Понятие морали и нравственности
Понятие морали и нравственности
Мораль – внешнее требование и поведение человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
2.Категории:свобода; творчество; ответственность.
Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воли. Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
2. Категории:добро и зло; любовь; совесть; стыд.
Раскрыть понятие: свобода, ответственность и творчество
Свобода - возможность поступать так, как хочется, так же сущность человека и его существования. Свобода - это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная.
Ответственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.
Творчество - это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычное откровение, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость, предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление.
Евангельских заповедей Блаженства (ступени святости)
Произнесены Иисусом в ходе Нагорной проповеди и дополняющие Декалог.
Заповеди блаженства приведены в Евангелиях от Матвея (5:3-11) и от Луки (6:20-23).
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны скорбящие, ибо утешатся.
3. Блаженны кроткие (вариант перевода: скромные), ибо унаследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие истины, ибо насытятся.
5. Блаженны милосердные, ибо помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо наречены будут сынами Божиими.
8. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Поиск смысла жизни. Поиск веры и три подхода к ней.
Найти смысл жизни – значит найти свою жизненную цель.
В чем смысл жизни?
· В богатстве, славы и власти;
· В выполнении бытовой автоматической повседневности;
· В продолжении рода;
· В творческой самореализации;
· В карьере
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования вдоказательствах, хотя иногда и подыскивает их
Три подхода к вере:
· Религия – мировоззрение и мироощущение;
· Атеизм – отрицание бытия Бога потустороннего;
· Агностицизм – утверждение, что мы вообще не можем знать и с уверенностью сказать о существовании Бога.
Основные признаки христианской любви.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает»
Исторические тип семейных отношений в России.
1) Патриархальная (муж глава семьи)
2) Детоцентристская (большое значение уделяется детям)
3) Супружеская (стабильность брака зависит от качества отношений)
Нравственные основы воспитания. Факторы социализации воспитания.
Механизмы воспитания.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
· Идентификации.
· Драматизация.
· Осознавание.
· Сублимация.
· Вытеснение, изгнание образа.
Формирование нравственности
На начальном этапе развития личности у ребёнка формируется элементарная нравственность, которая основывается на послушании и подражании взрослым - своим родителям, требования которых он выполняет. Такое поведение регулируется извне. Изначально модель поведения ребёнка закладывается родителями. Он фиксирует и запоминает их поведение и стремится скопировать, с их слов начинает понимать, что делать правильно, а что недопустимо.
На следующем этапе развития прививается конвенциональная нравственность, когда возникают собственные представления о добре и зле. Здесь происходит сравнение себя с окружающими и индивидуальная нравственная оценка своего и чужого поведения. Человек начинает ориентироваться на общественное мнение, его поведение направлено на одобрение со стороны окружающих.
Далее происходит формирование автономной нравственности. Человек формирует личное мнение о правильности или неправильности своих поступков, с точки зрения морали. Происходит личностная оценка своих моральных принципов, основанная на собственных ощущениях - совести и стыде.
19. Три типа неправильного воспитания выделены В.И.Гарбузовым, А.И.Захаровым и Д.Н.Исаевым:
· отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);
· гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);
· эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я – большой» в качестве самодовлеющей ценности).
Понятие морали и нравственности
Мораль – внешнее требование и поведение человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
2.Категории:свобода; творчество; ответственность.
Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воли. Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
2. Категории:добро и зло; любовь; совесть; стыд.