Модель двухступенчатого потока коммуникации

Лазерсфельда предусматривает:

а) два этапа влияния информации – от СМИ к лидеру общественного мнения и от лидера общественного мнения к «человеку с улицы»;

б) два этапа воздействия от личности к личности;

в) два этапа влияния – от СМИ к людям.

6. Медиаобразование это:

а) анализ контекста массовой коммуникации с точки зрения соблюдения принципов информационно-психологической безопасности;

б) обеспечение коллективного восстановления с помощью медиа;

в) направление в науки, направленное на формирование навыков использования массмедиа в интересах потребителей, овладение личностью антиманипулятивными стратегиями.

7. Культурно-психологическая компетентность это:

а) интегральная акмеологическая характеристика личности, влияющая на успешность личности и являющаяся одним из главных психологических условий актуализации потенциальных возможностей личности;

б) способность личности ориентироваться в общественной жизни, понимать общественные явления и тенденции развития социума, принимать ценности общества и человечества, строить на их основе свое поведение и отношение к окружающим.

в) интегральное социально-психологическое свойство личности, обеспечивающее эффективное взаимодействие личности с различными культурами; условие и результат успешной социализации, культурной идентификации, социальной адаптации и развития личности; выполняет функцию расширения представлений личности о себе и окружающем мире, о тех способах и стратегиях взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые вырабатываются и поддерживаются в данном культурном социуме.

Творческое задание 1

Приведите аргументы подтверждающие правоту высказывания А. Бриггза и П. Кобли, что «современные медиа – это множественное число от слова «медиум»; за понятием «медиа» (которому мы часто приписываем значение единственного числа) на самом деле стоит чрезвычайно сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией».

Творческое задание 2

Аргументируйте тот факт, что проблемы медиакультуры и медиакомпетентности находятся в центре внимания общественности, науки и культуры.

Творческое задание 3

Прокомментируйте высказывание: социально – психологическое воздействие Интернета на современное общество и личность пользователя является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы.

Творческое задание 4

Согласны ли Вы с мнением исследователя Е.Савицкой, что «реальная культурная политика СМИ в отношении детей лежит сегодня в совершенно иной плоскости: как можно раньше включить ребенка в социальные процессы как полноправного потребителя. В этом смысле транскультурное тиражирование глобальных брендов, нацеленное на детскую аудиторию, выполняет функцию «предпотребительского тренинга», адаптирует подрастающее поколение к потребностям взрослого глобального рынка». Аргументируйте свою точку зрения.

Творческое задание 5

а) Перечислите категории развлекательных программ. Приведите примеры молодежных развлекательных программ, объясните причины их популярности или непопулярности;

б) Приведите примеры просветительских, развивающих программ, предназначенных на молодежную аудиторию. Укажите причины их популярности / непопулярности среди молодежной аудитории.

Ключ к тестам

1 в) 2 а); д) 3 в) 4 а)
5 а) 6 в) 7 в)  

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

1. Изучение отношения молодежи к определенным каналам (программам) телевидения и радио.

2. Нормы и ценности в реальном и виртуальном мире: восприятие и различие.

3. Медиасреда как источник социальных влияний: «остаточные эффекты», изменение социальных норм, ценностей и предпочтений.

4. Изучение особенностей медиакоммуникативного поведения студенческой молодежи.

5. Взаимосвязь личностных особенностей и мотивации обращения к медиапространству (Интернет – пространству, просмотру ТВ, прослушиванию радио, музыки).

6. Изучение мотивов обращения студенческой молодежи к Интернету в зависимости от личностных особенностей индивидов.

7. Влияние медиакультуры и медиаканала на формирование социального поведения личности.

8. Особенности социального поведения в виртуальной среде (аддикции, агрессия, защиты).

9. Нормы социального поведения в виртуальном пространстве (формирование виртуального контакта и правила общения в виртуальной среде).

10. Факторы и манипулятивные феномены в медиасреде.

11. Изучение социальной перцепции в Интернете.

12. Особенности социальных представлений в виртуальной среде.

13. Социальные представления о шоу-бизнесе: реальные и виртуальные ценности и предпочтения.

14. Исследование социальных представлений молодежи о роли рекламы в современном мире.

15. Манипулятивные эффекты медиакультуры: конформизм и толерантность.

16. Социальные представления о формах и причинах Интернет – аддикции.

17. Особенности и мотивация аддиктивного поведения в Интернет – пространстве.

18. Исследование социальных представлений об Интернет – собеседниках.

19. Социальный статус виртуальных партнеров в интернет – общении.

20. Представление о виртуальном партнере – формирование и особенности психологического портрета виртуального собеседника.

21. Социальные роли в виртуальных пространствах и их выбор.

22. Реальный и виртуальный образ – Я в медиасреде.

23. Психология и мотивы самопрезентации в Интернет – общении.

24. Изучение связи самопрезентации личности в Интернете с реальной идентичностью личности.

25. Исследование социальных представлений о медиакомпетентности.

26. Структура медиакомпетентности: аксиологические, когнитивные и регулятивные компоненты.

27. Функции медиакомпетентности, их реализация в поведении личности и социальные представления о них.

28. Становление медиакомпететности: параметры, факторы, механизмы.

29. Особенности медиакоммуникативного поведения студенческой молодежи: становление и измерение уровня медиакомпетентности.

30. Связь медиакомпетентности и медиаиммунитета.

31. Механизмы и содержание медиаобразования (сравнительный анализ отечественных и зарубежных культурных практик).

32. Социальные представления об особенностях виртуальных субкультур в социуме, разных социальных группах и у индивидов.

33. Восприятие медиапроектов: аксиологический анализ различных аудиторий.

34. «Психологический портрет» медиаканала в различных слушательских аудиториях.

35. Исследование медиапредпочтений молодежной аудитории.

36. Медиапредпочтения старших школьников и студентов: гендерные и возрастные особенности.

37. Исследование социальных представлений молодежи о роли рекламы в современном мире.

38. Изучение влияния современных программ и передач на формирование социального поведения личности.

39. Социализация, идентификация и индивидуация в виртуальных средах.

40. Виртуальные кумиры и герои – психология имиджа виртуальных персонажей.

41. Сравнительный анализ реальных и виртуальных факторов в регуляции социального поведения.

42. Социальная идентификация и фанаты в виртуальных средах: виды и формирование культурных практик молодежи.

43. Механизмы социальных влияний и их проявление в виртуальном мире.

44. Исследование влияния массмедиа на культурно-досуговые практики молодежи.

45. Лиминальные переходы в поликультурной виртуальной среде.

46. Отношение участникам медиапроектов: сравнение реальной и виртуальной социальной перцепции.

47. Изучение психологического портрета потребителя медиасреды в определенной субкультурной группе.

48. Психологические механизмы продвижения медиапроектов: взгляд со стороны потребителя.

49. Психологические механизмы продвижения медиапроектов: взгляд со стороны продюсера.

50. Потребительское поведение в медиасреде: лояльность и приверженность аудитории к медиапроектам.


Наши рекомендации