Что является социально-нравственными добродетелями?
Все до единой добродетели, о которых мы говорим в этике, могут существовать и проявляться исключительно в жизни общества. Человек выступает как моральное существо лишь среди себе подобных. Только общаясь с другими субъектами, он развивает собственно человеческие чувства, волю и сознание, приобретает систему ценностей, которую воплощает во взаимодействии и общении с родственниками и соседями, соплеменниками и согражданами. Поэтому можно сказать, что любые добродетели, т. е. позитивные моральные качества человека, не только нравственны, но и социальны.
Однако есть такая группа морально-практических феноменов, в которых тема общества, общественности, социальности выражена особенно ярко. Это социально-нравственные добродетели в узком смысле слова. К ним мы можем отнести трудолюбие, мужество, патриотизм и гражданственность, любовь к семье, а также, условно говоря, добродетели коммуникации: гуманность, способность дружить, товарищество. Все эти качества человека: любовь к Родине и семье, способность дружить и самозабвенно трудиться, стойкая верность убеждениям, радение о делах общества и государства — проявляются в кон-
10* 291
Социально-нравственные добродетели
кретной повседневности. Реальный средний человек не всегда может в рамках обыденности соприкасаться с чистой свободой или чистым милосердием, рафинированным добром, идеальным достоинством. Зато он может трудиться не за страх, а за совесть, крепко дружить, не жалеть живота своего, защищая родной край. Можно сказать, что социально-нравственные добродетели — это житейское преломление высоких этических принципов. Поэтому в наших лекциях по этике мы никак не можем обойтись без разговора о них.
Следует заметить, что тема социально-нравственных добродетелей, прежде обсуждавшаяся в советских учебниках по этике, после крупных социальных перемен, постигших нашу страну, почти исчезла из этических учебных курсов и пособий. Создается впечатление, что разговоры о труде и патриотизме стали как бы неприличны в «эпоху восходящего российского капитализма». Однако как бы ни менялась политическая конъюнктура, труд остается трудом, а Родина — Родиной, и ни один человек не может гармонично и нравственно жить ни без того, ни без другого. Стало быть, сюжеты эти актуальны во все времена и при любых обстоятельствах.
Обсуждая тему социально-нравственных добродетелей, мы вслед за Аристотелем будем рассматривать их как золотую середину между двумя крайностями. Одной, собственно негативной, крайностью является порок. Так, например, трудолюбию однозначно противостоит лень. Впрочем, пороков может быть целый букет, хотя все они имеют в качестве своего антипода одну, но могучую добродетель.
Другой крайностью является переразвитость добродетели, которая, если и не делается от этого пороком, то перестает быть безупречно совершенной и может повлечь за собой негативные последствия. Так, трудолюбие способно перерасти в трудоманию, а мужество — в догматизм и жестокость. Рассматривая добродетели, мы по-
Лекция 9
стараемся указывать на меру, без которой невозможна гармония.
Трудолюбие против лени
Трудолюбие можно назвать одной из главных добродетелей, о которых человек слышит с раннего детства и к которой его призывают родители и воспитатели. «Терпение и труд все перетрут», — гласит одна поговорка. «Труд человека кормит, а лень портит», — вторит другая. «Без труда нет добра», — поучает третья. «Бог труды любит», — настаивает четвертая. Можно было бы привести еще много народных поговорок о труде, которые имеют глубокий смысл. Дело в том, что как бы у человека ни были высоки духовные притязания и ментальные амбиции, сколь утонченным, рафинированным и «неземным» он ни представлялся самому себе, жизнь каждую минуту наталкивает его на ситуации, которые лучше всего описываются еще одной поговоркой: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Любое достижение, любое настоящее самоутверждение, любое стяжание (и материальных благ, и благодати) требует человеческих усилий, упорства, настойчивости. Вся человеческая культура — это результат непрестанной и неутомимой трудовой деятельности.
Действительно, и дома, в которых мы живем, и вещи, которые носим, и продукты, которыми питаемся, да и вся цивилизация с ее разнообразными благами, играми, развлечениями, удовольствиями держится на одном главном стержне — на труде. Прекратится труд, и все постепенно начнет распадаться, погружаться в природную стихию, зарастать бурьяном, превращаться в развалины и лохмотья. К сожалению, проявления такого упадка мы можем наблюдать в своей собственной стране, где экономическая ситуация привела к массовому прекращению труда и постепенному печальному распаду как благ цивилизации, так и человеческих душ. Ибо труд не только