Достоинство, гордость, гордыня

Понятие достоинства тесно связано с понятием гор­дости. В «Словаре по этике» гордость определяется как моральное чувство, в котором отражается внутреннее до­стоинство, самодостаточность и независимость личнос­ти. Есть там и другое определение: гордость — моральное чувство, в котором отражается высокая оценка челове­ком своих или чьих-либо достижений и заслуг, осозна­ние соответствия высоким ценностям и стандартам. Объе­динив два эти определения, я сказала бы, что гордость — это радость по поводу ценности и совершенства как себя самого, так и того, с чем мы себя отождествляем.

Лекция 5

Действительно, в чувстве гордости есть не только спо­койное осознание собственного достоинства, своей не­преходящей значимости, но и присутствует момент ра­дости, торжества, активного утверждения своей ценнос­ти. Когда человек горд собой, то он чувствует себя силь­ным, умелым, влиятельным, значительным во всех отно­шениях: «Аи да я! Аи да молодец!» Гордость — приятное и полезное чувство, оно не позволяет человеку ронять себя, заставляет его соответствовать определенным пози­тивным стандартам, тянуться к идеалу, к высшим пове­денческим образцам. Кроме того, гордость — это радос­тное осознание своих больших возможностей, творчес­ких потенций, светлых перспектив. Гордость ведет чело­века вперед, позволяет верить в себя.

Тот, в ком присутствует гордость, не станет раболеп­ствовать, унижаться, бездеятельно поддаваться чужому напору. Он также не бросит начатое дело на середине, не опустит руки, а проявит волю и старание для того, чтобы достигнуть намеченной цели. Гордость — результат нашей победы над обстоятельствами и над самим собой, она — следствие преодоления внешних и внутренних трудностей и препятствий. Если достоинство может и должно быть воспитано в человеке с младых ногтей, и любой человек вправе чувствовать себя достойным, то гордость — резуль­тат нашей работы над собой, ее надо заслужить. Гордить­ся собой вправе тот, кто самому себе и другим подтвердил и доказал собственную личную целостность, свою цен­ность и способность делать дела и совершать поступки. Можно поэтому сказать, что гордость — это радость под­тверждению собственного достоинства и достойности.

Гордость — внутреннее переживание, но особый «вкус» и значение она приобретает, когда может быть проявлена вовне, показана другим. Человеку нередко нужны зри­тели его гордости, чтобы было «перед кем» погордиться. В сущности, в этом нет ничего плохого, и все общества используют человеческую гордость для поощрения опре-

Достоинство человека

деленных типов поведения. Например, героизма. Герой, человек, совершивший подвиг — это тот, кто официаль­но вправе гордиться собой. Его прославляют, хвалят, при­водят в пример. Он может быть горд тем, что сделал, и будет впредь стараться поступать не хуже. А окружающие гордятся им и подпитывают его этими положительными переживаниями.

Таким образом, в своих рассуждениях мы зафиксиро­вали, что гордиться можно не только собой, но и други­ми — причем не только героями. Гордиться можно роди­телями, друзьями, родом, народом, государством. Ког­да мы гордимся другими, мы, таким образом, признаем их высокую ценность и соответствие лучшим принятым в обществе образцам. И если мы гордимся кем-то, то обя­зательно отождествляем себя с ними. Посторонними, чу­жими не гордятся. Мы можем отмечать чужие успехи, даже одобрять их или завидовать им, но если они не име­ют к нам никакого отношения, гордиться нечем. Только идентификация — отождествление себя с предметом гор­дости — создает саму гордость. Так, можно гордиться своими предками, чувствуя себя частицей простирающе­гося во времени уважаемого рода. Можно гордиться стра­ной, потому что она сильна и величественна, а я ее часть. Можно гордиться знаменитым другом, ведь он же мой друг, а я его, таким образом, я оказываюсь косвенно при­частным к его выдающимся достижениям и как бы не­зримо делю с ним его заслуженную славу.

Негативной реакцией окружающих на чужую обосно­ванную гордость бывает зависть. Зависть — это досада, мучительные и разрушительные переживания, охватыва­ющие порой индивида при созерцании чужих достоинств,

Завидовать можно чужому богатству, социальному ста­тусу, удачливости и везению, талантам, счастливо скла­дывающимся личным отношениям и т. д. и т. п. Завис­тник, как правило, приписывает предмету зависти нега­тивные черты, считает чужой успех несправедливостью и

______________________________ Лекция 5

жаждет получить то самое, чем обладает счастливчик. В худшем случае завистник прямо вредит, в лучшем стара­ется сравняться по положению с предметом зависти или превзойти его. Зависть к чужой гордости, к радостному и достойному мироотношению совершенно убийственна для завистника. Сама по себе чужая гордость выводит завист­ливого человека из себя. Оттого он так стремится лишить «гордеца» его самоуверенности и победности, заставить его чувствовать себя униженным, обделенным и недостойным. Вот почему достаточно многие люди, вполне гордящиеся собой, своими заслуженными успехами, стараются лиш­ний раз не демонстрировать гордость другим: они не хотят вызывать на себя огонь чужой зависти и довольствуются по преимуществу тайной гордостью, получая моральное удовлетворение не от внешних шумных похвал, а от пере­живания собственной достойности.

Понятие гордости естественно сопряжено с понятием скромности. Скромность — это и противоположность гор­дости, и ее дополнение. Скромность означает, что чело­век не признает за собой каких-то особых достоинств или исключительных прав, а те ценимые в обществе черты, которыми он обладает, он полагает вполне естественны­ми и ничем не выдающимися. Скромность — отказ от особого положения и отсутствие претензий на экстраор­динарность. В то же время скромный человек отнюдь не лишен достоинства, он с полным правом уважает себя, ценит свои добрые качества, хотя и не кричит о них на всех перекрестках. Вполне можно испытывать внутрен­нюю гордость от своих достижений, радоваться успеху, чувствовать удовлетворенность достигнутым или имею­щимся, но вести себя скромно, не демонстрировать сво­ей гордости, не выпячивать собственных достоинств, от­носясь к ним как к одному из своих естественных прояв­лений на длинном жизненном пути.

Правда, порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто начинает старательно показывать всем... свою

Достоинство человека

скромность! Демонстративная скромность, настойчивое самоунижение в ситуации явной победы или успеха обо­рачивается тем, что индивид как бы заставляет всех окру­жающих уговаривать его, рассказывать ему, как он хорош, хвалить и доказывать ему его право на гордость. Такой «скромник» привлекает к себе всеобщее внимание, он как будто кричит: «Поглядите, как я праведен, как я не ценю сам себя!» В подобных случаях говорят, что «скромность паче гордости». Лучше уж немножко честно погордиться, чем разыгрывать такую изощренную комедию!

Нормальная человеческая гордость вполне способна переходить в негативное качество — гордыню. Гордыня — это гордость, перешедшая свою меру, ставшая поэтому беспочвенной и преувеличенной. Гордыня, как известно, считается в христианстве наиболее тяжелым пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения — сначала ангельского, потом человеческого. Я уже упоминала о светлом ангеле Люцифере, который возгордился и при­писал себе больше достоинств, чем у него было, а потом стал претендовать на роль и место самого Бога. Так он пал, породив весь мир зла, всю дьявольскую и бесовскую рать. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как боги, и, ведомый гордыней, нарушил божественный запрет, в результате чего человечество вместо рая оказа­лось на земле. Гордыня оказывается матерью всех поро­ков, самой сердцевиной греха.

Однако посмотрим, что представляет собой гордыня в обычной жизни. Ее называют высокомерием, кичли­востью, чванством, а еще самовлюбленностью и занос­чивостью. Человек, обуянный гордыней, резко пере­оценивает себя и совсем не видит объективных достоинств у других людей. Ему кажется, что он лучше всех, что только он заслуживает похвал, уважения, внимания и интереса. Все остальные — просто серости, жалкие ничтожные лю­дишки, с которыми надо обращаться как с вещами, ма­нипулировать ими, не считаясь с их внутренним миром.

__________________________________ Лекция 5

Гордец — потенциальный покоритель всего и вся, при­писывающий себе огромные возможности и силу влия­ния, это кандидат в сверхчеловеки. Поэтому неудиви­тельно, что высокомерного человека не любят: он при­нижает или третирует других и часто получает в ответ ненависть и сопротивление.

Кичливые и чванные люди часто предполагают у себя достоинства и возможности, которых на самом деле у них нет. Они претендуют на чужое место, не осознавая, что не соответствуют ему, поэтому высокомерие почти всегда со­четается с тайной или явной завистью. Гордец вечно пола­гает, что ему недодали, он достоин лучшего и большего, что мир плох, потому что не оценил его исключительных качеств. Чрезмерно гордые люди бессознательно мстят «пло­хому миру», стремясь показать другим их истинное место.

Гордыня нередко расцветает как бы совсем без почвы, когда человек ничего стоящего в жизни не добился, ни­чем себя не проявил, и по большому счету ему вообще нечем гордиться. Но именно тогда в качестве компенса­торной реакции обычное нормальное чувство достоинства вдруг начинает раздуваться, разбухать и превращается в безосновательную иррациональную гордыню. Порой она находит источники для своего питания в предках (я — от­прыск дворянского рода) или в положении родителей (я вырос в обеспеченной культурной семье), но в этом слу­чае хочется спросить спесивца: а что представляешь собой ты сам? Что дает тебе основания презирать других? Соль, однако, состоит в том, что таких оснований нет и в прин­ципе не может быть. Достойный человек всегда учитыва­ет чужое достоинство и никогда не станет кичиться перед другими и унижать их. Гордыня — это болезненная иллю­зия, плачевный самообман, который портит жизнь и са­мому индивиду и тем, кто его окружает.

Высокомерные люди не в состоянии бесконфликтно общаться с окружающими. Они не идут на уступки, бо­ясь уронить себя, и готовы разрушить и дружбу и любовь

Достоинство человека

ради удовлетворения своей гордыни. В результате они часто остаются у разбитого корыта, но. как правило, не понимают, что причина разрушения в них самих.

Гордыне противостоит другое человеческое качество — смирение. В российской ментальности XX в. слово «смирение» приобрело сугубо негативный оттенок. Со смирением у нас ассоциируется рабская покорность судьбе и обстоятельствам, нежелание активно отстаивать свои интересы. Однако в христианской традиции смирение означает укрощение гордыни.

Дело в том, что, даже занимаясь духовным самоусовер­шенствованием, можно не избежать внутреннего высоко­мерия. Когда человек достигает путем аскезы и молитвы определенных духовных высот, он может начать незамет­но для себя гордиться ими и... возгордиться. Он чувству­ет, что его добродетели высоко возносят его над грешным миром, отрывают от грязной земли, и начинает презирать всех, кто не обладает его достоинствами. Но именно в этот момент он и теряет свою моральную и духовную вы­соту. Смирение — это отсутствие умиления собственны­ми добродетелями, это чувство, что ты несовершенен, Идо совершенства тебе идти и идти, как до линии горизонта.

Еще один позитивный смысл смирения состоит в том, что это — способность соответствовать обстоятельствам. Гордец всегда заворожен своими титаническими мечта­ми, он хочет заломать весь мир: покорить природу, пере­кроить человеческое сознание, подчинить себе волю дру­гих. Однако тот, кто не считается с объективной данно­стью, с независимостью от нас мира и чужой субъектив­ности, получает сокрушительный удар. Смирение, взя­тое в положительном смысле, помогает людям осозна­вать свое место в действительности и считаться с други­ми, чутко следовать ходу вещей.

Гордость и скромность, достоинство и смирение — пре­красные моральные качества, позволяющие нам в пол­ной мере реализовывать человеческое в себе.

Наши рекомендации