Модель двухступенчатого потока коммуникации
Лазерсфельда предусматривает:
а) два этапа влияния информации – от СМИ к лидеру общественного мнения и от лидера общественного мнения к «человеку с улицы»;
б) два этапа воздействия от личности к личности;
в) два этапа влияния – от СМИ к людям.
6. Медиаобразование это:
а) анализ контекста массовой коммуникации с точки зрения соблюдения принципов информационно-психологической безопасности;
б) обеспечение коллективного восстановления с помощью медиа;
в) направление в науки, направленное на формирование навыков использования массмедиа в интересах потребителей, овладение личностью антиманипулятивными стратегиями.
7. Культурно-психологическая компетентность это:
а) интегральная акмеологическая характеристика личности, влияющая на успешность личности и являющаяся одним из главных психологических условий актуализации потенциальных возможностей личности;
б) способность личности ориентироваться в общественной жизни, понимать общественные явления и тенденции развития социума, принимать ценности общества и человечества, строить на их основе свое поведение и отношение к окружающим.
в) интегральное социально-психологическое свойство личности, обеспечивающее эффективное взаимодействие личности с различными культурами; условие и результат успешной социализации, культурной идентификации, социальной адаптации и развития личности; выполняет функцию расширения представлений личности о себе и окружающем мире, о тех способах и стратегиях взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые вырабатываются и поддерживаются в данном культурном социуме.
Творческое задание 1
Приведите аргументы подтверждающие правоту высказывания А. Бриггза и П. Кобли, что «современные медиа – это множественное число от слова «медиум»; за понятием «медиа» (которому мы часто приписываем значение единственного числа) на самом деле стоит чрезвычайно сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией».
Творческое задание 2
Аргументируйте тот факт, что проблемы медиакультуры и медиакомпетентности находятся в центре внимания общественности, науки и культуры.
Творческое задание 3
Прокомментируйте высказывание: социально – психологическое воздействие Интернета на современное общество и личность пользователя является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы.
Творческое задание 4
Согласны ли Вы с мнением исследователя Е.Савицкой, что «реальная культурная политика СМИ в отношении детей лежит сегодня в совершенно иной плоскости: как можно раньше включить ребенка в социальные процессы как полноправного потребителя. В этом смысле транскультурное тиражирование глобальных брендов, нацеленное на детскую аудиторию, выполняет функцию «предпотребительского тренинга», адаптирует подрастающее поколение к потребностям взрослого глобального рынка». Аргументируйте свою точку зрения.
Творческое задание 5
а) Перечислите категории развлекательных программ. Приведите примеры молодежных развлекательных программ, объясните причины их популярности или непопулярности;
б) Приведите примеры просветительских, развивающих программ, предназначенных на молодежную аудиторию. Укажите причины их популярности / непопулярности среди молодежной аудитории.
Ключ к тестам
1 в) | 2 а); д) | 3 в) | 4 а) |
5 а) | 6 в) | 7 в) |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
1. Изучение отношения молодежи к определенным каналам (программам) телевидения и радио.
2. Нормы и ценности в реальном и виртуальном мире: восприятие и различие.
3. Медиасреда как источник социальных влияний: «остаточные эффекты», изменение социальных норм, ценностей и предпочтений.
4. Изучение особенностей медиакоммуникативного поведения студенческой молодежи.
5. Взаимосвязь личностных особенностей и мотивации обращения к медиапространству (Интернет – пространству, просмотру ТВ, прослушиванию радио, музыки).
6. Изучение мотивов обращения студенческой молодежи к Интернету в зависимости от личностных особенностей индивидов.
7. Влияние медиакультуры и медиаканала на формирование социального поведения личности.
8. Особенности социального поведения в виртуальной среде (аддикции, агрессия, защиты).
9. Нормы социального поведения в виртуальном пространстве (формирование виртуального контакта и правила общения в виртуальной среде).
10. Факторы и манипулятивные феномены в медиасреде.
11. Изучение социальной перцепции в Интернете.
12. Особенности социальных представлений в виртуальной среде.
13. Социальные представления о шоу-бизнесе: реальные и виртуальные ценности и предпочтения.
14. Исследование социальных представлений молодежи о роли рекламы в современном мире.
15. Манипулятивные эффекты медиакультуры: конформизм и толерантность.
16. Социальные представления о формах и причинах Интернет – аддикции.
17. Особенности и мотивация аддиктивного поведения в Интернет – пространстве.
18. Исследование социальных представлений об Интернет – собеседниках.
19. Социальный статус виртуальных партнеров в интернет – общении.
20. Представление о виртуальном партнере – формирование и особенности психологического портрета виртуального собеседника.
21. Социальные роли в виртуальных пространствах и их выбор.
22. Реальный и виртуальный образ – Я в медиасреде.
23. Психология и мотивы самопрезентации в Интернет – общении.
24. Изучение связи самопрезентации личности в Интернете с реальной идентичностью личности.
25. Исследование социальных представлений о медиакомпетентности.
26. Структура медиакомпетентности: аксиологические, когнитивные и регулятивные компоненты.
27. Функции медиакомпетентности, их реализация в поведении личности и социальные представления о них.
28. Становление медиакомпететности: параметры, факторы, механизмы.
29. Особенности медиакоммуникативного поведения студенческой молодежи: становление и измерение уровня медиакомпетентности.
30. Связь медиакомпетентности и медиаиммунитета.
31. Механизмы и содержание медиаобразования (сравнительный анализ отечественных и зарубежных культурных практик).
32. Социальные представления об особенностях виртуальных субкультур в социуме, разных социальных группах и у индивидов.
33. Восприятие медиапроектов: аксиологический анализ различных аудиторий.
34. «Психологический портрет» медиаканала в различных слушательских аудиториях.
35. Исследование медиапредпочтений молодежной аудитории.
36. Медиапредпочтения старших школьников и студентов: гендерные и возрастные особенности.
37. Исследование социальных представлений молодежи о роли рекламы в современном мире.
38. Изучение влияния современных программ и передач на формирование социального поведения личности.
39. Социализация, идентификация и индивидуация в виртуальных средах.
40. Виртуальные кумиры и герои – психология имиджа виртуальных персонажей.
41. Сравнительный анализ реальных и виртуальных факторов в регуляции социального поведения.
42. Социальная идентификация и фанаты в виртуальных средах: виды и формирование культурных практик молодежи.
43. Механизмы социальных влияний и их проявление в виртуальном мире.
44. Исследование влияния массмедиа на культурно-досуговые практики молодежи.
45. Лиминальные переходы в поликультурной виртуальной среде.
46. Отношение участникам медиапроектов: сравнение реальной и виртуальной социальной перцепции.
47. Изучение психологического портрета потребителя медиасреды в определенной субкультурной группе.
48. Психологические механизмы продвижения медиапроектов: взгляд со стороны потребителя.
49. Психологические механизмы продвижения медиапроектов: взгляд со стороны продюсера.
50. Потребительское поведение в медиасреде: лояльность и приверженность аудитории к медиапроектам.