Личностные смыслы педагогических понятий.
Важнейшим понятием педагогики личности является смысл. Представление о смысле традиционно подменяется более простым и расхожим – значением. Эти понятия взаимосвязаны, но на практике употребляются раздельно. В связи с этим, вместо личностного образования на уровне развития смыслов учеников учитель-традиционалист занимается насаждением в их сознание известных значений.
Смысл – это внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Смысл укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знание не может быть усвоено. Оно может быть только построено самим человеком.
Основа явлений существует независимо от человека до тех пор, пока он не начинает ее оценивать или придавать ей личностный смысл. Традиционное образование дает знание о различных смыслах на уровне их значений, как о раз и навсегда установленных смыслах. По мнению В.П. Зинченко, понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно, в силу принадлежности живому субъекту и включенности в систему его деятельностей, всегда страстно.
Личностный смысл – это особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям, являющееся устойчивым регулятором ее жизнедеятельности и поведения. Смысл – это то, ради чего человек живет. «Смысловой единицей жизни» (А.Н. Леонтьев) может быть цель, мотив, потребность, чувство, позиция и т.д.
Человек не выдумывает смысл, а находит, выбирает его среди ценностей жизни и культуры. Однако, только после того, как эти ценности переживаются личностью, смысл их становится ее достоянием. Задача образования, в связи с этим, состоит в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в пространство культуры, где «живут» ценности. Ценности науки, истории, культуры, природы и т.д. могут быть представлены детям, а смыслы – нет. Ценности только тогда становятся смыслами, когда они «прожиты» личностью. Смыслы человек проживает сам: в своих мыслях, переживаниях, намерениях, поступках, отношениях, творческих делах и других «смысловых единицах жизни», которые должны быть включены в содержание обучения и воспитания.
Значение (в традиционном образовании) – это однозначно установленная форма представления знания, а по сути – изображение его смысла таким, каким он видится с точки зрения классической науки. Представленное в таком виде, значение придает знанию мнимую завершенность.
Педагогика личности придерживается иной, философской точки зрения на значение, придавая ему гуманистическое звучание:
Понятие значения устанавливает, что сознание развивается внутри некоторого культурного целого, где исторически кристаллизован опыт общения, мировосприятия, деятельности и который индивиду надо построить (В.П. Зинченко). Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в личностном бытии человека (Г.Г. Шпет), а понятие значения – подключенность этого сознания к сознанию общественному, к культуре.
Смысл знанию придается личностью благодаря активной деятельности ее сознания. В современном человекознании зафиксировано около 17 000 определений понятия личность. Ни одно из них не является и не может являться конечным, также как неисчерпаема личность. Вместе с тем, педагогика не может довольствоваться бесконечным перебиранием размытых понятий.
В философско-педагогической лексике греческой античности понятия «личность» не было. Но оно подразумевалось, как проявление души, имеющей связь не только с ее носителем – конкретным человеком, но и с другими людьми, а также с Творцом. В поздней (римской) античности появляется понятие «персональный» (от лат. Persona – маска, роль актера). Так называли индивида, который рассматривался уже не только как природный организм, но и как организм, проявленный в своем человеческом качестве.
Однако впоследствии ни подразумеваемый смысл личности, ни оформление его в термин, т.е. в слово, обозначающее понятие для более широкого употребления, не помешало представлять ее так, как это было удобно с позиций материалистической или идеалистической философии. Поэтому существующие формулировки грешат определенной предвзятостью. Одной из причин предвзятого отношения к личности является осознанно проводимая философами материалистической школы подмена личностного смысла индивидуальным значением.
Индивидуальность – неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности.
Своеобразный философский комфорт, удобство такой подмены обусловлены тем, что для материализма индивид – это часть человеческой массы, которая выделяется своими качествами и отличительными свойствами, проявляя их на уровне значений, а не смыслов. Индивидуальность – это потенциальная личность. Индивид не доставляет особых проблем при управлении им, в гораздо большей степени обнаруживая признаки массы, нежели своей индивидуальности.
При всей своей «непохожести», индивид руководствуется рациональным мышлением, допускающим (из соображений пользы) необходимость следовать только внешним, как правило, более сильным, чем исходящие от самого себя, влияниям. Следуя логике мышления, неподкрепленной духовной деятельностью сознания, индивид становится объектом, т.е. приемником, пассивным исполнителем воздействий. Он не утрачивает своей индивидуальности, но уже и не имеет возможности для ее проявления, как средства самореализации.
Для первого ознакомления с феноменом личности отметим, что еще с ХVIII в., т.е. после философских открытий И. Канта, личность начинают отличать от индивидуальности. Вместе с тем, в традиционной науке личность обозначается как социальное качество человека, которое по мере развития человекознания наполняется все более глубоким содержанием. В существующих определениях подчеркивается, что социальность проявляется в способностях личности быть участником исторического процесса, принадлежать к определенной социальной группе, разделяя ее ценности и убеждения, принимать на себя различные социальные роли, влиять на исторические события, преобразовывать общество, природу и самого себя и т.д. Деятельностная природа личности исследована достаточно хорошо. Со всей определенностью можно утверждать, что личность – это деятель, что социализация личности происходит в совместной деятельности с людьми.
Однако личностно-деятельностный подход не отражает всего богатства социальности, высшим проявлением которого является духовность, поиск смыслов, рефлексия. Личность – это человек, который выбирает не только дело, но идею, это «человек с идеей» (Ф.М. Достоевский), или человек со смыслом. При этом важно то, что смыслы человек не выдумывает, он их находит среди ценностей культуры. Личность – это человек, интегрированный в культуру, находящийся в диалоге с ней. Многие свойства личности определяются образом человека культуры, складывающимся в общественном сознании в тот или иной исторический период, с которым личность идентифицирует себя. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры являются свобода, духовность, гуманность, творчество, способность гармонизировать свои отношения с людьми, поэтому личность в современном представлении – это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, адаптивный, способный к нравственному выбору и ответственному поведению.
Кроме социализации и культурной идентификации в становлении личности действует механизм персонализации. Личность – это персона, т.е. человек, осознающий себя личностью, и уважаемый людьми за свои индивидуально-личностные качества. Сущность личности, по К. Роджерсу, выражает ее «самость», ее самосознание, субъектность, способность действовать сознательно и ответственно.
А.В. Петровский утверждает, что своей реальной предметной деятельностью и общением каждый человек производит существенные изменения не только в себе, но и в других людях, осуществляя определенные «вклады» себя, своих сил, способностей, ума, характера в других людей. И этими персональными «вкладами» в других измеряется личность.
Согласно этой теории, личность тем значительнее, чем большее влияние она оказывает на людей. Это, безусловно, правильно, но вопрос состоит в том, каково содержание тех «вкладов», которые личность оставляет в душах, умах, сердцах людей? Этот вопрос снова обращает нас к ценностно-смысловому содержанию жизнедеятельности личности, к ее личностным смыслам как внутренним детерминантам ее саморазвития, самоопределения, саморегуляции.
Становление личности – это процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, дискретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери. Педагог должен понимать, что имеет дело с личностью, которая многое не знает о себе, находится в процессе становления, в поиске себя и смыслов своей жизни, и главное, что требуется ребенку в процессе движения к собственной личности – это помочь ему самому разобраться в себе и решить собственные жизненные проблемы.
У каждой личности есть свой жизненный путь, своя история (С.Л. Рубинштейн). Бывает, что одно какое-либо событие оказывается столь значительным для личности, что изменяет весь строй ее мыслей и отношений, по-иному определяет ее жизненный путь. Педагог должен улавливать эти «узловые» события, поворотные моменты жизненного пути личности и оказывать ненавязчивую помощь в осознании ею социальных последствий принимаемых решений, способов самореализации, путей самоопределения. Понять ребенка можно, только зная его жизненную историю. Поэтому основным методом изучения учащихся в системе личностно ориентированного образования является монографический анализ, предполагающий анализ особенностей развития личности в единстве с описанием ее жизненного пути.
Итак, в контексте личностно ориентированного образования, личность – это человек (ребенок) имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности.
Личность ребенка, равно как и студента, еще не завершена, многое в ней только намечено, а многое еще не успело проявиться, это еще не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостроительства, поиска собственного «лика». Ей удастся найти себя, обрести духовную устойчивость и целостность, личную независимость и свободу, если в этом поиске педагог сможет организовать ее встречу с ценностями культуры, которые станут личными смыслами ее жизни.
Обобщение многих определений, где за основу берется человеческий, а не общественный смысл бытия, позволяет представить следующую формулировку:
Личность – это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность – смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая ненаносящие вреда обществу средства. Личность ответственна за свой выбор перед собой и Богом, чьи нравственные постулаты являются единственным ориентиром и ограничителем ее свободы.
Личность способна противостоять усредняющему, обобществляющему воздействию окружающей среды, навязываемому обществом образу жизни. Человек сам сотворяет в себе личность, востребуя то личностное, что свойственно только ему в живой природе.
Личностное – это то, что принадлежит только личности, как носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания.
Вместе с тем, личностным традиционно принято считать достаточно безличностные, общие (типологические) характеристики поведения индивида. К ним относят способности (память, интуицию, талант), моральные качества (бескорыстие, принципиальность, надежность), деловые качества (практичность, дисциплинированность, бережливость), волевые качества (целеустремленность, требовательность, сосредоточенность) и т.п. Эти качества, безусловно, характеризуют личность с внешней стороны. Но при этом без внимания остается основная гуманистическая категория, источник и механизм поведения, порождающий все личностное в индивидуальности.
Эта категория – сознание. Для своего понимания она требует не только естественно-научного подхода, но и тех философских обоснований, что приближают педагогику к наукам о человеческой сущности. Естественно-научный подход в своей сугубо материалистической ипостаси игнорирует ведущую роль сознания в развитии личности, представляя его в качестве исключительно внешне управляемого объекта. Это, по сути, снимает возможность принадлежности данного научного подхода к гуманистической парадигме.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности. Сознание – это не только знание, но и со-знание, страстное отношение к знанию – о себе и о мире. Содержание сознания – переживание: отчетливое знание того, что человек является тем, кто переживает чувственные и смысловые (умственные) образы, имеющие ценностную основу.
Сознание обладает множеством функций, которые выступают одновременно и в виде его структур(составных частей). Наиболее важной и едва ли не единственной с точки зрения материализма является функция отражения действительности.Возведение ее в ранг приоритетной позволило ограничить образование педагогической деятельностью, направленной на формирование отражательных, воспроизводящих возможностей учащихся.
Формирующий подход рассматривал воспитание как процесс разносторонних воздействий на личность, отражающих партийные, государственные, экономические и т.д. интересы, за исключением интересов самой личности. Предполагалось, что они будут соответствовать высшим интересам, которые всегда выше интересов отдельной личности. Тем не менее, при всем негативизме, сущностная направленность такого воспитания – формирование основ сознания и опыта поведения – несет в себе и положительный заряд, если рассматривать его как своеобразную стартовую площадку для дальнейшего развития личности.
Официальная педагогическая наука ограничивалась разработкой способов воспитания только тех основ личности, которые должны были функционировать в соответствии с традиционным заказом: весь личностный потенциал воспитанника мобилизуется на усвоение заданного извне содержания, на проявление творчества в строгих рамках программ. Благодаря этому формируются такие «личностные» качества как мировоззрение, патриотизм, интернационализм, трудолюбие и т.д. (Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций. М., Педагогика, 1990, с.319).
Однако «личностность» этих качеств вызывает сомнения как по их основанию, так и по способу воспитания: шаблон мировоззренческих, патриотических и т.д. убеждений, рассматриваемых как «качества» личности, а также шаблон их формирования посредством методов словесного одностороннего воздействия фактически лишали их принадлежности конкретной личности. Эти качества характеризуют только проявления, внешний уровень того, что продолжает оставаться скрытым, и, следовательно, недоступным для педагогических воздействий.
Современный заказ школе предполагает, что воспитание не может ограничиваться формированием сугубо исполнительных функций сознания. Задача усложняется тем, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких структур сознания, которые воплощают действительно личностные качества человека.
Личностные структуры – это те проявления деятельности сознания (функции сознания), которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью», т.е. умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими требованиями.
Одной из ведущих функций сознания является контроль. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой. При этом сознание действительно отражает внешние воздействия, отвечая на них соответствующей реакцией. Однако педагогический смысл этого феномена заключен не только в реакции, но и в том, что она базируется на определенном нравственном содержании сознания. Действие этой контролирующей функции тем сильнее, чем выше нравственная организация сознания.
Способность сознания самостоятельно контролировать ситуации порождает комплекс других личностных функций:
- критичность, позволяющую давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности (предлагаемым извне ценностям, нормам, порядкам), так и происходящему внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего; характеризуется возникновением недовольства и сомнения в «правильности» установленного порядка, сопровождается процессами переосмысления и дискредитации существующего опыта и является предпосылкой возникновения нового, творческого отношения к себе и действительности; отличается от критиканства преимущественными ориентациями на смысловую, а не только эмоциональную сторону оценки;
- рефлексивность, способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством исполненного глубокими, порой трагическими переживаниями сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями; рассматривается и как умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус;
- коллизийность, способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицитные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям; способствует более глубокому пониманию внешних проявлений событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути и смысла;
- мотивирование является наиболее сложной структурой личности, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта; способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентаций, как систем устремлений, направленных на принятие существующих и порождение новых способов деятельности; мотивирование расширяет субъектную базу личности, включая такие структуры ее сознания, как опосредствование, ориентирование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности;
- опосредствование выводит сознание на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения, опосредуя необходимость деятельности личным пониманием нравственности или безнравственности предстоящего действия в контексте или вне контекста общечеловеческих ценностей;
- ориентирование – умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира – индивидуального мировоззрения;
- автономность – способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов;
- смыслотворчество – определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества;
- самоактуализация – высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности;
- самореализация – стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления;
- обеспечение уровня духовности жизнедеятельности – способность самообеспечивать свою жизнь высокими нравственными ценностями, устанавливать нравственные ограничители и регуляторы, предотвращающие переход личности к утилитарно-технократическим целям. Воспитание призвано способствовать становлению и проявлению таких личностных функций, которые воплощают творческие качества человека. Образование достигнет своей цели, если будут созданы условия, среда, в которой могла бы развиваться творческая личность.
Новая парадигма, произрастая на традиционной почве, но обращаясь к человеку и человеческому, предполагает неразрывность и взаимосвязь личностного и социального творчества, отвечая общей логике природо- и культуросообразности. Важно помочь человеку овладеть приемами творения, создавая для этого благоприятные условия-ситуации, требующие внутренней борьбы и преодоления. В первую очередь, борьбы с собственными недостатками, преодоления сомнений в себе и своих возможностях.
Помимо этого, проявленность этих структур в деятельности осмысления свидетельствует о том, что реализована наиболее личностная характеристика сознания – субъектность.
Субъектный – принадлежащий личностному опыту конкретного человека без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции научно-исторического познания. То, что существует как данность для данного сознания. Это понятие также часто подменяется схожим по форме, отчего смещаются многие смысловые акценты образования.
Субъективный – соотношение между объективным и субъективным в познании, где приоритет имеет некая общая внутренняя обусловленность явлений. Субъектный опыт – это существующий опыт личности. Он изменяется в процессе образования, в значительной степени определяя успешность построения личностью опыта знаний и умений.
Знания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания должны служить становлению и развитию личности, которая обладает знанием, – такое знание называется образовательным. Также как и образование, педагогические знания могут быть закрытыми и открытыми, донаучными и научными, систематичными и хаотичными, логичными и интуитивными, точными и абстрактными и т.д.
Педагогика личности обращена не только к открытому, но и к закрытому познанию, представляющему основу знаний, требующих своего развития в личностном опыте. Знания становятся достоянием личности только в процессе переживания их сознанием. В противном случае они утрачивают значение для личности. Таким образом, знания могут рассматриваться как личностные и внеличностные, а процесс их приобретения – как не менее значимый, чем собственно знания, т.е. получаемый результат.
Основной набор сведений, необходимых для учителя, работающего в личностной педагогике, дополняется следующими знаниями:
- о научных основах профессиональной деятельности учителя, о гуманистической специфике педагогической профессии, о гуманистических требованиях, предъявляемых к учительской профессии и к личности педагога, о традиционных методах обучения и воспитания в опосредовании требованиями гуманистической педагогики, о гуманных методах исследования и воспитания в работе учителя;
- о самоустановке на овладение теоретико-методологическими знаниями как основой для «умения мыслить и действовать на личностном уровне»; о конформной и творческой личности; о личностных аспектах социализации; о роли и значении в образовании педагогических теорий и систем: коллективистского воспитания, формирующего образования, коммунарского воспитания, личностно ориентированного образования, личностной культурологии образования, педагогической поддержки, самоорганизуемого воспитания, аксиологии в образовании, формирования лидерства как средства социализации, самоорганизации жизненного самоопределения; знания о феномене отечественного дидактического новаторства, о принципах, содержании и методах репродуктивного, продуктивного и личностно развивающего обучения;
- о знаниевой и развивающей парадигмах; о феноменологии и синергетике в педагогике; о бинарной и тринитарной методологии; о философско-педагогических аспектах российской и зарубежной аксиологии; о целеобразовании в педагогике; о личностных, национальных, этнических, явных и имплицитных ценностях и смыслах образования; о педагогических аспектах концепции этногенеза; о педагогической мифологии; о нравственной проблематике содержания воспитания; об ориентировочном содержании моделей воспитания; о стратегических и тактических принципах построения личностно ориентированной ситуации; о гуманистических условиях моделирования отношений воспитательного взаимодействия; о методологических основах диалогической и игровой технологий; об основах самоорганизуемой воспитательной деятельности; о ценностном подходе к воспитанию; о педагогических аспектах синергетических принципов самоорганизующихся систем; о методологической культуре учителя, как организатора педагогической поддержки учащихся.
Умения – освоенные способы выполнения действий со знаниями. Становясь личностным опытом, умения приобретают вид осмысленных навыков педагогического творчества. Учитель, работающей в гуманистической парадигме, овладевает традиционными умениями педагогической деятельности – организаторскими, коммуникативными, конструктивными, познавательными, исследовательскими, прогностическими и т.д. – через глубоко осознанное понимание их смысла. Для этого ему необходимы не только умения практической деятельности, но и умения интеллектуальной преддеятельности. В связи с этим каждому умению-действию предшествует комплекс интеллектуальных операций – осмысления, переосмысления, дискредитации прежних смыслов, построения нового смысла, конструирование действия и т.д., выступающих как обобщенное умение-осмысление. Для этого он должен научиться использовать не только чужие образцы педагогической деятельности, но и создавать собственные, неповторимые авторские модели на основе умения придавать смысл. Для этого сознание учителя должно быть особым образом организовано, «настроено» на научно обоснованное творчество. В связи с этим набору умений-действий должны предшествовать умения-осмысления. Они не могут сформироваться без мыслительных усилий учителя. Научиться мыслить педагогически можно, овладевая новой разновидностью профессиональной культуры – методологической культурой учителя.