Темное и светлое мировосприятие
Тема счастья, как мы уже выяснили, связана не только с объективными обстоятельствами человеческой жизни, но и с тем, как человек относится к этим обстоятельствам. И здесь мы можем выделить два типа восприятия, условно назвав их темным и светлым. Темное мировосприятие означает превалирование негативных эмоций и оценок, светлое — доминирование позитивного взгляда на действительность.
Вопрос о позитивной или негативной оценке мира в целом и собственной жизни в частности никогда не был чисто психологическим, а всегда выступал как мировоззренческий и этический, ибо минорное, страдательное, мученическое отношение к реальности делает человека глубоко несчастным, в то время как радостный, оптимистический, мажорный взгляд позволяет ему чувствовать
Лекция 7
себя бытийно-счастливым и уверенным даже при больших объективных трудностях.
Темное мировосприятие всегда находило свое выражение в пессимизме и трагическом взгляде на действительность.
Пессимизм — это однозначно негативная оценка бытия, представление о том, что мир плох, несовершенен, бессмыслен, его ждет плохой конец, а жизнь человека — сплошное неизбывное страдание. Пессимистический взгляд по отношению к повседневному миру, в котором протекает наша жизнь, издревле был свойствен восточному, в частности, буддистскому мировоззрению, которое ориентирует человека на нирвану — угасание. Буддизм полагает, что все наслаждения эмпирического мира — лишь иллюзия, обман, и человеку должно избавиться от желаний, которые привязывают его к эмпирии, чреватой бесконечностью мук. В европейской мысли идею об угасании желаний и укрощении воли к жизни проводит философ XIX века А. Шопенгауэр.
Пессимизм — это печальное согласие индивида со скверностью действительности, с ее бессмысленностью, грязью и пошлостью. Пессимист не борется против врагов человечества за усовершенствование мироздания, ибо полагает, что ничего улучшить все равно нельзя. У пессимиста, по сути, два пути. Либо он может, подобно Шопенгауэру, проповедовать сочувствие всякой живой страдающей твари и призывать всех к угашению воли, либо, подобно Ницше, он становится на путь воинствующего цинизма и провозглашает насилие, имморальное (т. е. внеморальное) самоутверждение и доминирование над другими по принципу: «Мир все равно плох, я не смогу его улучшить, так надо "урвать от него все возможное и горделиво вознестись над его несовершенством». Отдохновением от гадкого эмпирического бытия оказывается лишь искусство — волшебное удвоение реальности, игра звуков, красок и слов.
Счастье и смысл жизни
Трагический взгляд на действительность означает понимание жизни как разрыва и надрыва, неизбывного острого конфликта между добром и злом, наслаждением и страданием, совершенством и убогостью. При трагическом мировосприятии человек бунтует против несовершенства действительности, не соглашается с ним, желает отменить и упразднить существующие зло и несправедливость, одновременно понимая невозможность что-либо изменить. Трагичен «абсурдный человек» Альбера Камю, продолжающий жить вопреки царящей в его сознании и судьбе бессмысленности, трагичен тот, кто взыскует Бога и не слышит его внятного ответа, трагичны порывы романтизма, желающего пребывать в царстве высоких чувств и обреченного на обывательское прозябание, наконец, трагична судьба революционеров всех стран и народов, которые хотят воплотить на земле утопию, а неизбежно получают лишь пародию на нее.
Ведущими сюжетами трагического мировоприятия являются:
• тема пропасти между Абсолютным (Богом) и конк
ретными преходящими вещами. Эта тема характерна
для философских размышлений таких авторов как Свя
той Августин, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, К. Барт,
Л. Шестов и др. Мир видится ими как бренный и пад
ший, а человек — как греховное существо, отягощен
ное виной и привязанное к своему низменному телу;
в отсутствие целей и абсолютов при переживании тяги к ним. Эта позиция свойственна безрелигиозному мировоззрению, страдающему от собственного атеизма, основанного на идеале разумности;
• слепая судьба (рок) и человеческая ответственность.
Эта трагическая тема прослеживается с древности,
ее ярким выражением является миф о царе Эдипе,
пожелавшем обмануть судьбу и не сумевшем сделать
это. Роковое мировосприятие означает, что человек
не верит в возможность самостоятельного влияния на
__________________________________ Лекция 7
события своей жизни, он чувствует себя жертвой господствующей над ним необходимости, несчастным существом, лишенным свободного выбора. Стоит заметить, что стоический мудрец или завзятый «спи-нозианец» не усмотрели бы в этой ситуации никакого трагизма, а указали бы на необходимость спокойно подчиниться обстоятельствам. Трагизм рождается из категорического несогласия с судьбой;
• несовпадение цели и результата, катастрофическое
расхождение между желаемым, планируемым и во
площаемым, реализуемым. В просторечье это назы
вается «за что боролись, на то и напоролись». Тяже
лое разочарование, ощущение напрасности усилий,
вины и переживание собственной недальновидности
оказываются уделом тех, кто делает слишком боль
шую ставку на цель и вкладывает в ее достижение
старания, которые потом не оправдываются.
• столкновение творческой индивидуальности со стан
дартизированным внутренним миром среднего чело
века. Уникальное видение, неординарность делают
поэта, художника, неповторимую личность чужими
на празднике жизни обывателя, нередко ставят их в
положение изгоев. Как писала Марина Цветаева:
Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?!
Кроме пессимизма и трагического мировосприятия, можно вьщелить также мировосприятие, условно говоря, депрессивное. Если пессимизм — явление прежде всего концептуальное, если трагедийность предполагает оценку каких-то крупных, судьбоносных событий и явлений, то депрессивность — черта повседневной жизни. Это скверное, мрачное настроение, которое больше, чем что-либо иное, сказывается на обыденном поведении чело-
Счастье и смысл жизни
века, на его общении с окружающими. Это раздражительность, недовольство и вымещение его на окружающих.
Психологи, анализирующие привычную депрессив-ность у психически здоровых людей, отмечают ряд ментальных установок, характерных для такого рода депрессии. Назовем некоторые из них:
1. Максимализм. Стремление радикально относиться
к любой ситуации по принципу «все или ничего»: либо
пан либо пропал, или победа, или поражение. Макси
малист не знает полутонов и хочет все сразу, а когда «все
сразу» не получается, он перечеркивает самого себя и
оказывается глубоко несчастным.
2. Общие выводы из единичных фактов. При такой
установке человек, которому один раз отказали в его
просьбе, начинает считать, что ему теперь всегда будут
отказывать в любых просьбах, а это значит, что мир жес
ток, а сам он обижен судьбой. Сделав подобный некоррек
тный вывод, вполне можно возненавидеть заведомо все че
ловечество, и вести себя соответствующим образом.
3. Психологическая фильтрация событий. Это случай,
когда происходящие приятные и хорошие события попро
сту не замечаются, зато любая скверная деталь ставится в
центр внимания, и ей придается величайшее значение.
4. Дисквалификация положительного. Можно сказать,
что дисквалификация положительного — это интерпре
тация его со знаком «минус». Так, например, женщине
говорят, что она красива, а она думает про себя: « Мою
внешность отметили, чтобы подчеркнуть, что я глупа...»
Или человеку объяснились в любви, а он тотчас начина
ет соображать: «Наверное, это из корыстного интереса...»
Таким образом все позитивное превращается в негатив
ное, любая радость отравляется. При этом депрессивный
индивид не только принижает самого себя, но и обвиня
ет в любых смертных грехах других людей, которые со
вершенно чистосердечно желают ему всех благ или хотят
высказать добрые чувства.
__________________________________ Лекция7
5. Принятие ответственности за независящие от тебя события. Например, мать, увидев двойку в дневнике ребенка, говорит: «О, я плохая мать, я не справляюсь со своими обязанностями» — и начинает долго терзать себя упреками. Или врач, узнав, что дела у его пациента идут хуже, начинает неизбывно страдать по поводу своего профессионального несовершенства, что, впрочем, совсем не способствует его нормальной работе с больными. В данном случае происходит приписывание себе ответственности за то, на что человек не в состоянии прямо и однозначно повлиять. И ребенок, и больной — отдельные личности, чье поведение не может быть полностью запрограммировано. Ребенок может ошибаться, а больной не соблюдать режима. Но люди, берущие всю ответственность на себя, страдают при этом от собственной беспомощности, от невозможности что-либо изменить. Это не означает, конечно, что следует быть безответственным. Речь идет о разумной дифференциации того, что зависит от нас и что от нас не зависит.
Изменение к лучшему темного мировосприятия, его хотя бы относительное просветление может быть связано со следующими шагами:
1. Преодоление максимализма, менее требовательное,
более мягкое и терпимое отношение к тому, что проис
ходит. Тот, кто согласен на полутона, скорее найдет зо
лотую середину в обращении с миром, чем завзятый ри
горист.
2. Отказ от безосновательных обобщений. Здравое,
без драматизации отношение к собственным промахам и
неудачам как к частным случаям.
3. Позитивная фильтрация событий, выявление хо
рошего и любование им. Принятие во внимание нега
тивных моментов ровно настолько, насколько их нельзя
не учесть для рационального действия. В современной
западной психологии существует целая система позитив
ного мышления, которая учит человека выявлять радости
Счастье и смысл жизни
в своей жизни и уметь наслаждаться ими, одновременно избегая, по возможности, того, что явно раздражает и портит настроение.
4. Позитивное, доверительное отношение к человече
ству в целом и его отдельным, находящимся рядом пред
ставителям. Как мы уже говорили ранее, подозритель
ность и недоверчивость делают человека агрессивным, го
товым не только к обороне, но и к упреждающему нападе
нию, заставляют без видимой причины обижать других.
5. Стремление разобраться, что зависит от нас в про
исходящих событиях, а что не зависит. То, что от нас
зависит, мы можем изменить сообразно своим взглядам,
стремлениям и представлениям. При этом стоит помнить,
что никогда нельзя делать абсолютной ставки на один
вариант событий. Как говорят англичане, «не кладите
все яйца в одну корзину». Поскольку цель и результат не
всегда совпадают, следует учесть возможные варианты и
заранее мысленно адаптироваться к ним, тогда возмож
ная неудача не будет психологически сокрушительной,
не повергнет в длительную депрессию с ненавистью ко
всему белому свету.
То, что не зависит от нас, необходимо принять как факт. Человек, неспособный принять неизбежное, вопящий, бьющийся и проклинающий, все равно ничего не меняет, он только делает самого себя несчастным. Чтобы принять обстоятельства, против которых протестует душа, можно изменить свою точку зрения на них и найти в них некие положительные стороны, способные мобилизовать наши силы для дальнейшей жизни и самореализации.
Заговорив о способах избавления от привычной де-прессивности, перманентной «несчастности», от темных очков, через которые люди порой смотрят на мир, мы фактически уже заговорили о светлом мировосприятии, об умении видеть в явлениях жизни и противоречивых обстоятельствах светлую, положительную сторону.
__________________________________ Лекция 7
Вообще-то, говорить о светлом взгляде в чем-то трудней, чем о темном. Когда нам хорошо, мы, как правило, не вдаемся в нюансы наших ощущений, а просто радуемся. Может быть, поэтому исследователи эмоций насчитали у человека 70 отрицательных эмоций и только 24 положительные. И все-таки светлое мировосприятие существует, и оно не сводится только к пиковым переживаниям, чей срок недолог, а выражается в тех самых повседневных установках сознания, которые мы перечислили несколько выше.
Оно связано с терпимым, приветливым, разумным отношением к себе, людям и событиям, без драматизации, нагнетания страстей и непомерных требований.
Светлое мировосприятие находит выражение в оптимизме и чувстве надежды.
Является ли оптимизм розовыми очками? И да и нет. Да, потому что при светлом оптимистическом взгляде мы считаем, что мир скорее красив, чем некрасив, скорее совершенен, чем несовершенен, а люди, хотя среди них и встречаются разбойники, обманщики и негодяи, все же в большинстве своем совсем неплохие ребята, с которыми можно поладить. Иногда их жалко, иногда им надо помочь, но главное то, что всегда возможно договориться. При оптимистическом восприятии человек положительно относится к самому себе, хотя для этого вовсе не обязательно претендовать на роль ангела.
В то же время оптимизм не является блаженной иллюзорностью или добровольным самообманом. Он не просто розовые очки, в нем присутствует мощное волевое начало. По хорошему определению А. Швейцера, оптимизм — это воля к жизни. При оптимизме человек, несмотря на превратности судьбы, испытывает могучую бытийную радость, он готов преодолевать препятствия и упорно проходить все жизненные этапы: от юности до глубокой старости. Он никогда не скажет, что жизнь — это одно лишь страдание, он считает, что за нее стоит
Счастье и смысл жизни
бороться, ее нужно отстаивать, сохранять и упрочивать Жизнь — ценность сама по себе, смысл, наслаждение, восторг побед и элегическое спокойствие созерцания присуши ей самой, поэтому от нее не надо бежать ни в мир иной, ни в беспамятство нирваны. Неукротимая воля к жизни, к бытию всегда стремится вперед, она не боится потерь, не пытается удержать ускользающий вчерашний день, не останавливается на достигнутом. Оптимистический человек любит мир активно и деятельно, он сливается с потоком жизни в гармоничном двуединстве и со всей полнотой проживает каждую минуту, получая от нее то, что может дать именно она.
Оптимизм выражает себя также в виде «мелиоризма»
—убеждения в том, что мир, который далеко не во всем
блистает совершенством, можно улучшить. Начиная с
эпохи Просвещения эта точка зрения господствовала в
европейском сознании, в основе ее лежал рационализм
—представление о безграничных возможностях челове
ческого разума. Из рационализма следовало, что чело
век способен познать законы функционирования и раз
вития общества, а затем применить их для усовершен
ствования человеческих взаимоотношений и социально
го устройства. Представление о ведущей роли разума вы
зывало к жизни убежденность в том, что человечество
развивается прогрессивно — от простого к сложному, от
низшего к высшему — по восходящей.
В настоящее время прогрессистские взгляды поставлены под сомнение, однако истинные оптимисты и в наши дни в конце трудного и противоречивого века не верят в мрачные пророчества о конце света или самоубийстве человечества. Они верят во всепобеждающую силу жизни и, что самое главное, предпринимают практические усилия для того, чтобы решать реальные проблемы улучшения современной ситуации и выхода из экологических и политических тупиков. Светлое мировосприятие всегда усматривает впереди перспективу, ви-
Лекция 7
лит будущее, потому что спокойно жить и продуктивно трудиться, упираясь носом в стену безнадежности, просто невозможно.
Говоря об оптимизме, мы уже коснулись чувства надежды — важнейшей составной светлого мировосприятия. Она означает, что мы предполагаем в будущем возможность перемен к лучшему. Мы не уверены (кто может быть уверен, что знает грядущее?), однако всеми силами души устремлены к тому свету, который маячит впереди. Надеяться — значит всегда ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого продолжения и благополучного исхода. Именно надежда нередко помогает людям выживать в самых тяжелых обстоятельствах и выходить из опаснейших переделок. В народе говорят: «Надежда умирает последней». Пока мы не впали в безнадежность, мы не утрачиваем оптимизма, и, значит, мы в силах трудиться, бороться, наслаждаться тем, что дает нам жизнь здесь и сейчас.
Именно надежда выступает одной из ведущих христианских добродетелей. Человек должен верить в Бога и надеяться на благодать, на милость Всевышнего, на его безграничную любовь к тварному миру и каждой человеческой душе. Однако человек должен надеяться и на самого себя. «На Бога надейся, а сам не плошай», — гласит пословица. Светлое мировосприятие всегда видит мир через призму надежды.
Последний момент, который мне хотелось бы отметить, говоря о светлом, оптимистическом взгляде на жизнь, — это юмор. Юмор — слегка отстраненное и сочувственно-насмешливое отношение к самому себе и собственным обстоятельствам — снижает накал драматизации, к которому склонны многие люди. Трагическое и пессимистическое мировосприятие — всегда результат глубокой серьезности в отношении к самому себе, и оно, как правило, связано с представлением о строго очерченном должном порядке вещей. Ригористическая суровость делает любое
Счастье и смысл жизни
отступление от принятой жизненной схемы драмой и трагедией, ломка жестко принятого стереотипа поведения и мышления сопровождается страданиями и слезами, разочарованием и депрессией. Юмор же всегда близок к игре с ее гибкостью, подвижностью, свободой, он жонглирует противоречиями, сталкивает их, высекает искру смеха из внезапного соединения несоединимого. Когда человек относится к другим и к себе с юмором, ему не грозят затяжные беспросветные состояния, он облегчает себе переживание неприятностей и страданий, просветляет собственный взгляд, дает ситуации более мягкую, снисходительную оценку, чреватую возможностью надежды на лучшее. Юмор — это луч света, это возможность посмеяться и отвлечься хотя бы на минуту от жесткого прессинга действительности. Вот почему во время любой тирании в обществе расцветает анекдотическое творчество. Смешные истории о самих себе, о правителях и власти помогают людям не впасть в отчаяние, не замкнуться на плохом, оставаться открытыми бытию.
Счастье и смысл жизни
Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. Целый ряд философских направлений и психологических школ, а также публицистика и журналистика фиксируют тот факт, что в XX в. человеческая жизнь катастрофически обессмысливается. Постмодернизм зафиксировал это в особого рода концепции, которая провозглашает смерть субъекта, распад рационального сознания, смыслоутрату как норму современного мира, как закономерный этап жизни человечества, когда на смену разного рода ценностным и интеллектуальным конструкциям, наполняющим культурную действительность, приходит деконструкция — разрушение всего и вся. Индивид становится игрушкой бессознательных сил и обезличенных текстов, он становится
Лекция 7
«ничто» — без имени, без авторства, без подчинения каким-либо правилам.
Философы-постмодернисты указывают нам на это, не печалясь и не сетуя, просто фиксируя наличную ситуацию и как бы утверждая и упрочивая распад своими собственными усилиями. Это эпатирует публику, вызывает переполох. Однако эпатаж хорош в искусстве и в теории, но он очень плох в жизни. Люди, лишившиеся смысла своего бытия, — глубоко несчастные люди. Именно они пополняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголиков, именно они совершают безмотивные жестокие преступления, они страдают от одиночества и собственной никчемности. В них нет никакого обаяния зла и романтизма дьявольщины, потому что дьявольщина тоже предполагает некоторый смысл, а там, где его нет, и говорить не о чем... Людям остро нужен смысл, несмотря на то, что думают об этом играющие в теорию интеллектуалы.
Проблема утраты жизненного смысла была в четкой форме поставлена гуманистической и экзистенциальной психологией. Особую разработку она получила в логоте-рапии Виктора Франкла.
Франкл фиксирует в своих работах, что смыслоутрата и типичная для нее депрессия настигает как индивидов, находящихся в условиях крайних лишений, так и тех, кто сыт, благополучен, чьи интересы и амбиции во многом удовлетворены. Характерной для современного западного общества стала именно разочарованность людей состоятельных, которым, казалось бы, жить да жить в свое удовольствие. Видимо, проблема упирается здесь в то, что удовлетворение низших, чисто материальных потребностей еще не дает смысла, и человеческая душа взыску-ет высших ценностей, прикосновения к предельным основаниям действительности, ответа на «последние» вопросы. Человек — не только «психика», но и дух!