Тема 2. Методы медиапсихологии
Подходы к исследованию массмедиа (общепсихологический, социально-психологический, социологический). Методы исследования массовых коммуникаций. Медиаметрия. Рейтинг. Опрос. Интервью. Беседа. Тесты. Контент-анализ. Дневниковые записи. Групповые дискуссии. TV-метрия. Дискурс-анализ. Метод фокус-групп. Мета-анализ.
Контрольные вопросы и задания
для самостоятельной работы по теме 2
1. Охарактеризуйте подходы к исследованию массмедиа.
2. Проведите анализ научных методов и определите преимущества и недостатки их использования в медиапсихологии.
Основная литература
1. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под. ред. проф. А. Ф. Ануфриева. М.: Ось-89, 2008.
2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации.М.: Аспект Пресс, 2008.
3. Шарков Ф. И. Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Альфа-Пресс, 2008.
Дополнительная литература: 38, 76.
Тема 3. История становления и развития массмедиа.
Массмедиа как психологический феномен
Возникновение и развитие СМИ. Классификация медиа. Современные виды медиа как совокупность самостоятельных видов деятельности (фотожурналистика, журналистика, радио, пресса, телевидение, книгоиздательство, интернет, фотография, кинобизнес). Каналы массмедиа. История эмпирического изучения массмедиа. Теории и модели массовых коммуникаций. Основные характеристики массовых коммуникаций. Социально-психологические функции медиа в современном обществе. Медиа как агент социализации. Теории социализации и эффекты воздействия СМИ. Роль медиа в социальном конструировании реальности. Формирование стереотипов и социальных представлений в процессе массовых коммуникаций.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы по теме 3
1. Дайте краткую характеристику различных видов медиа.
2. Проанализируйте и сравните различные теории и модели массовых коммуникаций.
3. Назовите основные каналы массмедиа.
4. Какова роль медиа в социальном конструировании реальности?
5. Опишите механизмы формирования социальных стереотипов и представлений в процессе массовых коммуникаций.
Основная литература
1. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2004.
2. Денис Э., Мерилл Дж. Беседы о массмедиа. М., 1997.
3. Лассуэлл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 233–242.
4. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Вагриус, 1996.
5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Дополнительная литература: 65, 83, 90, 91.
Тема 4. Массмедиа и культура.
Фактор культуры в медиапсихологических исследованиях
Культура как психологический феномен, как система информации и как коммуникация. Процессы глобализации и культура. Мультимедиа как феномен культуры, средство коммуникаций и культурного обмена. Социально-психологические функции массмедиа в современной культуре и современные тенденции развития массовых коммуникаций. СМИ и культура: эффекты взаимодействия (влияние культуры на массмедиа и воздействие массмедиа на культуру). Теоретические проблемы исследования медиа в различных культурах. Культурные различия в медиаповедении людей. Культурная самоидентификация личности в современном медиапространстве. Медиамир, культурно-психологическое пространство, переходы и барьеры культурных границ личности.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы по теме 4
1. Охарактеризуйте взаимосвязь культуры и массмедиа.
2. В чем проявляются культурные различия в медиаповедении людей.
3. Охарактеризуйте понятия: «культурно-психологическое пространство личности», «переход культурных границ», «культурно-психологические барьеры».
Основная литература
1. Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. М., ПЭРСЭ, 2002.
2. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006.
3. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. М., 2007.
4. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
5. Триандис Гарри С. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.
Дополнительная литература: 1, 6, 26, 46, 48.
Тема 5. Психологическое исследование медиакультуры:
проблемы и перспективы
Медиакультура как социально-психологический феномен. Медикультура как особый тип организационной культуры. Феноменология, теория и подходы к исследованию медиакультуры. Теоретическая и практическая значимость исследований медиакультуры для развития медиапсихологии. Социально-психологические функции медиакультуры. Психологические проблемы медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества (психологический анализ самочувствия личности в условиях медиакультуры; медиакультура как источник социальных представлений; роль медиакультуры в формировании группового сознания и др.). Медиакультура личности. Медиакультура отдельных социальных сообществ, социальных систем и групп. Медиакультура общества в целом. Перспективные направления изучения медиакультуры в рамках медиапсихологии. Медиалогия как новая гуманитарная наука об эволюции (генезисе) медиакультуры.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 5
1. Оцените роль исследований медиакультуры для развития медиапсихологии.
2. Перечислите функции медиакультуры?
3. Проанализируйте социально-психологические проблемы медиакультуры.
Основная литература
1. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. … докт. филос. наук. СПб., 2007.
2. Жижина М. В. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Педагогика. Психология. Саратов, 2007.
3. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006.
4. Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005.
5. Федоров А. В. Проблемы медиавосприятия и развитие аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. 2002. № 2. С. 84–89.
Дополнительная литература: 2, 36, 48, 51.
Тема 6. Психология медиапроизводства в поликультурном
мире. Психологические основы функционирования медиа
Модели функционирования СМИ. Теории взаимодействия средств массовых коммуникаций и аудитории (теории ограниченного, неограниченного влияния, теория социальной ответственности СМИ, постмодернистская теория «гипериндивидуалистической аудитории»). Изучение эффектов воздействия массмедиа на личность как основная задача медиапсихологии. Виды телевизионной продукции (новостные, аналитические, развлекательные, просветителькие программы). Медиапродукция как предмет медиапсихологии. Медиапланирование как процесс определения целей и стратегий эффективного использования СМИ. Психологические методы воздействия массмедиа на аудиторию (заражение, внушение, убеждение, научение, рекламные манипулятивные техники и стратегии, PR, общественное мнение, эпатажность, мифологизация, виртуализация, сенсационность). Современные медиапродукты. Социально-психологические исследования эффективности массмедиа (удовлетворенность аудитории; изменение отношения к определенным событиям, явлениям; изменения в поведении зрителей, слушателей в пространстве определенных событий. Анализ факторов роста значимости СМИ в современном обществе. Двусторонняя зависимость массмедиа и аудитории. Массмедиа как инструмент манипуляции и средство медиатерапии. Психологическая типология медиатекстов (информационно-фактографические, оценочные, рационально-убеждающие, эмоционально-побуждающие, монологичные, полилогичные, реалистические, деловые, гедонистические и т.д.). Дифференциирующие и интегрирующие медиасообщения как направленность на различные социальные группы аудитории. Социально-психологические аспекты новых информационных технологий (прямой эфир, режим «оn-лайн» периодических изданий и т.п.). Модели медиаинститутов и их роль в социализации личности.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 6
1. Какие существуют теории взаимодействия средств массовых коммуникаций и аудитории?
2. Перечислите и раскройте содержание психологических методов воздействия массмедиа на аудиторию.
3. В чем, по Вашему мнению, состоит рост значимости массмедиа в массовом сознании аудитории?
4. Почему изучение эффектов влияния массмедиа является важной сферой изучения медиапсихологии?
5. Объясните, почему между массмедиа и аудиторией существует двустороннее взаимовлияние?
Основная литература
1. Виктор Ян В. Продвижение. Система коммуникации между предпринимателями и рынком. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2003.
2. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 243–256.
3. Леонтьев А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. С. 46–48.
4. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Вагриус, 1996.
5. Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М., 2002.
6. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Дополнительная литература: 43, 58, 60.
Тема 7. Психология продвижения и потребления
медиапроектов. Психология восприятия и отношения
к медиапроектам
Аудитория как объект и субъект коммуникации. Виды аудитории (потенциальная, реальная, базовая). Социально-психологические особенности различных групп аудитории: варианты медиаповедения и медикоммуникативного взаимодействия. Категория продвижения в междисциплинарных исследованиях. Продвижение медиапроектов как социально-психологический феномен. Условия, факторы, стратегии и каналы продвижения медиапроектов. Медиапотребление как результат деятельности продвижения (повышение первоначальной ценности товара без улучшения исходной качества товара). Подходы в выборе СМИ (рациональный, нормативный, межличностный). Психологические механизмы восприятия медиа (готовность, ожидание, идентификация, эмпатия, эффект эмоционального заражения). Восприятие коммуникатора аудиторией. Процессы массовизации и индивидуализации потребления медиапродуктов. Психология восприятия образов транслируемых массмедиа. Изучение потребностей и личностных ценностей аудитории. Классификация мотивов обращения личности к массмедиа. Прагматическая модель выбора СМИ. Дифференциация аудитории в соответствии с образом жизни и другими социально-психологическими характеристиками. Эффекты влияния массмедиа на личность (эффекты дезиндивидуализации личности, зависимость от массмедиа, конформизм и др.). Социально-психологические функции исследований аудитории массмедиа. Анализ эмпирических исследований восприятия коммуникаторов массмедиа. Теории влияния СМИ на аудиторию. Эффект Бартлета. Эффект ореола. Эффект реактенса. Эффект привыкания. Эффект Барнума. Эффект насыщения. Эффект бумеранга. Эффект иллюзии знаний (Ноэлле-Нойманн). «Болезнь развлечения» (Хольтц-Бах). «Закон вымышленной действительности». «Эффект третьего лица». «Сеть удовольствий» Веннера. Теория «Управления настроением» Д. Цельмана. Гипотеза «Основного направления». «Процессуальная модель исследования фрейминг-процессов» (Шойфелле). «Модель двухступенчатого потока коммуникации» Лазерсфельда, Берельсона и Годэ. «Культивация мнений» Г. Гербнера. «Усталость от сочувствия» (Местрович). «Модели маркетингового отклика» (когнитивные, аффективные, интегративные, модели низкой вовлеченности). «Теория унифицированных последствий». Модель оценки стимула Клауса Шерера (критерии оценки: релевантность, импликация, способность к преодолению, соответствие нормам). «Концепт содержательности СМИ» (Райс).
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы по теме 7
1. Каковы взаимосвязи между социально-психологическими характеристиками личности и типом медиакоммуникативного поведения.
2. Охарактеризуйте эффекты влияния массмедиа на личность.
3. Проанализируйте взаимосвязь ценностей личности с мотивами обращения к массмедиа.
4. Каковы психологические механизмы восприятия медиа?
5. Перечислите предназначения эмпирических исследований аудитории массмедиа.
6. Раскройте смысл «модели маркетингового отклика».
7. Назовите теории влияния СМИ на аудиторию.
8. Опишите 1-2 эмпирических исследований, касающихся изучения восприятия коммуникаторов массмедиа.
9. Раскройте содержание следующих эффектов влияния массмедиа на личность: эффект привыкания, эффект иллюзии знаний, эффект бумеранга.
Основная литература
1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков: Изд-во гуманит. уиверситет, 2007.
2. Жижина М. В. Структурно-функциональный анализ продвижения музыкального проекта на рынок // Российский психологический журнал. Т. 4. № 4. М., 2007.С. 63-77.
3. Иванов А. Е. Современный подход к описанию предпочтений потребителей. СПб.: СПбТЭИ, 1995.
4. Петренко В. Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. № 3. Т. 4.
5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Дополнительная литература: 6, 36, 59, 61, 62, 63.
Тема 8. Психология медиакоммуникативного взаимодействия
массмедиа и молодежной аудитории.
Анализ современных исследований в области медиаэффектов
Изучение влияния телевидения и Интернета на детей и молодежную аудиторию как приоритетное направление медиапсихологии. Влияние массмедиа на когнитивное и эмоциональное развитие молодежи. Влияние массмедиа на досуговые практики молодежи. Влияние телевидение на поведение детей. Реалити-шоу, ток-шоу, эпатажные юмористические программы для молодежи (миссия, функции). Кино: воздействия и роль в жизни молодежи. Медиа в структуре семейной жизни. Психологические особенности Интернет-культуры. Психологическое содержание понятия «виртуальная реальность». Типы компьютерной коммуникации в Интернете. Психологические характеристики интернет-коммуникации. Net-мышление. Интернет и три области медиапсихологии (по П. Винтерхофф-Шпурку). Особенности образа «я» жителей Интернета. Особенности эмоциональной и когнитивной сферы жителей Интернета. Исследования самоотношения и самооценки жителей Интернета. Функции и типология эффектов воздействия Интернета. Развитие личности опосредованное обучающими интернет-технологиями. Особенности самопрезентации личности в интернете. Аддиктивные феномены в виртуальном пространстве (интернет-зависимость, зависимость от интернет-общения, телезависимость).
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы по теме 8
1. Проанализируйте роль различных видов медиа в жизни молодежи.
2. Как влияют массмедиа на досуговые практики молодежи?
3. Функции кино, реалити-шоу и различных юмористических программ в жизни молодежи.
4. Проведите сравнительный анализ каналов ТНТ и МТV.
5. В чем состоит смысл содержания «виртуальная реальность»?
6. Проанализируйте эффекты влияния Интернета и телевидения.
7. Что понимается под понятием «Net-мышление».
8. Охарактеризуйте особенности интернет-коммуникаций.
9. Чем характеризуются особенности эмоциональной и когнитивной сферы жителей Интернета.
10. Назовите особенности самопрезентации личности в Интернете.
11. Раскройте причины, факторы риска развития медиааддитивных форм поведения.
Основная литература
1. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.
2. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.: Издательство «ЛКИ», 2008.
3. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007.
4. Савицкая Е. «Глобальный подросток»: результат и предпосылка культурной глобализации // Дети и культура. М., 2007. С.11–36.
5. Шариков А. В., Чудинова В. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. М., 2007.
6. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 86–102.
Дополнительная литература: 5, 29, 44, 71, 81, 93.
Тема 9. Медиаобразование как проблема медиапсихологии
Медиаобразование как направление в педагогике и психологии. Связь медиаобразования с другими науками. Цель и задачи медиаобразования (формирование осознанного критического отношения к потребляемой информационной продукции, профилактика медиааддикций, обучение навыкам защиты от манипулятивных стратегий и влияний массмедиа и т.д.). История медиаобразования. Связь медиаобразования с другими науками. Формы медиаобразования (лекция, беседа, письменные работы, сочинения, творческие работы, написание репортажа, статьи, киновидеосъемка, раскадровка, составление коллажей, афиш, эвристические и игровые занятия, встречи с деятелями медиакультуры и т.д.). Варианты проведения медиаобразовательных занятий. Зарубежные и отечественные концепции медиаобразования («инъекционная», защитная теория; идеологическая теория; культурологическая теория; семиотическая теория; теория развития критического мышления; практическая теория; эстетическая теория; социокультурная теория и др.). Медиаобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности. СМИ и проблема «информационного иммунитета» (Е. Е. Пронина). Понятие «информационного менталитета». Исследование СМИ как медиаобразовательной системы. Направления медиаобразования. Медиаобразовательные проекты как фактор преодоления социокультурных, психологических барьеров в коммуникативной сфере. Разработанность проблем медиаобразования в междисциплинарных исследованиях. Роль медиаобразовательных стратегий и технологий в оптимизации взаимодействия СМИ и молодежной аудитории. Применение медиаобразовательных технологий на практике (анализ имеющихся работ в этой области). Перспективные линии и проблемы современного медиаобразования.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы по теме 9
1. В чем состоят задачи медиаобразования как проблемы медиапсихологии.
2. Кратко опишите основные этапы в развитии медиаобразования.
3. Раскройте смысл понятий «информационно – психологическая безопасность личности», «медиаиммунитет», «информационный менталитет».
4. Охарактеризуйте формы проведения медиаобразовательных занятий.
5. Опишите наиболее известные концепции медиаобразования и перечислите направления современного медиаобразования.
6. Приведите 1-2 примера использования медиаобразовательных технологий на практике.
Основная литература
1. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1.
2. Возчиков В. А. Введение в медиаобразование. Бийск: НИЦ БиПИ, 1999.
3. Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова). Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2007.
4. Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Кучма, 2006.
5. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.
Дополнительная литература: 19, 23, 25, 27, 31, 32, 33, 53, 67, 74.
Тема 10. Медиаиммунитет и медиакомпетентность
как условия эффективного поведения и информационной
безопасности личности в современном медиамире
Компетентность и психологическая культура личности. Медиакомпетентность как результат медиаобразования и свойство личности. Медиакоммуникативная компетентность, медиаграмотность, медиаобразованность, медиазащищенность: соотношение понятий. Структура и критерии медиакомпетентности. Виды грамотности и образованности в отношении к СМИ (по Майровицу). Понятие «медиаиммунитет». Медиакомпетентность как форма и компонент формирования культурно-психологической компетентности личности. Роль культурно-психологической компетентности в процессе осуществления медиакоммуникативного взаимодействия. Анализ программ формирования медиакомпетентности.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы по теме 10
1. Проанализируйте связь компетентности и психологической культуры личности.
2. Какие психодиагностические методы используются для оптимизации состава команды?
3. Разграничьте понятия «медиакоммуникативная компетентность», «медиаграмотность», «медиаобразованность», «медиазащищенность».
4. Раскройте смысл понятия «медиаиммунитет».
5. Назовите критерии и показатели медиакомпетентности.
6. Раскройте смысл понятия «культурно-психологическая компетентность» и ее роль в повышении эффективности медиаобразования.
7. Приведите пример 1-2 программ формирования медиакомпетентности.
Основная литература
1. Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2002. № 1.
2. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков: Изд-во гуманит. уиверситет, 2007.
3. Жижина М. В. Культурно-психологическая компетентность: к определению понятия // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2008. С.67-71.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., 2002.
5. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Телекоммуникации и информатизация образования. 2007. № 3. С. 26–54.
Дополнительная литература: 32, 33, 36, 39, 50, 68, 88.