Программа курса разработана на кафедре психологии
Им. Н.Г. Чернышевского
М. В. Жижина
Курс
«Основы медиапсихологии»
ИЦ «Наука»
Саратов 2008
УДК 159.9:070
ББК 88.4
Ж 70
Программа курса разработана на кафедре психологии
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского
Научные рецензенты:
В. И. Страхов, кандидат психологических наук, профессор, заведующий психологической лабораторией Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского;
Т. И. Черняева, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина;
Ж 70 Жижина М. В. Курс «Основы медиапсихологии»: Учебно – методическое пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 50 с.
ISBN 978-5-91272-806-8
Данная работа представляет собой учебно – методическое пособие, которое включает подробное изложение тем, программу и методические указания к курсу «Основы медиапсихологии». Курс предполагает изучение новой отрасли психологической науки – медиапсихологии, которая включает в себя теоретическое, научное и практическое знание о психологических аспектах взаимодействия и поведения личности в медиамире. Это знание имеет большое значение для тех областей общественной практики, которые связаны с оценкой, учетом и проектированием отношений личности и массмедиа в рамках современной медиакультуры, с изучением процессов медиапроизводства и медиапотребления, развития медиакомпетентности и формирования медиаиммунитета (медиазащищенности) личности.
Издание предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов старших курсов университетов (факультетов социально – гуманитарного профиля).
УДК 159.9:070
ББК 88.4
ISBN 978-5-91272-806-8 © Жижина М. В., 2008
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая программа разработана для студентов социально-гуманитарного профиля (прежде всего, факультета философии и психологии), обучающихся по специальности «Психология». Содержание дисциплины «Основы медиапсихологии» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Социальная психология», «Кросс-культурная психология», «Социология», «Культурология». Дисциплина «Основы медиапсихологии» предназначена для студентов старших курсов дневной и заочной форм обучения.
Актуальность изучения данного курса связана с возрастающей ролью медиа в жизни общества и отдельной личности. Медиамир существенным образом меняет культурное пространство современного человека, делает его принципиально поликультурным, поскольку различные медиаканалы по-разному отражают и репрезентируют многогранные стороны реального мира. Ускорение темпа социальной жизни, необходимость принятия незамедлительных решений в условиях возрастающего объема информации, виртуализации социальной среды ставят человека перед необходимостью осваивать все более разнообразные по своей природе ценностные системы, включаться в различные культурные практики.
Медиакультура сегодня перемещается в центр общественной жизни, проникает в экономику и политику, становится важным социальным инструментом воздействия на групповое и индивидуальное сознание. Она выступает как фактор, воздействующий на формирование индивидуальной и групповой картины мира, в том числе, влияющий на содержание системы социальных представлений личности о самой медиакультуре и медиасреде.
Содержание медиаинформации находит отражение в сознании человека, влияет на его поведение, формирует отношение к действительности и т.п. Изучение психологических факторов и механизмов регуляции социального поведения человека в поликультурной среде приобретает особую актуальность.
Значимость исследований медиапсихологических проблем в наше время определяется не только необходимостью теоретической разработки нового для психологии класса проблем, но и связана с резким расширением сферы действия массмедиа, глобальным влиянием средств массовой информации, превращением медиапространства в поликультурное по содержанию и форме.
Медиапсихология – это новая быстро развивающаяся отрасль психологической науки, предметом которой является личность, рассматриваемая в контексте современной медиакультуры как динамично развивающейся сферы мировой культуры. Предметная область медиапсихологии включает описание основных компонентов медиакультуры, выявление психологических закономерностей отношения и поведения человека в поликультурных медиапространствах, а также изучение психологических феноменов и механизмов восприятия медиакультуры, процессов формирования и функционирования медиакомпетентости личности, – в системах медиаобразования, медиапроизводства и медиапотребления. Медиапсихология представляет собой теоретическое, научное и практическое знание, имеющее большое значение для областей общественной практики, связанных с оценкой, учетом и проектированием психологических аспектов взаимодействия личности и массмедиа в рамках современной медиакультуры. В задачи медиапсихологии входит изучение поведения личности, обусловленного воздействием средств индивидуальной и массовой коммуникации, исследование персональных и групповых медиаэффектов, анализ влияния медиасреды на развитие субъекта, становление личности и психологическое самочувствие человека.
В настоящее время наблюдается активизация исследований в области отношений личности и массмедиа, что связано с возрастающей информатизацией общества, медиализацией социальной среды, усилением роли массмедиа в обществе, и есть все основания полагать, что в дальнейшем интерес психологов и специалистов других областей к медиапсихологии будет усиливаться.
Цель дисциплины – ознакомить студентов с новой отраслью психологической науки – медиапсихологией, изучающей процессы медиапроизводства, медиапотребления, формирования медиакомпетентности и медиаиммунитета (медиазащищенности).
Задачи курса:
1. Сформировать у студентов научные представления о медиапсихологии, ее предметной области, принципах и направлениях исследования.
2. Создать у студентов целостное представление о системах массмедиа, их роли, функциях видах в современном мире.
3. Рассмотреть роль культуры в функционировании массмедиа; проанализировать функции массмедиа в современной культуре.
4. Проанализировать социально-психологические проблемы медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества.
5. Обобщить достижения современных исследований в области медиапсихологии.
6. Ознакомить студентов с основными методами и методиками исследования эффектов массмедиа; сформировать аналитический подход к исследованию личности в контексте медиакультуры; выработать навыки эмпирического исследования.
7. Раскрыть психологические основы медиапроизводства и медиапотребления.
8. Проанализировать задачи медиаобразования в рамках формирования медиакомпетентности и медиаиммунитета.
В результате изучения дисциплины студент должен:
· знать основополагающие проблемы в области медиапсихологии, аспекты функционирования медиакультуры в современном обществе;
· уметь самостоятельно анализировать разные теоретические подходы и концепции в области медиапсихологии, применять психологические знания в практике организации психологических медиаисследований.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предлагаемый курс «Основы медиапсихологии» содержит 10 тем, последовательно раскрывающих предметную область, исторические вехи в развитии и становлении медиакультуры; социально-психологические функции массмедиа в современном мире; связь медиапсихологии с другими науками; междисциплинарный подход в медиапсихологических исследованиях; основные методы и результаты эмпирических исследований; проблемы медиаобразования.
Курс направлен на формирование научных представлений о психологических проблемах современных медиакоммуникаций, на ознакомление студентов с современным состоянием социально-психологических исследований массмедиа, которые играют все более возрастающую роль в поликультурном медиамире. В материалах спецкурса раскрывается предметное поле, спектр задач, базовые понятия, принципы, подходы и методы медиапсихологии. В систему психологических представлений студентов вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство уже освоенных понятий. Обсуждается теоретическая база развития медиапсихологии, в качестве которой выступают исследования в области социальной психологии, социологии и психологии массовых коммуникаций, психологической антропологии, журналистики, кросс-культурной психологии, педагогики, культурологии.
Особенностью программы курса «Основы медиапсихологии» является тесная связь теоретического материала и с практической направленностью. Она выражается в том, что при чтении лекций широко используются результаты эмпирических исследований, проведенных различными научными организациями и исследовательскими творческими коллективами. Лекционный материал иллюстрирует основные теоретико-методологические положения дисциплины, снабжен примерами реального использования методов и концепций медиапсихологии и медиаобразования на практике.
Один из основателей медиапсихологии П. Винтерхофф-Шпурк определяет ее как «область науки, которая на микроаналитическом уровне описывает и объясняет поведение человека, обусловленное влиянием средств индивидуальной и массовой коммуникации. Таким образом, предметом изучения медиапсихологии является использование и влияние масс-медиа и, прежде всего, ТВ» [1, с. 245]. Это определение явно акцентирует внимание медиапсихологов на изучении влияний средств массмедиа на личность. Однако, на наш взгляд, было бы не совсем верно отожествлять медиапсихологию с психологией массовых коммуникаций. Поэтому в содержании курса специально подчеркивается тот факт, что в современных медиапсихологических исследованиях акцент перемещается на разработку проблем и создание программ защиты от негативного и манипулятивного влияния медиатехнологий. При этом все исследователи единодушны во мнении о том, что роль и влияние медиасреды на социальное поведение индивида и на социум в целом будут возрастать.
Согласно структурной организации курса первая группа тем посвящена общеметодологическим и теоретическим вопросам медиапсихологии; вторая – содержит рассмотрение методов и подходов к исследованию эффектов массмедиа и особенностей поведения человека в медиакультурной среде.
Особое место в курсе отведено рассмотрению функций медиакультуры, ее феноменологии, механизмов функционирования, перспективных направлений в исследовании медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества. Анализируются данные теоретических и экспериментальных исследований в области медиапсихологии, опубликованные за последние десять лет. В контексте курса рассматриваются проблемы трансформаций личности, возникающих в поликультурном медиамире, под действием средств массмедиа.
В связи со сказанным, наряду с объяснением феноменов медиакоммуникативного взаимодействия личности и медиа, программа курса содержит анализ типологии эффектов массмедиа и их влияния на личность. Анализируются данные теоретических и экспериментальных исследований в области медиапсихологии, опубликованные за последние десять лет. В частности, приводятся данные исследований, посвященных изучению влияния массмедиа на когнитивную, эмоциональную, ценностную сферы личности. Рассматриваются варианты социального поведения личности в медиасреде, социально-психологические особенности медиапредпочтений; анализируются психологические механизмы продвижения медиапроектов на рынок.
В качестве одной из важнейших проблем курса мы выделяем тему, посвященную изучению целей и задач медиаобразования, в число которых входит формирование осознанного критического отношения к потребляемой информационной продукции, профилактика медиааддикций, обучение навыкам защиты от манипулятивных стратегий и влияний массмедиа и т.д.
Завершает композиционную линию курса проблема медиакомпетентности. В рамках изучение данной темы рассматриваются проблемы компетентности, психологической культуры личности. Особый акцент делается на анализе понятия «культурно-психологическая компетентность», которая рассматривается как фактор повышения эффективности медиаобразования. Проанализирована роль медиакомпетентности как формы и компонента культурно-психологической компетентности личности в процессе осуществления медиакоммуникативного взаимодействия.
В ходе изучения курса студенты сформируют не только научные представления об основных направлениях медиапсихологических исследований, но также ознакомятся с количественными и качественными методами, методиками. На семинарах и практических занятиях студенты получат также информацию об организации конкретного исследования в области медиапсихологии с целью выработки необходимых навыков разработки собственной программы исследования (определение предмета и объекта исследования, цели, задач, разработка проблематики исследовательского проекта, выбор методического инструментария исследования, построение программы эмпирического исследования).
Методически изучение представляемого курса предполагает проведение лекций, семинаров и практических занятий, в рамках последних планируется проведение круглого стола по теме: «Медиапсихология: актуальные проблемы и перспективные направления исследования». Программой курса также предусмотрено, что на завершающем этапе прохождения курса студенты разрабатывают и защищают исследовательские проекты по проблемам медиапсихологии, ориентируясь на предложенный им примерный тематический перечень тем.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСЧЕТ ЧАСОВ
ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕДИАПСИХОЛОГИИ»
Номер и наименование темы | Кол-во часов по очной форме | Кол-во часов по заочной форме | ||||||
Всего | Лекции | Семинар | Самостоятельная | Всего | Лекции | Семинар | Самостоятельная | |
1. Предметное поле медиапсихологии. | 12ч. | 4 ч. | 4ч. | 4ч. | 6ч. | 2ч. | - | 4ч. |
2. Методы медиапсихологии. | 4ч. | 2 ч. | - | 2ч. | 4ч. | - | - | 4ч. |
3. История становления и развития массмедиа. Массмедиа как психологический феномен. | 4ч | 2ч | - | 2ч. | 4ч. | - | - | 4ч. |
4. Массмедиа и культура. Фактор культуры в медиапсихологических исследованиях. | 4ч. | 2 ч. | - | 2ч. | 3ч. | - | - | 3ч. |
5. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы. | 5ч. | 2 ч. | - | 3ч. | 4ч. | - | - | 4ч. |
6. Психология медиапроизводства в поликультурном мире. Психологические основы функционирования медиа. | 6ч. | 2ч. | - | 4ч. | 7ч. | 2ч. | - | 5ч. |
7. Психология продвижения и потребления медиапроектов. Психология восприятия и отношения к медиапроектам. | 7ч | 4ч. | - | 3ч. | 6ч. | 2ч. | - | 4ч. |
8. Психология медиакоммуникативного взаимодействия массмедиа и молодежной аудитории. Анализ современных исследований в области медиаэф-фектов. | 14ч. | 4ч. | 4ч. | 6ч. | 8ч. | - | 4ч. | 4ч. |
9. Медиаобразование как проблема медиапсихологии. | 6ч. | 2ч. | - | 4ч. | 5ч. | - | 5ч. | |
10. Медиаиммунитет и медиакомпетентность как условия эффективного поведения и информационной безопасности личности в современном медиамире. | 8ч. | 2ч. | 2ч. | 4ч. | 5ч. | - | 5ч. | |
Всего | 70ч. | 26ч. | 10ч. | 34ч. | 52ч. | 6ч. | 4ч. | 42ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Вопросы к зачету по курсу «Основы медиапсихологии»
(для очного отделения)
1. Предмет, задачи и принципы медиапсихологии. Взаимосвязь медиапсихологии с другими науками.
2. Развитие и становление зарубежных и отечественных исследований в области медиакоммуникаций.
3. Современное состояние медиапсихологических исследований.
4. Методы медиапсихологии.
5. История эмпирического изучения массмедиа. Теории и модели массовых коммуникаций.
6. Социально-психологические функции медиа в современном обществе.
7. Массмедиа и культура: эффекты взаимодействия.
8. Медиакультура как социально-психологический феномен. Социальные представления о медиакультуре.
9. Психология медиакультуры в поликультурном мире. Теоретическая и практическая значимость исследования медиакультуры.
10. Перспективные направления изучения медиакультуры в рамках медиапсихологии.
11. Двусторонняя зависимость массмедиа и аудитории. Теории и эффекты влияния СМИ на аудиторию.
12. Психологические основы функционирования медиа. Психологические методы воздействия массмедиа на аудиторию.
13. Продвижение медиапроектов как социально – психологический феномен.
14. Психология восприятия медиапродукции массмедиа и отношения личности к медиапродуктам.
15. Психология потребления медиапродукции.
16. Типология аудитории. Социально-психологические особенности различных групп аудитории: варианты медиаповедения и медикоммуникативного взаимодействия.
17. Психология медиакоммуникативного взаимодействия массмедиа и молодежной аудитории.
18. Влияние телевидения на когнитивное и эмоциональное развитие детей и молодежи. Эффекты телевидения.
19. Психологические особенности интернет-культуры.
20. Функции и типология эффектов воздействия Интернета.
21. Психологическое содержание понятия «виртуальная реальность». Аддитивные феномены в виртуальном пространстве.
22. Современные исследования в области медиапсихологии.
23. Медиаобразование как проблема медиапсихологии. Цели, задачи и направления медиаобразования.
24. Зарубежные и отечественные концепции медиаобразования.
25. Роль медиаобразовательных стратегий и технологий в оптимизации взаимодействия СМИ и молодежной аудитории.
26. Медиаиммунитет личности: структура и функции.
27. Роль компетентности и психологической культуры личности в современном мире информации.
28. Медиакомпетентность: структура, критерии и функции.
29. Медиакомпетентность как форма и компонент формирования культурно-психологической компетентности личности.
30. Применение медиаобразовательных технологий на практике. Программы формирования медиакомпетентности.
Вопросы к зачету по курсу «Основы медиапсихологии»
(для заочного отделения)
1. Предмет, задачи и принципы медиапсихологии. Взаимосвязь медиапсихологии с другими науками.
2. Современное состояние медиапсихологических исследований.
3. Методы медиапсихологии.
4. История эмпирического изучения массмедиа. Теории и модели массовых коммуникаций.
5. Социально-психологические функции медиа в современном обществе.
6. Массмедиа и культура: эффекты взаимодействия.
7. Медиакультура как социально-психологический феномен. Социальные представления о медиакультуре.
8. Психология медиакультуры в поликультурном мире. Теоретическая и практическая значимость исследования медиакультуры.
9. Двусторонняя зависимость массмедиа и аудитории. Теории и эффекты влияния СМИ на аудиторию.
10. Психологические основы функционирования медиа. Психологические методы воздействия массмедиа на аудиторию.
11. Продвижение медиапроектов как социально – ихологический феномен.
12. Психология восприятия медиапродукции массмедиа и отношения личности к медиапродуктам.
13. Психология потребления медиапродукции.
14. Типология аудитории. Социально-психологические особенности различных групп аудитории: варианты медиаповедения и медикоммуникативного взаимодействия.
15. Психология медиакоммуникативного взаимодействия массмедиа и молодежной аудитории.
16. Влияние телевидения на когнитивное и эмоциональное развитие детей и молодежи. Эффекты телевидения.
17. Психологические особенности интернет-культуры.
18. Функции и типология эффектов воздействия Интернета.
19. Медиаобразование как проблема медиапсихологии. Цели, задачи и направления медиаобразования.
20. Медиаиммунитет и медиакомпетентность личности: структура и функции.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Основная литература
1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков: Изд-во гуманит. уиверситет, 2007.
2. Жижина М. В. Медиакультура: культурно-психологиеские аспекты. М.: Вузовская книга, 2009.
3. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006.
4. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Вагриус, 1996.
5. Медиа / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: Юнити-Дана, 2005.
6. Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М., 2002.
7. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Дополнительная литература
8. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под. ред. проф. А. Ф. Ануфриева. М.: Ось-89, 2008.
9. Бабаева Ю. Б., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1999. № 1. С.89–100.
10. Бакусева М. Б. Телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе: Автореф. дис. … канд. филог. наук. СПб., 2006.
11. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: Дисс. … канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2003.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
13. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2004.
14. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации.М.: Аспект Пресс, 2008.
15. Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные коммуникации. М.: Гардарики, 2008.
16. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1.
17. Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2002. № 1.
18. Виктор Ян В. Продвижение. Система коммуникации между предпринимателями и рынком. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2003.
19. Возчиков В. А. Введение в медиаобразование. Бийск: НИЦ БиПИ, 1999.
20. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. … докт. филос. наук. СПб., 2007.
21. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.
22. Герасимова С. А. Культурология и теория телекоммуникации. М.: Гардарики, 2007.
23. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЭРСЭ, 2003.
24. Григорова Д. Е. Медиобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности (на примере реалити-шоу) // Медиаобразование. 2006. № 3.
25. Гура В. В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов // Медиаобразование. 2005. № 1. С. 77–80.
26. Денис Э., Мерилл Дж. Беседы о массмедиа. М., 1997.
27. Дзялошинский И. М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. 4-5 декабря 2008 / Сост. И. В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. С. 84-103.
28. Дубровский Д. И. Новая реальность: человек и компьютер // Полигнозис. 2003. № 3. С. 20–32.
29. Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № № 3 (19). С. 72-80.
30. Забродин Ю. М., Жижина М. В. Поп – культура как вид корпоративной культуры современной молодежи. // Матер. VIII Международных Плехановских чтений. М.: Изд-во РЭА, 2005.
31. Завьялов А. Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2005.
32. Змановская Н. Ф. Формирование медиакоммуникативной образованности будущих учителей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
33. Иванов А. Е. Современный подход к описанию предпочтений потребителей. СПб.: СПбТЭИ, 1995.
34. Иванова Л.А. Формирование медиакоммуникационной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): Автореф. дис. … канд. пед наук. Иркутск, 1999.
35. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
36. Коновалова Н. А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Вологда, 2004.
37. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. М., 2007.
38. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.: Издательство «ЛКИ», 2008.
39. Кутькина О. П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2006
40. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 243–256.
41. Лассуэлл Г. Структура и функции коммуникации в обществе// Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 233–242.
42. Леонтьев А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. С. 46–48.
43. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007.
44. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
45. Луман Н. Медиакоммуникации. М.: Логос, 2005.
46. Луман Н. Реальность масс-медиа. М.: Логос, 2005.
47. Лютенс Ф. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.
48. Марков Б. В. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество. М.: АСТ, 2004. С. 454–463.
49. Маслов О. Р., Пронина Е. Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Прикладная психология. 1998. № 1. С. 41–50.
50. Мастерман Л. Обучению языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 5. С. 31–37.
51. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
52. Медведева А. Е. Основы информационной культуры: (Программа курса для вузов) // Социол. исследования. 1994. № 11. С. 59–67.
53. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
54. Мурюкина Е. В. Классификация показателей развития аудитории в области медиакультуры // Дополнительное образование. 2006. № 6. С. 39–45.
55. Новикова Л. А. Развитие межкультурной компетентности студентов педагогического университета на основе использования телекоммуникационных технологий: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2007.
56. Обухова Е. В. Культурная социализация и самоидентификация хакеров: Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2004.
57. Ольховников А. В., Уварова А. А. Типология телевизионной аудитории // Социол. исследования. 1998. № 7.
58. Панарин И. Н. Технология информационной войны. М.: «КСП+», 2003.
59. Петренко В. Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. № 3. Т. 7.
60. Петров И. Ф. Культурные потребности личности: дифференцированный подход: Автореф. дис. … докт. филос. наук. Тюмень, 1997.
61. Пигров К. С. Телевидение, как этап в развитии виртуального пространства // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11–13 апреля 2000 г. СПб., 2000. С. 31–36.
62. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
63. Пронина Е. Е. СМИ и ребенок: проблемы информационного иммунитета // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение. М., 2007. С. 415–416.
64. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., 2002.
65. Романовский И. И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистов России, 2004.
66. Российская педагогическая энциклопедия. М.,1993.
67. Рыжих Н. П. Медиаобразование студентов педвуза на материале англоязычных экранных искусств: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006.
68. Савельева О. А. Развитие информационной и коммуникативной компетентностей в системе информационной подготовки студентов-психологов на основе информационно-образовательной среды: Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
69. Савицкая Е. «Глобальный подросток»: результат и предпосылка культурной глобализации // Дети и культура. М., 2007. С.11–36.
70. Словарь по культуре и культурологии / Сост. и ред. А. И. Кравченко. М., 2003.
71. Сорочкин Б. Ю. Введение // Дети и культура. М., 2007. С. 7.
72. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М.: Норма: Инфра, 2000.
73. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М., 2008.
74. Столбникова Е. А. Медиаграмотность современных педагогов как профессиональная компетентность // Медиаобразование. 2006. № 2. С. 40–51.
75. Телевизионные и рекламные коммуникации / Под. ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2002.
76. Терин В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации // Социол. исследования. 1997. № 11. С. 25-31.
77. Триандис Гарри С. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.
78. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Телекоммуникации и информатизация образования. 2007. № 3. С. 26–54.
79. Федоров А. В., Новикова А. А, Челышева И. В., Каруна И. А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2004.
80. Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В. Федорова). Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2007.
81. Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971.
82. Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1996. № 2. С. 64-79.
83. Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом осуществлении личности. Омск: Изд-во Сибир. ин-та культурологии, 2001.
84. Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Кучма, 2006.
85. Чудинова В. П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура. М., 2007.
86. Чудова Н. В. Особенности образам Я «жителя» Интернета // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 54-59.
87. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 86–102.
88. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.
89. Шариков А. В., Чудинова В. Детское телевидение. Взгляд социолога. // Дети и культура. М., 2007.
90. Шарков Ф. И. Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Альфа-Пресс, 2008.
91. Шлыкова О. В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры. М.: МГУКИ, 2003.
92. Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005.
93. Янгирова Г. Ф. Образы массовой культуры в представлениях детей 6 -7 лет о школе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
94. Armstrong M. Handbook of personnel management practice. NY., 1998.
95. Gelder K. The Subcultures Reader. London; N. Y., 1997.
96. Gerbner G., Educators, Activists Organize to Promote Media Literacy in U.S. In: The New Citizen, 1995. Vol. 2. № 2.
97. Gilmore M. Night Beat: A Shadow History of Rock & Roll. Gil. N.Y., 1998.
98. Grot S. LSD Psychotherapy. Pomona., 1980.
99. Fiske J. Television Culture. London, 1988.
100. Luhmann N. The Future Cannot Begin: Temporal Structures in Modern Society // Social Research. 1976. № 43.рр.130–152.
101. Marsh I. Making Sense of Society: An Introduction to Sociology London; N.Y., 1969.
102. Silverblatt, A. Media Literacy. Westport, Connecticut-London: Praeger, 2001.
103. Worsnop C. M. Media Literacy Through Critical Thinking. NW Center for Excellence in Media Literacy, 2004. pp. 57–59.
104. http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php
105. http://www.ifap.ru
106. http://www.mediaeducation.boom.ru
9. ТЕСТЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО
КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ МЕДИАПСИХОЛОГИИ»
(темы 1 – 10)
Ключ к тестам
1 в) | 2 а); д) | 3 в) | 4 а) |
5 а) | 6 в) | 7 в) |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
1. Изучение отношения молодежи к определенным каналам (программам) телевидения и радио.
2. Нормы и ценности в реальном и виртуальном мире: восприятие и различие.
3. Медиасреда как источник социальных влияний: «остаточные эффекты», изменение социальных норм, ценностей и предпочтений.
4. Изучение особенностей медиакоммуникативного поведения студенческой молодежи.
5. Взаимосвязь личностных особенностей и мотивации обращения к медиапространству (Интернет – пространству, просмотру ТВ, прослушиванию радио, музыки).
6. Изучение мотивов обращения студенческой молодежи к Интернету в зависимости от личностных особенностей индивидов.
7. Влияние медиакультуры и медиаканала на формирование социального поведения личности.
8. Особенности социального поведения в виртуальной среде (аддикции, агрессия, защиты).
9. Нормы социального поведения в виртуальном пространстве (формирование виртуального контакта и правила общения в виртуальной среде).
10. Факторы и манипулятивные феномены в медиасреде.
11. Изучение социальной перцепции в Интернете.
12. Особенности социальных представлений в виртуальной среде.
13. Социальные представления о шоу-бизнесе: реальные и виртуальные ценности и предпочтения.
14. Исследование социальных представлений молодежи о роли рекламы в современном мире.
15. Манипулятивные эффекты медиакультуры: конформизм и толерантность.
16. Социальные представления о формах и причинах Интернет – аддикции.
17. Особенности и мотивация аддиктивного поведения в Интернет – пространстве.
18. Исследование социальных представлений об Интернет – собеседниках.
19. Социальный статус виртуальных партнеров в интернет – общении.
20. Представление о виртуальном партнере – формирование и особенности психологического портрета виртуального собеседника.
21. Социальные роли в виртуальных пространствах и их выбор.
22. Реальный и виртуальный образ – Я в медиасреде.
23. Психология и мотивы самопрезентации в Интернет – общении.
24. Изучение связи самопрезентации личности в Интернете с реальной идентичностью личности.
25. Исследование социальных представлений о медиакомпетентности.
26. Структура медиакомпетентности: аксиологические, когнитивные и регулятивные компоненты.
27. Функции медиакомпетентности, их реализация в поведении личности и социальные представления о них.
28. Становление медиакомпететности: параметры, факторы, механизмы.
29. Особенности медиакоммуникативного поведения студенческой молодежи: становление и измерение уровня медиакомпетентности.
30. Связь медиакомпетентности и медиаиммунитета.
31. Механизмы и содержание медиаобразования (сравнительный анализ отечественных и зарубежных культурных практик).
32. Социальные представления об особенностях виртуальных субкультур в социуме, разных социальных группах и