Пономарева Анастасия Викторовна группа ИП-ПСД-1курс (вечернее отделение)
Пономарева Анастасия Викторовна группа ИП-ПСД-1курс (вечернее отделение)
СЛОВАРЬ. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Задание
РАЗДЕЛ 1.
НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Сформулируйте определения основных понятий. Приведите по 1-2 примера, иллюстрирующих каждое понятие
1. Гла́сные — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.
Артикуляция гласных звуков акустически отражается как периодические колебания по всему спектру, поэтому гласные звуки являются музыкальными звуками[1][2]. Различия в артикуляции гласных достигаются изменением формы резонатора: это может осуществляться изменением в положении тела или корня языка, а также губ. Кроме того, гласные могут иметь дополнительные артикуляции (например, носовую) и фонации.
Под гласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «гласные звуки». 10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е) .
Гласных звуков 6 - [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э] .
2. Согла́сные — звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.
Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяет своё направление. В русском языке это шумные согласные (взрывные, фрикативные и аффрикаты), группа сонорантов (плавные и латеральные), группа сонорных согласных (дрожащих и носовых), а также полугласный (или полусогласный) й.
Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки».
Система согласных определённого языка называется «консонантизм».
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звука. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
3. Шипящие звуки – это нёбные (нёбно-зубные) щелевые [ж] и [ш] и аффриката [ч], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению
4. Корень слова — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
водный — подводный — водяной — водник — подводник — водянистый
5. Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
С помощью приставок образуются новые слова. Такой способ словообразования так и называется «приставочный». Обычно с помощью приставки образуются одни и те же части речи, то есть от существительного образуется тоже имя существительное, от глагола — новый глагол, от наречия — наречие.
Убедимся в этом на примерах:
автор — соавтор;
порядок — беспорядок;
заголовок — подзаголовок;
6. Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Слово состоит из основы и окончания. В основу слова входят все морфемы, кроме окончания, как словоизменительной морфемы, и формообразующих суффиксов.
У каждой части речи существуют свои суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тельобразуют названия лиц мужского рода по профессии, роду занятий:
летчик, водопроводчик, фонарщик, бетонщик, академик, трагик, машинист, лингвист, писатель, читатель.
У прилагательных свой набор суффиксов:
· -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый)
· -чив- (задумчивый)
· -лив- (заботливый)
· -ист- (прерывистый
7. Осно́ва — неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение[1][2].
В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего суффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л. В неизменяемых словах основа равна слову: высоко, мечтая. В некоторых случаях основа может быть прерывистой:
· глагольные формы, содержащие постфикс -ся/ -сь
учащ-ие-ся;
· основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то/ -либо/ -нибудь
как-ой-то;
· основы некоторых сложно-составных существительных
шкаф-а-купе;
· основы сложных числительных
сем-и-десят-и.
8. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения:
o у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число;
o у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род;
o у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.
9. Соединительная гласная -Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе двеили больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительногогласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласныйпервой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно сэтими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный — кровеносный, конокрад — коневод, косторезный — костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение и т. п.
10. Постфикс -(от лат. post — после, fixus — прикреплённый) — этословообразовательный суффикс , который в слове стоит после окончания или формообразующих суффиксов: -ся/-сь, -те, -то, -либо, -нибудь. При словообразовательном разборе постфиксы учитываются.
11. Сложное слово -слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть. Царьград — царь (именительный падеж);пятьсот — пять (именительный падеж);пятиэтажный — пяти (родительный падеж; из выражения пяти этажей);сумасшедший — с ума (родительный падеж; из выраж. с ума сойти);немогузнайка — не могу (1-е лицо; из выраж. не могу знать);
12. Часть речи -(калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέροςτοῦλόγου) — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол.
На основании этих признаков в морфологической системе русского языка можно выделить следующие части речи:
1. имя существительное;
2. имя прилагательное;
3. имя числительное;
4. местоимение;
5. глагол;
6. наречие;
7. предлог;
8. союз;
9. частица;
10. междометие;
11. причастие;
12. деепричастие;
13. Существительное - самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения[1] и именной части сказуемого. Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства .
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
Существительное коротко обозначается сущ.
14. Прилагательное -самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.
15. Местоимение -(лат. pronomen) — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.Т.е. заменяет существенное,прилагательное,числительное и глагол.я (меня́, мне, меня, мной/мно́ю, обо мне)
16. Числительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) и собирательные (оба, двое, пятеро) — отвечают на вопрос сколько?, порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый), дробные (одна пятая, три целых, две седьмых). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые — неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.
17. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?[1].
Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, / озаряема полной луной… (М. Ю. Лермонтов); Так думал молодой повеса, / летя в пыли на почтовых… (А. С. Пушкин)
Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.
18. Причастие -особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Обладает свойствами как глагола (образована с помощью его корня), так и имени прилагательного (образована с помощью его окончания). Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога, а также особенная предикативная форма времени.
Объективными (связанными с именем прилагательным) признаками причастия являются категории рода, числа и падежа, возможность образования кратких форм у страдательных причастий, синтаксическая функция согласованного определения.
Причастие используется во многих индоевропейских языках, арабском, венгерском, а также во многих эскимосских языках (например, в сиреникском).
В других языках вместе с деепричастием образует особую часть речи — англ. Participle, нем. Partizip.
19. Деепричастие -самостоятельная часть речи в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, залог, переходностьи возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства).
Деепричастие ― частный случай конверба. Сходные глагольные формы существуют во многих индоевропейских языках — латинском, французском, а также в тюркских, финно-угорских и других языках.
Отвечает на вопросы «что сделав?», «что делая?».
20. Наречие - (термин образован ка́лькой с лат. adverbium) — неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.
Процесс образования наречий называется адвербиализацией. Примеры наречия: недавно, сплошь, вглубь и т. д
21. Частица -служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
22. Союз -как служебная часть речи русского языка Союзом называется служебная часть речи, которая используется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения и компонентами связного текста: и, да, а, ни... ни, или, либо, если, как, когда, чтобы и др.
23. Предлог - служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связанными с управляющим компонентом словосочетания.
Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.
Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по, а.
24. Косвенные падежи - называются все падежи, кроме именительного. Они могут употребляться с предлогами или без них, за исключением предложного падежа, который всегда употребляется с предлогами. Такие падежи называютсякосвенными, потому что именительный падеж является "исходным", называющим слово вне языкового контекста.
25. Склонение –(от лат. declinatio, «отклонение» от основной формы слова) — словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, числительных). Обычно под термином «склонение» подразумевается словоизменение по грамматическим категориям числа, рода и падежа.
Слово «склонение» употребляется также в значении «определённый тип парадигмы склонения». Говорят о типах склонения отдельных частей речи (например, в русском языке выделяют субстантивное — склонение существительных, адъективное — склонение прилагательных и местоименное склонения) и отдельных групп слов в пределах одной части речи. Так, традиционно в русском субстантивном склонении выделяются I (голова — головы́), II (стол — стола)[1] и III (тетрадь — тетради) типы склонения, а также особые случаи: несклоняемые слова (у которых совпадают все формы в обоих числах: метро, кенгуру, беж и т. п.), несколько слов с -ен- в косвенных падежах (время — времени), два слова с -ер- в косвенных падежах (мать — матери, дочь — дочери), особое склонение Христос — Христа и т. п. Предлагались и другие, более экономные способы классификации русских словоизменительных парадигм — так, А. А. Зализняк объединяет традиционные I и II склонения в «I субстантивный тип склонения» с окончаниями, различающимися в зависимости от морфологического рода. В классификации Зализняка особых случаев нет.
26. Спряжение –изменение глаголов по числам, лицам. Некоторые считают вид глагола также словоизменительной грамматической категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени и в условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.
Спряжение — это постоянный признак глагола.
Спряжение как глагольное словоизменение в парадигматике языка противопоставляется системе склонения. Формы спряжения могут быть синтетическими и аналитическими.
Некоторые учёные определяют спряжение как совокупность всех глагольных форм, в том числе именных.
· Наклонение – грамматическая категория глагола, выражающая его модальность (действительность, желательность, долженствование). Соответственно различают следующие наклонения:Индикатив (изъявительное наклонение) — Я пишу (писал, написал, напишу, буду писать).
· Субъюнктив (сослагательное, или условное, наклонение, кондиционалис, конъюнктив) — Я бы написал
· Оптатив (желательное наклонение, модальное среднее между субъюнктивом и императивом) — Напишу-ка
· Императив (повелительное наклонение) — Пиши (Пишите)! Работай! Режь!
· Юссив (позволительное наклонение): Пусть живёт!
· Гортатив (предлагательное наклонение): Давайте напишем!
· Инъюнктив (намерительное наклонение: выражение собственного намерения, совпадающее в русском языке с совершенным будущим временем): напишу
· Прохибитив (отрицательно-просительное наклонение) — выражает просьбу говорящего о том, чтобы действие не было осуществлено: Да не скажет!
· Ирреалис — форма ирреального наклонения в сложных предложениях во многих индейских и тихоокеанских языках. Иногда употребляясь и в простых предложениях для ситуации, которая чуть не или почти реализовалась. В некоторых классификациях объединяет оптатив, императив и субъюнктив.
· Парафразив (пересказательное наклонение) — наклонение в латышском языке, используется для передачи чужих слов.
Представляет собой грамматическое соответствие семантической категории модальности (реальность, гипотеза, ирреальность, желание, побуждение и т. д.), однако в ряде языков наклонение может утрачивать модальную семантику и диктоваться только синтаксисом (как в латинском и французском языках конъюнктив в некоторых типах предложений).
27. Вид -или аспе́кт, — грамматическая категория, выражающая то, как говорящий осмысливает протекание действия во времени (например, видит он действие как продолженное, одномоментное, постоянное и проч.). С точки зрения морфологии вид может быть как словоизменительной (как часто считается для русского и других славянских языков), так и словоклассифицирующей категорией. Во многих языках вид не имеет самостоятельного выражения: вместо этого определённые видовые значения связаны с разными временными формами.
Категория вида близка категории способа действия (Aktionsart, акциональности), связанной с тем, какая информация о способе протекания действия содержится в лексическом значении глагола (например, русские глаголы закричать, залаять имеют значение начинательного способа глагольного действия, глаголы поспать, почитать — ограничительного способа действия. Кроме того, могут быть значения результативности (результатив), делания чего-либо до конца, до завершения (комплетив), однократности, многократности (фреквентатив), привычности, традиционности состояния (хабитуалис), прерывистости, сопроводительности и др.)
28. Сравнительная степень -грамматическая категория, обозначающая признак, который может проявляться в большей либо в меньшей степени. В зависимости от контекста употребления, называемый прилагательным признак может по-разному проявляться в одном и том же предмете либо по-разному в разных предметах.
· Члены предложения -синтаксическаяфункциясловисловосочетанийвпредложениях.Подлежащее — отвечает на вопросы Кто? Что?
· Сказуемое — отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
Обстоятельство – второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены в имени существительном в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом. Также они могут быть выражены инфинитивом, существительным в косвенном падеже с предлогом и без него и даже некоторыми фразеологизмами.Причастный оборот –это причастие с зависимыми от него словами.
Пример:
Однородные члены предложения – Члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. Сочинительная связь находит свое выражение в сочинительных
38. Обобщающее слово –это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для однородных членов предложения. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое логическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами. Например:
В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещённые зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали… (К. Паустовский);
Шаблон:НачалоцитКОБЫЛааты В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой);
В корзине была дичь: два тетерева и утка (И. Гончаров).
39. Вводные слова и предложения –не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.):
Пример: К сожалению, у него не было акварельных красок (Солоухин).
Эту же функцию могут выполнять и вводные предложения.
Например: Меня, смею сказать, полюбили в доме (Тургенев) – по структуре определённо-личное односоставное предложение; В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (М. Горький) – по структуре двусоставное предложение; Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов) – по структуре условное придаточное односоставное предложение.
На письме вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.
40. Вставные конструкции –синтаксическая конструкция, характеризующаяся специфической интонацией включения (при к-рой не нарушается интонационная целостность основного предложения) и выражающая дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки, касающиеся содержания основного предложения. Для выделения В. к. на письме используются запятые, тире и скобки. Связь В. к. с основным предложением (при бессоюзном включении) имеет не грамматический, а содержательно-ассоциативный характер: «Солдаты — их было трое — ели, не обращая внимания на Пьера* (Л. Н. Толстой); «Его вторая жена, красавица, умница —вы сё только что видели — вышла за него, когда уже он был стар...* (Чехов); «Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами* (Гаршин).
41. Простое предложение –это синтаксическая единица, обладающая предикативностью, смысловой и интонационной завершенностью. И имеет одну грамматическую основу.
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, просьба, совет).
Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.
Сложное предложение –это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
43. Сложносочинённое предложение – сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру союза и значению сложносочинённые предложения делятся на: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ ... С СОЮЗОМ А (В ЗНАЧЕНИИ И) например.Я люблю шоколад, но ненавижу пористый.
Мы гуляли, а мама в это время была на работе.
Папа вышел на пробежку, и мы встретились.
44. Сложноподчинённое предложение –вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Например: «Я знаю, кто это сделал». Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место союзное слово кто. Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон (например, Он воображает, что завтра уедет, на довольно долгое время).
45. Бессоюзное предложение –это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка, свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин)
РАЗДЕЛ 2.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Язык- сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Термин «язык», понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем[1].
Среди знаковых систем различают[2]:
· человеческие языки (предмет изучения лингвистики):
· этнические языки, то есть стихийно возникшие и развивающиеся естественные языки, служащие (или служившие) в первую очередь средством общения между представителями определённого этноса (иногда — субэтноса или группы этносов)[
Современный русский литературный кодифицированный язык- (Нормированный язык)
Язык, подвергшийся обработке в соответствии с языковыми нормами. К кодифицированным формам языкаотносятся литературный язык, терминология; к некодифицированным формам существования языкаотносятся диалекты, просторечие, жаргоны.
<=> некодифицированный язык, ненормированный язык.
Языковая норма- исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.
Критерии языкового качества текста-Термин «культура речи» многозначен и имеет два разных, хотя и взаимосвязанных денотата. В одном случае денотат – это качество речи, качество использования языка в речи, в общении, реализуемая языково-речевая способность. В этом значении термин используют, когда говорят: Он очень хороший специалист, но слабо владеет культурой речи и мало пишет. Массовая культура речи в настоящем обществе непрерывно растет.
В другом случае денотат – наука о качестве пользования языком. Это значение реализуется в употреблениях выражений: предмет культуры речи, проблематика культуры речи, статья по культуре речи и т. п. (это значение производно). Часто оба сближаются настолько, что вне контекста трудно их дифференцировать, но различать оба денотата необходимо.
Культура речи как качество речи, качество пользования языком имеет следующие уровни-аспекты:
1) соответствие литературно-языковым нормам;
2) соответствие речи стилистическим и ситуационным нормам;
3) качество содержания и коммуникативных намерений.
Нормы различных уровней языковой системы-Правильность речи (в узком значении слова) — это соответствие речи нормамлитературного языка. Языковая норма (норма литературного языка) — этосовокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации — общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.
Аспекты культуры речи-Аспекты речевой культуры Под речевой культурой мы понимаем, реальную совокупность речевых практик, речевых субкультур, существующих на данном этапе в обществе. ... Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами и правилами речевого поведения в процессе общения, владение системой речевых формул общения.
Классификация функциональных стилей-Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
· Научный стиль
· Официально-деловой стиль
· Публицистический стиль
· Разговорный стиль
· Художественный стиль
Специфика научного стиля-характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Основные подстили научного стиля-Научный стиль подразделяется на: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)
Основные жанры письменной научной речи-
Таблица 1 - Научный стиль речи | |
Функционально-стилевая классификация | Жанровая классификация |
Собственно научный стиль | Монография, статья, доклад, диссертационная работа, курсовая работа, дипломная работа, |
Научно-информативный | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный | Словарь, справочник, каталог |
Учебно-научный | Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья |
Основные жанры устной научной речи-
Устная научная речь | Устная разговорная речь |
Монологичность Подготовленность Официальность Обобщенность | Диалогичность Неподготовленность Неофициальность Личностный характер |
Особенности официально-делового стиля-это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт.
Примеры жанров (видов) распорядительных документов-Выписка из приказа - копия основной части текста документа, которая необходима для работы. Констатирующая часть текста пишется полностью. Реквизиты выписки из приказа:
1. наименование министерства или ведомства;
2. название организации;
3. наименование вида документа - ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА;
4. дата, номер (те же, что и у приказа);
5. место составления;
6. заголовок;
7. часть текста;
8. подпись (кроме личной подписи);
9. заверительная надпись (отделяется от подписи 2-3 интервалами).
Приказы оформляются на общих бланках.
Следующим видом распорядительного документа является распоряжение. Распоряжение - правовой акт управления государственного органа, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым он адресован. Их издают предприятия, организации, правительства, администрации районов и т.д. Выделяют следующие виды распоряжений:
а) длительного действия;
б) касающиеся конкретного вопроса.
Текст распоряжения имеет констатирующую и распорядительную часть. Констатирующая часть текста распоряжения - часть, в которой указываются цели и причины распоряжения. В ней целесообразно использовать следующие формулировки: "В соответствии", "В связи", "В целях". Распорядительная часть текста распоряженияначинается словом ОБЯЗЫВАЮ, в ней указываются предписываемые действия. Формуляр распоряжения состоит из реквизитов:
1. наименование организации;
2. наименование вида документа;
3. дата, номер;
4. место издания;
5. заголовок;
6. текст;
7. подпись;
8. отметка о согласовании.
Текст оформляется на бланке формата А4. Проект распоряжения согласовывается с заинтересованными в этом документе лицами. Исполнителями распоряжения могут быть учреждения, структурные подразделения, должностные лица.
Еще один вид распорядительного документа - ук