Основных психолого-педагогических понятий

Абсолютный порог ощущений –минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

Авторитарный стиль руководства –стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлением их инициативы, ущемлением демократизма во взаимоотношениях с ними.

Адаптация –приспособление организма к внешним условиям. Различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную адаптацию. Адаптация психическая – психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Активность психическая –процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Акцентуация –выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

Амнезии –нарушения памяти.

Анализатор –совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Аналитическая психология –система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой придается особое значение бессознательному, наряду с личной формой существования которого выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление.

Апатия –состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Апперцепция –состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо.

Ассоциация –связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.).

Аутогенная тренировка –комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффект –эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для него обстоятельств.

Бессознательное –характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Бихевиоризм –направление в психологии, сводящее предмет психологии к анализу поведения, изучения его зависимости от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений.

Валидность –качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вербальный –механизм общения с использованием речи.

Внимание –психический познавательный процесс, заключающийся в психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Воздействие педагогическое –влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возбудимость –свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

Воля –способность человека сознательно управлять своей психикой и поступками. В. проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение –психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта.

Воспитание –в широком смысле рассматривается как процесс и целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания по обеспечению результат усвоения и активного воспроизводства социокультурного опыта. В узком смысле – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на воспитуемого с целью привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям.

Воспоминание – один из основных процессов памяти, заключающийся ввоспроизведении по памяти какой-либо ранее воспринятой информации.

Восприятие –психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений.

Вторая сигнальная система –система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, обозначенные этими символами.

Ген –материальный носитель наследственности в животных или растительных организмах, представляющий собой отрезок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты – ДНК.

Генезис –происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явления. Различают фило- и онтогенез психики.

Гештальт-психология –одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, уделяющее основное внимание исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.

Гуманистическая психология –направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая. представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Девиантное поведение –поведение с отклонением от принятых в обществе правовых и нравственных норм. Основные виды д.п. – преступность и уголовно ненаказуемое аморальное поведение.

Демократический стиль руководства –стиль деятельности по руководству людьми, связанный с учетом предложений работников, личное мнение руководителя не является бесспорным, а служит отправной точкой для обсуждения проблем и выработки оптимального решения.

Дистресс –отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее полного разрушения.

Дидактика –составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Задатки –предпосылки к развитию способностей. З.могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

Запоминание –один из процессов памяти, заключающийся во введении в память вновь поступающей информации.

Иллюзии –феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному объекту или явлению.

Индивид –отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физиологических, социальных, психологических и др.

Индивидуально-психологические особенности –устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.

Индивидуальность –совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.

Интеллект –относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку информации и ее осознанную оценку.

Интроверсия –преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли.

Инфантилизм –проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.

Испытуемый –человек, над которым проводятся научные психологические опыты.

Качества личности –сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Коммуникация –передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Конфликт –столкновение противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений.

Конфликт внутриличностный –состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.

Личность –характеристика человека, включенного в социальные связи, занимающегося общественно значимым трудом и осознающего свое отношение к окружающей среде.

Меланхолик –один из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, инертностью, слабостью нервных процессов, проявляющихся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированиям на трудности, неудачи и т.д.

Метод –совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы воспитания –определенные способы педагогического воздействия на человека и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

Методы обучения –упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Мотив –субъективная причина того или иного поведения, действия человека.

Мотивация –совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мышление –процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют м. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и образное и т.д.

Наблюдение –метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Направленность личности –преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

Настроение –эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Невроз –приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения.

Нейтральный стиль руководства –стиль деятельности по руководству людьми, связанный с незначительным контролем подчиненных, уходом от принятия стратегически важных решений, предоставлением делам идти самотеком, равнодушием к критике и безразличием к персоналу.

Образование –процесс и результат усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, формирующих интеллектуальную, теоретическую и практическую подготовленность к жизни и деятельности.

Обучение –целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у обучаемых качеств, необходимых для выполнения каких-либо функций.

Общение –установление и развитие контактов между людьми, формирование межличностных отношений.

Одаренность –наличие у человека задатков к развитию способностей.

Ощущение –элементарный психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память –психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Педагогика –теория и практика достижения целей воспитания, образования и обучения.

Первая сигнальная система –система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

Перцепция –в современной психологии то же, что и восприятие.

Пограничное состояние –слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения.

Познавательные психические процессы –психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Предмет педагогики –область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов – конкретных людей и коллективов.

Предмет психологии –закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Представление –психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

Психика –совокупность душевных (сознательных и бессознательных) процессов и явлений.

Психоанализ –учение, разработанное З. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

Психология –наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.

Развивающее обучение –ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Развитие –целенаправленный процесс совершенствования качеств личности в соответствии с характером решаемых задач и собственными потребностями.

Раздражитель –любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Рефлекс –реакция организма на действие какого-либо внешнего или внутреннего раздражителя.

Рефлексия –внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

Рецепторы –специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Р. делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).

Речь –одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком.

Самоактуализация –непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самовнушение –процесс внушения, направленный человеком на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания и самоорганизации.

Самовоспитание –организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.

Самоопределение человека –сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции и направленности действий в разнообразных проблемных ситуациях.

Самосознание –высшее выражение сознания человека, проявляющееся в сознании и переживании системы его представлений о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, поведении.

Сангвиник –один из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

Сознание –высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

Способности –психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Стиль управленческой деятельности –устойчивая система характерных подходов, способов и приемов, отражающая индивидуальный почерк руководителя в реализации им управленческих функций, которая сформировалась и развивается под влиянием внутренних и внешних факторов.

Страсть –длительное и устойчивое эмоциональное состояние человека,возникающее при сильном стремлении к кому- или чему-либо, сопровождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

Стресс –состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, возникающего у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Субъект –конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.

Темперамент –психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида т.: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический.

Тест –метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Технология педагогическая –комплексный, непрерывный процесс, связывающий в одно целое методы, формы, средства, способы и материальные ресурсы, обеспечивающие достижение заданной цели.

Флегматик –один из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений.

Фрейдизм –общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой концепции.

Характер –совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Холерик –один из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, проявляющихся в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Чувство – сложное, постоянное, устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Экстраверсия –преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Эмоции –простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Эмпатия –способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОБРАЗЦЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКОВ

1. Многотомные издания:

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: В 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – 287 с.

2. Однотомные издания:

- книги одного автора

Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

- книги двух и более авторов

Батракова И.С. Педагогическая диагностика в опытно-эксперименталь-ной работе школы [Текст] / И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицина. – СПб.: КО. СПб., 1993. – 136 с.

- книги под общей редакцией

Новые педагогические исследования [Текст] / Науч. ред. И.П. Смирнов. – М.: Изд. отдел ИСОМ, 2003. – 120 с.

3. Статьи из журналов:

Жураковский В. Инженер на рынке труда (опыт экспертного анализа) [Текст] / В. Жураковский, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России. – 1999. – № 2. – С. 3 – 6.

4. Статьи из научных сборников:

Пащина С.М.Проблема профессиональногосамоопределения личности в современных условиях [Текст] / C.М. Пащина // Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – С. 43 – 44.

5. Электронные ресурсы:

- книга (Интернет)

Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации [Электрон. ресурс] / А.В. Мудрик // Образование: исследовано в мире / Рос. акад. образования. – М.: OIM. RU, 2000 – 2001. – Режим доступа: http: // www.oim.ru

- статья из журнала (Интернет).

Шарова Е.С. Управление ИТ-проектами [Электрон. ресурс] / Е.С. Шарова // Computerworld. – 2002. – № 15–16. – Режим доступа: (www.osp.ru / cw).

- статья из сборника (Интернет)

Орлов А.А. Педагогика как учебный предмет в педагогическом вузе [Электрон. ресурс] / А.А. Орлов // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. – Тула: Тул. гос. пед. ин-т, 2000 – 2001. – С. 9 – 10. – Режим доступа: http: // www.oim.ru.

-диск CD – ROM

Ворожейкин И.Е. Конфликтология [Электрон. ресурс]: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Инфра; М.: Термика, 2002. – 240 с. – эл. опт. диск (CD – ROM).

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Название главы………………………………………………………..5

1.1. Название параграфа……………………………………………..5

1.2. Название параграфа……………………………………………..8

Глава II. Название главы……………………………………………………...13

2.1. Название параграфа……………………………………………13

2.2. Название параграфа……………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………...21

Приложение…………………………………………………………………...22

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

  Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)     Кафедра инженерной педагогики     Р Е Ф Е Р А Т   Название реферата   Выполнил: студент (группа, факультет) Фамилия, имя   Проверил: (должность, уч. степень) ФИО преподавателя     Омск – 2007  

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..
  1. Общая структура и тематическое планирование дисциплины «Психология и педагогика»……………………………...    
1.1. Структура и трудоемкость дисциплины……………………….
1.2. Темы лекций и семинаров………...…………………………….
2. Рекомендации к аудиторной и внеаудиторной работе студентов...........................................................    
2.1. Методические рекомендации к практическим занятиям…......
Практическое занятие № 1.…………………………………...
Практическое занятие № 2……………………………………
Практическое занятие № 3……………………………………
Практическое занятие № 4……………………………………
Практическое занятие № 5……………………………………
Практическое занятие № 6……………………………………
Практическое занятие № 7……………………………………
2.2. Организация и проведение итоговой конференции по психологии и педагогике………………………………………...  
2.3. Основные требования к написанию рефератов по психологии и педагогике ………………………………………..  
  3. Учебно-исследовательские задания………………………….………  
Учебно-исследовательские задания к практическому занятию № 1…………………………………  
Учебно-исследовательские задания к практическому занятию № 2…………………………………  
Учебно-исследовательские задания к практическому занятию № 3…………………………………  
  Учебно-исследовательские задания к практическому занятию № 4…………………………………    
Учебно-исследовательские задания к практическому занятию № 5…………………………………  
Учебно-исследовательские задания к практическому занятию № 6…………………………………  
Учебно-исследовательские задания к практическому занятию № 7…………………………………  
  4. Рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов при изучении дисциплины «Психология и педагогика»…………………….......................................  
  Словарь основных психолого-педагогических понятий…………………  
  Приложения………………………………………………………………… Приложение 1. Образцы библиографического описания источников…………………………………………………....... Приложение 2. Образец оформления оглавления…………… Приложение 3. Образец оформления титульного листа…….      

Учебное издание

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины

«Психология и педагогика»

для студентов специальностей

190205 - Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины

и оборудование; 190603 - Сервис транспортных и технологических

машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины); 190603 - Сервис транспортных и технологических машин и оборудования

(нефтегазодобыча); 220301 - Автоматизация технологических

процессов и производств (строительство)

Составитель Светлана Михайловна Пащина

***

Компьютерную вёрстку и редактирование

выполнила Т.И. Кукина

***

Подписано к печати 13.08. 07

Формат 60´90 1/16. Бумага писчая

Оперативный способ печати

Гарнитура Times New Roman

Усл. п. л. 4,5, уч.-изд. л. 4,5

Тираж 200 экз. Заказ № ___

Цена договорная

***

Издательство СибАДИ

644099, г. Омск, ул. П. Некрасова, 10

основных психолого-педагогических понятий - student2.ru Отпечатано в ПЦ издательства СибАДИ

644099, г. Омск, ул. П. Некрасова, 10

 
 
 

Наши рекомендации