Чувство справедливости и ее созидание
Нравственное чувство справедливости заявляет о себе прежде всего как возмущение несправедливостью. Когда мы сталкиваемся, образно говоря, с наказанием невиновных и награждением непричастных, в нас возникает глубокий протест, мы чувствуем, что нарушен важнейший принцип воздаяния по заслугам, и хотим восстановить попранный порядок справедливости. Каждый должен получить то, что он заслужил, и, причем, в свой срок. Если вознаграждения и сроки путаются, то происходит то, о чем пел В. Высоцкий: «А люди все роптали и роптали, а люди справедливости хотят: мы в очереди первыми стояли, а те, что сзади нас, уже едят!»
Нас приводит в ярость нарушение равенства там, где оно должно неукоснительно соблюдаться, и доводит до исступления ситуация, когда злодей властвует и торжествует, а добрый и хороший человек унижен, подавлен и проводит свои дни в бедности.
Хотя специалисты по этике уверяют нас, что «талион-ное право» — око за око, зуб за зуб — осталось в далеком прошлом, я позволю себе усомниться в этом. Массовое сознание, которое и является и нашим, дорогие читатели, чаще всего жаждет равного воздаяния за проступок, особенно если этот проступок намеренно жесток и сознательно злокознен. В пределе это означает, что за ото-
Честность и справедливость ____________
рванное ухо следует отрывать ухо, а за смерть платить смертью. И хотя современное просвещенное право стремится к полной отмене смертной казни, а за разбой и бандитизм дает тюремные сроки и назначает штрафы, множество людей по сей день продолжают видеть справедливыми только наказания, приближенные к содеянному, когда преступник должен испытать те же страдания, что и жертва, а грабитель пережить все эмоции ограбленного. Мы не будем давать здесь оценку этой тенденции массового сознания и просто зафиксируем ее как факт.
Чувство возмущения несправедливостью — очень мощное переживание, способное подвигнуть людей на бунт, революцию, создание тайных обществ и политических партий, на борьбу с несправедливыми законами, которая длится порой всю жизнь. Справедливость — ведущий лозунг всех революций, ради ее достижения жертвуют собственным благополучием, личным счастьем, развитием способностей и даже самой жизнью. Погибнуть за правое дело — всегда было почетно. Народные герои, в той или иной форме отстаивающие справедливость, надолго сохраняются в исторической памяти, им ставят монументы, их имена дают улицам и городам.
Однако чувство справедливости, как всякое, впрочем, чувство, оказывается порой весьма коварным. На определенном этапе борьбы за справедливость можно обнаружить, что лозунг «Справедливость для всех» неявно подменяется заботой о справедливости для себя, т. е. под справедливостью скрыто таится забота о собственном благополучии и наиболее защищенных позициях: справедливо то, что хорошо... для меня! К сожалению, многие боевитые политические лидеры, говорящие о справедливости от лица народа, как только приходят к власти, начинают понимать справедливость именно таким образом, да к тому же не всегда отдают себе в этом отчет. Они предпочитают «заблуждаться», сохраняя иллюзию о себе как о радетелях общего блага.
Лекция 4
Чувство справедливости выступает не только как возмущение против несправедливости, но и как стремление установить справедливость. Человек, стремящийся установить справедливость, в явной или неявной форме берет на себя роль судьи. Он осуществляет оценку ситуации, квалифицирует по ценностной шкале поведение и качества ее участников, соизмеряет добро и зло в их поступках и выносит приговор, претендующий на правильность воздаяния. Такое судейство всегда присутствует там, где с претензией на справедливость решаются чьи-либо судьбы. Подобным судьей могут быть отец или мать в семье, учитель в школе, воспитатель в детском саду, начальник любого уровня по отношению к подчиненным, судья или присяжный в суде. Однако справедливость могут вершить и коллективы: профессиональное собрание, принимающее какое-либо решение, ученый совет, просто дружеская компания. Устанавливающие справедливость, т. е. награждающие или карающие других люди, берут на себя огромную моральную ответственность, ибо, желая установить справедливость, они способны быть глубоко несправедливыми и этой несправедливостью сломить дух человека, а возможно, сломать его жизнь.
В Библии сказано: «Не судите, да не судимы будете». Это высказывание подчеркивает, что человеческий суд — зачастую суд неправый. Во-первых, судящие люди могут просто не знать многого, не иметь достаточной информации для справедливого решения. Они не в состоянии взвесить должным образом поступок и его последствия, не могут быть уверены, действительно ли человек совершил данный поступок, не в силах выявить реальную долю участия каждого в происшествии, где участвовали несколько человек. Кроме того, каковы сами судьи? Вправе ли они, обладающие человеческими недостатками, а то и пороками, судить и осуждать других, определять им меру воздаяния? Не полезней ли им обратиться к собственным изъянам и увидеть бревно в соб-
Честность и справедливость
ственном глазу вместо того, чтобы искать соринку в глазу соседа?
Религия считает, что подлинным высшим и единственным судьей может быть только Бог.
Но человечество не в силах ждать Божьего суда. Оно вынуждено судить здесь и сейчас, осуществляя хотя бы частичную справедливость. Речь идет в данном случае не столько о сообразности закону (хотя это тоже очень важно), но о суде по совести, о стремлении быть справедливым не только формально, но и реально, по существу. Что же нужно для того, чтобы быть справедливым?
Человек, желающий судить справедливо, должен прежде всего стараться быть объективным. Это значит, что он не может позволить себе одностороннего подхода к ситуации, которую судит. Справедливость требует скрупулезного всестороннего рассмотрения событий, когда ни одна сторона не заслоняет другую, и все грани происходящего становятся достоянием судящего размышления. Упущение малейшей тонкости, какого-либо, на первый взгляд, незначительного нюанса может дать неверное истолкование. Поскольку речь идет не о чисто юридическом, а о нравственном суде справедливости, объективность означает также внимание к мотивам человеческих поступков, к тому, чего индивид желал, чего хотел достигнуть, а не только к внешней поведенческой стороне. В любом случае благие намерения оцениваются иначе, чем злокозненные планы.
Быть справедливым — значит также быть бескорыстным. Бескорыстие — исключение собственного интереса, эмоционально-личной ангажированности. Если вы желаете извлечь из ситуации некую пользу для себя, бескорыстие исчезает, тает, и вы не в силах осуществить справедливый суд. Польза необязательно может быть практической — финансовой или организационной. Это может быть психологический выигрыш. Например, вам хочется утвердить себя хотя бы перед самим собой как строгого, сурового и сильного человека. В этом случае вы станете
Лекция 4
судить о другом как можно жестче, непримиримей и, возможно, сразу же нарушите справедливость. Или вы желаете создать в глазах других образ собственной гуманности, мягкости и снискать лавры «истинного христианина», тогда вы станете, напротив, закрывать глаза на характер чужого проступка и не в меру оправдывать его. Справедливость снова пострадает.
Наконец, осуществление справедливости требует беспристрастности и правдивости. Беспристрастность означает, что нужно судить объективно, даже если человек очень нравится вам и вы искренне хотите помочь ему. Смягчив свое решение из-за личной симпатии, вы поступите несправедливо по отношению ко всем остальным людям, совершившим аналогичный проступок. Разве они виноваты, что не вызывают у вас живой приязни? Почему вы предпочитаете одного, в то время как суровы с другими? Точно так же нельзя ужесточать свои суждения, если некто вам нелюб и неприятен. Тот, кому воздается за его неверное поведение, не должен дополнительно несправедливо страдать из-за неприязни судящего: уж этого он не заслужил.
Беспристрастность выражается в правдивости, когда мы учитываем и высказываем, судя о неких событиях, только правду, не допускаем малейшей лжи, подтасовки, обмана или сокрытия фактов и мнений.
Итак, мы нарисовали идеальный образ справедливого морального судьи. Именно таким следует быть, чтобы судить по совести. Однако в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что судящие корыстны и пристрастны, субъективны и ангажированы, хотя не всегда сами это осознают. Справедливость требует высокой сознательности судящего, его честности не только с другими, но и с самим собой.
Огромным искушением для человека, желающего устанавливать справедливость, являются суровость и безжалостность. Пафос справедливости способен переходить
Честность и справедливость
в холодное торжество по поводу власти над другими, в сверхчеловечность, в отрешенность властителя, манипулирующего чужими судьбами, как пешками на шахматной доске. Порой под маской справедливости скрывается мстительная жестокость. Чтобы этого не происходило, справедливость всегда должна быть связана с глубоким переживанием сострадания и сочувствия. В свое время А. Шопенгауэр писал, что сострадание — основа справедливости. Это сострадание, направленное к любому человеку, уравновешивает агрессивность, неизбежно присутствующую во всяком судействе, и делает справедливость поистине справедливой, человечной.
Справедливость — великая ценность, и она, как я уже говорила, является мерным отношением, она сопоставляет, взвешивает, уравновешивает и воздает по заслугам. Жить без справедливости плохо и горько, однако есть еще одно человеческое качество, которое дополняет справедливость, выходя за ее пределы. Это великодушие. Если справедливость мерна, то великодушие безмерно, оно поднимается над равенством воздаяния и дает от щедрот, от полноты духовного и душевного богатства. На одном великодушии нельзя построить общественной жизни, но без этого качества люди просто перестали бы быть людьми и превратились в калькулирующие машины. Религия полагает, что любовь, доброта и великодушие Бога творят мир. Наличие великодушия у людей позволяет надеяться, что человечество способно нравственно и духовно расти, способно прощать и дарить уже не по-человечески, а по-божески. Справедливость и великодушие — две стороны одной медали, и вместе они выступают как условие человеческого счастья.