ценностей и моделей поведения, способствующих здоровому образу жизни, в том числе путем просвещения различных групп и реализации мер, направленных на первичную профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и острых отравлений в быту;
- укрепление института семьи через формирование активной жизненной позиции горожан, совершенствование условий для реализации семьей своих функций;
- развитие условий для активного самоопределения и самореализации молодежи как носителя инновационных возможностей;
- создание благоприятной социальной среды для лиц, относящихся к категории легальных мигрантов, через решение вопросов социальной адаптации, профилактики экстремизма, формирования толерантного отношения к культуре, обычаям и традициям представителей других национальностей.
Стратегическое видение будущего
Создание условий для развития способностей каждого человека, включающих возможность получения качественного образования, доступной и эффективной медицинской помощи, доступа к культурным ценностям, удовлетворения его стремления к здоровому образу жизни позволит:
- преодолеть возможные негативные демографические тенденции, повысить уровень рождаемости, снизить показатели смертности, увеличить продолжительность жизни горожан;
- увеличить долю социально и профессионально активного среднего класса среди населения городского округа;
- обеспечить ускоренное развитие человеческого потенциала на основе повышения качества жизни горожан.
Социальный эффект носит отлаженный по срокам характер и проявляется в развитии интеллектуального, эмоционального и духовного потенциала населения, участии социально-активных, творческих граждан в социально-экономическом развитии городского округа.
Анализ исходной информации (SWOT – анализ)
Сильные стороны города
1. В сфере здравоохранения:
- наличие базы учреждений здравоохранения города, что способствует дальнейшему развитию новых технологий диагностики и лечения населения, включая профессиональные обследования работников атомной промышленности;
- наличие научно-образовательной базы подготовки и переподготовки младшего медицинского персонала;
- достижение положительной динамики и стабилизации некоторых показателей здоровья: младенческой и материнской смертности, смертности в трудоспособном возрасте, заболеваемости и летальности от травматизма;
- непрерывное расширение ассортимента используемых лекарственных препаратов и медицинских средств, являющихся последними достижениями мировой фармакологии.
2. В сфере образования:
- наличие разветвленной структуры образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
- функционирование эффективной системы контроля за состоянием системы образования через лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений;
- развитие механизмов реализации государственно-общественного характера управления образованием.
3. В сфере культуры:
- мощный культурный потенциал, обусловленный богатыми традициями, развитой сетью культурных учреждений, укомплектованных квалифицированными кадрами;
- высокий уровень культурных потребностей горожан; насыщенность городского пространства культурными событиями.
4. В сфере физической культуры и спорта:
- развитая сеть спортивных организаций, емкий спектр предлагаемых горожанам спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг;
- наличие спортивной истории города, насыщенность городского пространства спортивными соревнованиями и физкультурно-оздоровительными мероприятиями;
- наличие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом.
5. В сфере социальной защиты:
- широкий спектр социальных услуг, предоставляемых молодежи, семьям с детьми, пожилым гражданам, инвалидам (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые);
- сложившаяся система формирования в городе доступной среды жизнедеятельности, нацеленная на включение в общественную жизнь лиц с ограниченными возможностями;
- реализация муниципальных программ, направленных на решение социальных проблем населения городского округа.
Слабые стороны города
1. В сфере здравоохранения:
- дефицит профессиональных медицинских кадров;
- недостаточный объем и качество оказываемых медицинских услуг;
- отсутствие свободного и доступного муниципального жилья для обеспечения медицинских работников;
- недостаточная доступность медицинских услуг населению на сельской территории;
- отсутствие программного взаимодействия между ФМБА России и Министерством здравоохранения Российской Федерации приводит к ограничению объема и качеству услуг населению города в сфере здравоохранения;
- ФБГУЗ МСЧ-32 имеет сертификат соответствия медицинской деятельности, как медучреждение III - Б категории, что определяет невозможность организации в рамках деятельности МСЧ-32 осуществления высокотехнологичной медицинской помощи. В силу этого МСЧ-32 направляет пациентов на оказание высокотехнологической медицинской помощи в клиники ФМБА и г. Екатеринбурга согласно выделенным квотам.
2. В сфере образования:
- непрестижность педагогической профессии, обусловленная недостаточным уровнем оплаты труда педагогических работников; старение педагогических кадров, и, как следствие, дефицит кадров;
- наличие физически изношенных зданий и сооружений образовательных учреждений и материально-технической базы учебного процесса.
3. В сфере культуры:
- отсутствие гибких механизмов привлечения инвестиций в городскую культуру, ее функционирование в условиях дефицитного финансирования;
- наличие физически и морально изношенных основных фондов учреждений культуры;
- низкий уровень оплаты труда работников сферы культуры, способствующий оттоку высококвалифицированных специалистов и дефициту кадров;
4. В сфере физической культуры и спорта:
- недостаточное количество занимающихся физической культурой и спортом;
- наличие физически и морально изношенных основных фондов учреждений отрасли;
- низкая пропускная способность спортивных сооружений, недостаточная обеспеченность спортивными объектами для занятия различными видами спорта;
- рост числа и увеличение стоимости платных услуг, обусловленные коммерциализацией отрасли, сокращением финансирования со стороны бизнес- сообщества города, при стабильном, но недостаточном муниципальном финансировании;
- низкий уровень оплаты труда и, как следствие, - дефицит и старение тренерско-преподавательского состава;
5. В сфере социальной защиты:
- устойчивая тенденция старения населения, сокращение количества детей и подростков, рост доли населения нетрудоспособного возраста;
- стабильно малый размер семьи (2,6 человека), не обеспечивающий простого замещения поколений;
- распространение наркомании и иных зависимостей, рост числа инфицированных вирусом иммунодефицита человека.
Возможности города
К ним относятся:
- становление новых механизмов частного-государственного партнерства в сфере культуры, здравоохранения, образования, физкультуры и спорта;
- участие в федеральных и областных проектах и программах социальной направленности;
- разработка на государственном уровне основополагающих документов, направленных на минимизацию факторов негативного влияния на личность, формирование у жителей города стремления к здоровому образу жизни, повышение социальной активности молодежи;
- развитие сотрудничества с российскими городами и иностранными государствами в социокультурной сфере по обмену опытом и специалистами;
- формирование положительного имиджа здравоохранения и образования; развитие массового спорта;
- позиционирование Заречного как одного из культурных центров Урала.
Угрозы городу
К ним относятся:
- несовершенство механизмов финансирования социальной сферы; несовершенство федерального законодательства, ограничивающего формы поддержки немуниципальных учреждений культуры, образования, физической культуры и спорта;
- сокращение кадрового потенциала учреждений социальной сферы в результате оттока специалистов в другие секторы экономики, миграции;
- отсутствие государственной системы поддержки молодых специалистов, в том числе наставничества;
- отсутствие четкой координации действий между органами государственной власти, направленных на укрепление и развитие семьи;
- отсутствие федеральных законов, определяющих положение муниципальных образований в государственной системе антинаркотической деятельности;
- отсутствие на федеральном и региональном уровне законодательных актов, регламентирующих молодежную политику;
- негативное влияние наркотической ситуации в Свердловской области.