Лекция Г СЧАСТЬЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
Три представления о счастье
Тема счастья постоянно присутствует в повседневном общении людей и широко отражается в философии, литературе и искусстве. О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности. Но что такое счастье? Облик его сколь манящ и прекрасен, столь же туманен и размыт. Все хотят быть счастливыми, но все понимают это по-разному. Ответов может быть множество. Одни скажут, что находят счастье в любви, другие в деньгах, третьи в творчестве, а четвертые составят целый список радостей и благ, без которых им жизнь не в жизнь. Попробуем, однако, выявить три обобщенные позиции, к которым с некоторой степенью условности можно свести многообразие взглядов на счастье.
1. Наиболее фундаментальная позиция связывает счастье с устойчивым, длящимся во времени обладанием неким высшим благом или благами. Весь вопрос в том, о каких именно благах идет речь.
Если мы имеем дело с человеком глубоко религиозным, то для него истинным счастьем будет приобщенность к Богу, соединенность с высшим Божественным началом бытия. Именно Божественная благодать является для правоверного христианина последним и оконча-
Счастье и смысл жизни
тельным счастьем, ослепительным блаженством, а отсутствие благодати переживается как богооставленность, сопровождаемая тревогой и страхом.
Иным было представление о счастье у античного мудреца. Он видел счастье в обладании благом невозмутимости. Счастлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравновешен и взирает на людскую суету с высоты своей холодноватой отрешенности.
Для людей, погруженных в повседневность и не претендующих на контакт с трансцендентным, счастье ассоциируется с благами обыденной жизни.
В разных обществах в разные периоды истории на первый план в понимании счастья выходят разные блага. Однако они всегда включают моменты здоровья и внешней привлекательности, материальной обеспеченности, социального статуса, личных отношений и индивидуального развития. При этом счастье в отличие от простой удовлетворенности предполагает обладание этими благами как бы выше среднего уровня. Счастье означает превосходную степень. Поэтому как о счастливых или счастливчиках говорят о людях:
• здоровых, крепких, красивых, живущих долгую жизнь;
• получивших большое богатство, а с ним и повышен
ную свободу действий;
• обладающих достаточно высоким социальным стату
сом и соответствующим уважением сограждан и со
племенников;
• приобретших исключительно гармоничную любовь и
дружбу;
• максимально успешно выражающих себя в труде и
творчестве.
Ну а если все эти удачные линии жизни сливаются в судьбе одного человека, то о нем можно сказать как об идеально счастливом.
Собственно, осознавая это или нет, мы все стремимся к такому идеальному счастью, когда все пять или по край-
Лекция 7
ней мере четыре из пяти перечисленных видов благ оказываются представлены полностью. Действительно, нельзя сказать как о счастливом о человеке, который богат и сановит, но всегда хворает и мучится множеством болезней. И вряд ли речь может идти о счастье, если талантливый творец влачит свои дни в глубокой нищете, да к тому же обделен любовью. Правда, можно быть счастливым и без высокого социального положения и славы, однако для многих людей именно этот момент находится на первом месте.
Следует заметить, что в реальной действительности идеально счастливых людей практически не бывает. Как говорит старая английская пословица, «у каждого свой скелет в шкафу». Тот, кто со стороны видится купающимся в море блаженства и вызывает поэтому отчаянную зависть, может на самом деле вовсе не обладать всем набором ценимых благ или быть недовольным ими.
Итак, повседневное счастье, понимаемое как обладание благами, синтетично, оно охватывает разные грани обыденной жизни.
Нельзя не обратить внимание на то, что счастье имеет объективную и субъективную сторону. Человек может быть здоров, богат, любим, уважаем, заниматься творчеством, и все же чувствовать себя глубоко несчастным. И, напротив, веселый нищий, выпрашивая подаяние на дорогах, может легко и добродушно относиться к действительности и от души любить весь мир. Он субъективно счастлив, несмотря на свои скитания и превратности судьбы. Таким образом, между объективной и субъективной сторонами не всегда наблюдается совпадение.
Можно ли, однако, проигнорировать объективные составные счастья и свести его к состоянию сознания? Видимо, нет. Дело в том, что состояние счастья, оторванное от объективных корней, может быть создано искусственным путем. Например, в результате приема наркотиков, алкоголя или через приобщение к компьютерной вир-
Счастье и смысл жизни
туальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объективно он физически и морально разрушается, не реализует заложенных в нем возможностей, разрывает свои реальные связи с другими людьми. Субъективное удовольствие при объективном распаде не может быть названо счастьем, это лишь иллюзия, морок, мираж.
Поэтому отсутствие объективных составных счастья делает человека, живущего повседневной жизнью, несчастливым. Нищета, тяжелые болезни, отсутствие заботы близких и возможностей самореализации делают несчастным даже того, кому от природы дан веселый и благожелательный нрав.
В то же время субъективная сторона счастья играет не меньшую роль. Эта субъективная сторона не сводится только к ощущению физического комфорта, хорошего настроения, радостей и чувственных удовольствий. В субъективное переживание счастья входит и удовлетворенность собой в связи с моральными критериями. Индивид может недополучить психологических «поглаживаний», развлечений и удовольствий, но он может считать,, что честно выполнял свой долг, что совесть его чиста как перед собой, так и перед другими людьми. Он может испытывать спокойствие и радость от того, что успешно трудится, творит и по мере сил делает добро другим людям. Очень важно для субъективного переживания и осознания счастья понимание того, что ты честен с самим собой и твои дела, служащие предметом гордости и удовлетворения, — не фантазия, не фикция, а реальность.
Быть счастливым — значит чувствовать себя таковым, но чувствовать с достаточным к тому основанием. Когда индивид эмоционально положительно оценивает себя, других людей, мир в целом, когда он постоянно переживает подъем, радость, удовлетворенность от реальных деяний и отношений, можно сказать, что он счастлив.
______________________________ Лекция 7
Большое значение для переживания счастья имеет спо-собность человека радоваться тому, что он делает и чего достиг. Доволен бывает тот, кто умеет довольствоваться. Непомерные амбиции, завышенные претензии, вечно голодное самолюбие, замешенное, как правило, на неумении реализовать себя, делают несчастливым даже личность, внешне успешную по всем социальным меркам. Точно так же действует заниженная самооценка, депрессивное, темное мировосприятие.
В этом смысле для обычного человека остается загадочным понимание счастья аскетами и монахами, обращенными к Богу. В мирском смысле они несчастны — оборваны, голодны, лишены собственности, одиноки. В плане мировосприятия они сознательно отвергают удовлетворенность собой, образец которой описывает нам А. С. Пушкин: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой». Христианский монах — это человек, собой глубоко недовольный, переживающий свою бесконечную грешность, терзающийся падшестью. Любой невинный проступок вырастает для него в личную трагедию, поэтому он не может быть в общечеловеческом понимании счастлив не только объективно, но и субъективно. Да монах и не ищет обычного земного счастья. Счастье людей, обращенных к Богу, радикально отличается от счастья повседневности и выражается в особых экстатических состояниях, о которых мы поговорим позже.
Обладание социально-признанными составными счастья и активное переживание их как радостных и приятных не означает владения счастьем как вещью. Счастливая жизнь — процесс подвижный, изменчивый, включающий в себя противоречия, борьбу, преодоление трудностей. Статичное безоблачное счастье, понятое как простая беспроб-лемность, очень быстро перерастает в скуку. Да-да, индивид, у которого все есть, быстро начинает скучать и тяготиться своим почти райским состоянием. Для настоящего живого счастья необходимы перемены, острые
Зак. 49 225
Счастье и смысл жизни
ощущения, моменты самоиспытания, творчества, сильные неординарные переживания. Жизнь совсем без приключений неинтересна так же, как фильм, в котором ничего не происходит. Но каждое происшествие — это нарушение спокойствия, сложившегося баланса сил и отношений. Иной вопрос, что фундаментальные крушения, невосполнимые потери и прочие тяжелые удары делают жизнь несчастной. Видимо, дело как всегда в мере. Приключения и борение необходимы для счастья ровно настолько, насколько они не разрушают динамической гармонии жизни, а способствуют ей. Это как острая приправа, добавленная в диетический питательный суп. Без приправы он полезен, но безвкусен, а передозировка остроты делает его вообще несъедобным.
Разговор о счастливой жизни может касаться актуально проживаемого периода, однако нередко он носит итоговый характер. Была ли жизнь господина N счастливой? Очевидно, можно сказать, что она была счастливой, если добро в ней преобладало над злом, если трудности, потери и разочарования не лишили N способности радоваться бытию и быть довольным. Счастье как итог жизни означает положительную оценку жизненного баланса. Объективное и субъективное выступают здесь в единстве.
Можно ли включать смерть — ее время и характер — в оценку жизненного баланса как счастливого или несчастливого? Думаю, что да, когда другие дают оценку чьей-либо завершившейся жизни. Смерть может быть ранней, и тогда о полноте счастья говорить не приходится, ибо ранняя смерть обрывает ряд важнейших жизненных линий и не дает человеку полностью реализовать себя и в достаточной степени порадоваться миру. Смерть может быть мучительной и унизительной, тогда она оказывается поистине черной кляксой в конце достаточно счастливой и радостной жизни. Так обстоит дело, когда мы оцениваем чужую завершившуюся жизнь извне. Но пока че-
Лекция 7
ловек жив и сам дает оценки своему бытию, смерть вообще не входит в круг рассматриваемых им явлений.
Думаю, было бы чрезвычайно радикальным оценивать любую человеческую жизнь как несчастливую только потому, что каждому человеку предстоит умереть. Смерть — такое же естественное условие нашего бытия, как и рождение. Человеческое представление о счастье соотнесено с необходимостью смерти как неизбежности, оно совпадает с представлением о счастливо прожитой жизни, о радостном прохождении всех жизненных этапов и органичной связи индивида с предшествующими и последующими поколениями.
2. Другая позиция связывает счастье с представлением об удаче, фортуне, счастливом стечении обстоятельств. Можно сказать, что речь идет в данном случае о том пути, который ведет к обладанию благами. Люди далеко не всегда получают все сразу, а проходят долгий извилистый путь, иногда тратят целую жизнь на то, чтобы приобрести желаемые ими блага, те самые, за которыми для них маячит призрак счастья—обладания. В данном случае счастье—удача понимается как максимально легкий путь, не отягощенный препятствиями, как естественное и благоприятное стечение событий. Когда все помогает осуществлению намеченной цели, можно считать, что человек находится в ладу с действительностью, что он правильно выбрал и свою цель, и способ действия, призванный к ней привести. Если же одни трудности громоздятся на другие и путь к цели не усыпан розами и тернист, есть причина задуматься о том, верно ли избрана цель, принесет ли она искомое счастье.
Сама по себе серия неудач, переживаемых как несчастье, может быть указанием на то, что от привычного, вымечтанного образа счастья стоит, подумавши, отступиться, ибо его воплощение в жизнь не принесет удов-летворения. Чересчур большие объективные препятствия указывают на чрезмерную субъективность стремления, на
8* 227
Счастье и смысл жизни
его волюнтаризм и потенциальную разрушительность для самой личности. Так, в жизни и в литературе мы неоднократно можем встретиться с ситуациями, когда человек, долго надрываясь для достижения счастья—обладания, получив искомое, остается глубоко неудовлетворенным и разочарованным. То, чего он добился ценой величайших жертв и усилий, обнаруживает свою несостоятельность, непохожесть на ту цель, о которой мечталось. Например, влюбленная пара, преодолевшая много препятствий, разрушившая свои прежние семьи, сойдясь для совместной жизни, обнаруживает, что обыденность отличается от романтической любви, а характеры каждого не настолько хороши, как виделись издалека. Или тот, кто терпеливо добивался социального статуса, славы и почета, обретя искомое, чувствует только разочарование и опустошение. После такого рассеивания миражей пересматривается и пройденный путь. Если искомое счастье—обладание было не достигнуто влюбленными из нашего примера, то вряд ли можно считать удачей саму их встречу, положившую начало развалу прежних отношений. Точно так же отдельные удачи на пути к славе начинают видеться разочарованному как обманные ловушки, завлекшие его в тенета ненужной суеты.
Вопрос о счастье—удаче связан с другим вопросом: а можно ли вообще стремиться к счастью как к цели? Виктор Франкл полагает, что нельзя. И здесь мы вновь неизбежно касаемся вопроса о субъективном переживании. Ощущение счастья, так же как радость и удовольствие, — это эпифеномен (побочный продукт) стремления к иным содержательным целям, имеющим для нас смысл. Например, можно стремиться написать художественное произведение и при этом испытывать творческий подъем и чувствовать себя счастливым. Однако радость и удовольствие, сопровождающие работу, появляются спонтанно, независимо от наших стараний и усилий, они приходят сами по себе. Если же делать наоборот, очень
Лекция 7
стараться испытать чувство творческого подъема и удовольствия, а для этого применять такой прием, как писательская работа, то вряд ли что-нибудь получится. Сосредоточение на переживании счастья заставляет само счастье мгновенно испаряться. Т. е. можно сказать, что реально мы способны стремиться лишь к объективной стороне счастья—обладания: к фактическому здоровью, благосостоянию, социальному статусу, к браку и контактам, которые извне принято считать хорошими Однако обладание объективными составными счастья еще не гарантирует действительной счастливости, которая всегда существует как внутреннее состояние человека, как актуальное переживание: радость, удовольствие, наслаждение, ощущение осмысленности собственной жизни, ее важности и интересности.
3. В соответствии с третьей позицией, счастье — очень мощные, глубоко впечатляющие позитивные переживания, накладывающие отпечаток на всю последующую жизнь человека. Эти переживания могут явиться к индивиду в самые разные моменты его жизни: в час творчества или в час любви, в момент посещения храма или при обычной прогулке, когда мы созерцаем природу и приобщаемся к ней. Известный западный психолог и философ XX в. Абрахам Маслоу назвал эти моменты пиковыми переживаниями.
Пиковые переживания представляют собой состояния чистой радости, самоцельные и самоценные, которые не служат для достижения чего-то другого. Это самодостаточный опыт. Человек испытывает сильнейшие позитивные эмоции просто от того, что живет, от того, что видит вокруг себя или познает, от общения с тем, кого он любит. Это счастье прямого приобщения к Бытию, глубоко бытийная радость. В такие моменты люди забывают о целедостижении, о стремлении преобразовать и переделать мир, внести человеческий порядок в окружающий хаос. Мир предстает в такие минуты как гармонич-
Счастье и смысл жизни
ное целое, которое вовсе не нуждается в доработке и переработке, в наших отчаянных субъективных усилиях. Он и так хорош сам по себе, и мы как его часть тоже хороши и прекрасны. Вот почему в пиковых переживаниях отсутствует малейший момент прагматизма, утилитарности, а значит, озабоченности или тревожности. В подобных состояниях человек испытывает при всей силе радости глубокое спокойствие, чувство укорененности в действительности, глубинной связи с ней. Он не знает в такие моменты одиночества, он не одинок и не покинут, а естественно вписан в грандиозную и сияющую совершенством картину мироздания.
Каждая вещь, на которой мы сосредоточили свое внимание, предстает как самоценная. В этот момент она как бы являет собой целую вселенную. Можно сказать, что здесь доминирует эстетический взгляд, любование, внимательное замедление над малейшей деталью того, что предстает перед взором. В то же время в пиковых переживаниях индивид глядит на окружающее не холодно-эстетски, примериваясь, с чем бы сравнить созерцаемое, он глядит любовным милующим взглядом, он любит то, на что глядит. Да и вся действительность, весь космос являет себя для человека как живая, полная смысла целостность, в жизни которой примиряются и разрешаются все противоречия, которые так терзают нас на эмпирическом уровне, при нашем обычном утилитарном восприятии вещей. В это время человек испытывает чувства удивления, благоговения и смиренно подчиняется величию переживаемого.
Пиковые переживания очаровательны и восхитительны, они наполняют человека ощущением, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Индивиду одномоментно является простота и красота мироздания, его уникальность и неповторимость. В то же время эти моменты несказанного блаженства несут выраженный нравственный оттенок: мир переживается не только как осмысленный и
Лекция 7
прекрасный, но и как законосообразный, справедливый, всему полагающий должное место и должную роль. В нем отсутствуют страхи и обиды, в которые мы нередко погружены при обычной жизни, исполненной спешки, конкурентности и труда. Напротив, индивид испытывает глубокое радостное доброжелательство к людям, сочувствие и сострадание ко всему живому, он ничем не ущемлен и желает лишь передать другим свое благоговение и бытийный восторг.
Пиковые переживания резко изменяют ориентацию человека во времени и пространстве. Художник или влюбленный, погруженный в экстатическое блаженство, перестает ощущать протяженность времени, и день может пролететь как мгновение, в то время как минута способна вместить в себя впечатления, для которых при других обстоятельствах понадобился бы целый год. Точно так же переживающий эстетический или познавательный экстаз как бы перемещается в другое измерение и может потом с трудом понять, где же именно он находится.
В пиковых переживаниях человек ощущает легкость и непринужденность, веселье, отсутствие напряжения. Все происходит как бы само собой, без усилий и надрывов. Испытываемое в такие минуты счастье далеко от серьезности. Это скорее похоже на увлекательную игру, которая развертывается сама собой, предполагает юмор, веселье, радость. Все интересно, и все замечательно. Можно быть самим собой, ни под кого не подстраиваясь.
Пиковые переживания длятся очень недолго. Это, по словам Маслоу, ситуативное достижение, пик, вершина. Да они и не могут сопровождать всю жизнь человека, обитающего в физическом теле и вынужденного решать множество сугубо практических житейских вопросов, ибо предрасполагают к созерцательности, а не к упорной борьбе за выживание и самоутверждение. Возникают такие переживания спонтанно, независимо от нашего стремления, их нельзя сознательно организовать. Они приходят
Счастье и смысл жизни
и уходят, оставаясь в памяти людей как лучшие, самые светлые мгновения их жизни, когда среди обычных забот и хлопот им вдруг открылась вечная тайна Бытия, и это было настоящее счастье.
Впечатления от пиковых переживаний сохраняются у человека на всю жизнь и освещают эту жизнь даже в самые горькие и трудные ее минуты. Они способны поддержать в горе и дать надежду на лучшее.
Полнота счастья присутствует в жизни человека, наверное, при условии, что ему знакомы все три рассмотренные нами вида счастья.
Это происходит тогда, когда мы обладаем социально ценимыми благами, когда нам везет в делах, и в то же время мы не покинуты Богом и иногда способны испытывать пиковые переживания. Счастье присутствует при спокойном и радостном мировосприятии, которое сопровождает любые испытания и трудности, делая жизненный баланс положительным.