Тема 19. «Речевое взаимодействие»
Цель: изучить специфику речевого взаимодействия, структуру коммуникативного акта в речевом аспекте.
Изучив данную тему, студент должен:
̶ знать:
· категории «язык», «речь», «речевая ситуация», «речевая деятельность», «речевой акт», «речевое поведение», «речевое событие»;
· основные функции языка;
̶ уметь:
· различать принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Д. Лича;
̶ обладать:
· навыком определять максимы Г. Грайса в тексте;
· навыком определять максимы Д. Лича в тексте.
При изучении темы 19 необходимо изучить учебный материал по:
1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 163-210; 399-448]
2. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 57-84]
3. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-49]
4. Русский язык и культура речи : практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 18-26]
5. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М. : Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 5-20]
6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 251 с. [с. 5-51]
7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 25-44]
Особое внимание обратить на:
– основные единицы общения (речевую ситуацию, речевое взаимодействие, речевое событие, речевой акт);
– структуру коммуникативного акта в культурно-речевом аспекте;
– принцип кооперации Г. Грайса;
– принцип вежливости Д. Лича.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
– дать определение понятиям «язык», «речь», «речевая ситуация», «речевая деятельность», «речевой акт», «речевое поведение», «речевое событие»;
– перечислить основные функции языка;
– перечислить максимы кооперации Г. Грайса и дать определение каждой максиме;
– перечислить и охарактеризовать составляющие принципа вежливости Д. Лича.
Тема 20. «Язык и речь»
Цель: изучить устную и письменную разновидности литературного языка, функции современного русского языка.
Изучив данную тему, студент должен:
̶ знать:
· понятия «язык», «речь»;
· разновидности литературного языка;
· функции современного русского языка;
· виды и формы речи;
̶ уметь:
· различать виды литературного языка;
̶ обладать:
· знаниями по теме, чтобы уметь определять разновидность литературного языка, форму речи.
При изучении темы 20 необходимо изучить учебный материал по:
1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека : учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М. : Флинта, 2006. – 224 с. [с. 5-56]
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. – 539 с. [с. 5-57]
3. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 250 с. [с. 5-25]
4. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-30; 52-72]
5. Русский язык и культура речи : практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 8-28]
6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 251 с. [с. 5-20, 33-51, 98-110]
7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 25-27, 45-56]
Особое внимание обратить на:
– функции современного русского языка;
– типологию литературного языка;
– виды и формы речи.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
– дать определение понятиям «язык», «речь»;
– перечислить основные функции современного русского языка;
– перечислить разновидности литературного языка.
Тема 21. «Языковая норма»
Цель: изучить типы языковых норм и типы вариантов языковой нормы современного русского литературного языка.
Изучив данную тему, студент должен:
̶ знать:
· понятия «норма современного русского литературного языка», «кодификация нормы», «вариативность нормы»;
· типы языковых норм;
· критерии кодификации нормы;
̶ уметь:
· различать типы языковых норм и типы вариантов языковой нормы;
̶ обладать:
· навыком точно определять тип структурно-языковой нормы современного русского литературного языка.
При изучении темы 21 необходимо изучить учебный материал по:
1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека : учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М. : Флинта, 2006. – 224 с. [с. 5-56]
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. – 539 с. [с. 71-89]
3. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 250 с. [с. 57-84]
4. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-49]
5. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М. : Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 275-282; с. 293-339]
6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 251 с. [с. 52-60]
7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 227-228]
Особое внимание обратить на:
– определение языковой нормы;
– типологию норм современного русского литературного языка;
– вариативность языковой нормы;
– критерии кодификации языковой нормы.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
– дать определение понятиям «норма современного русского литературного языка», «кодификация нормы», «вариативность нормы»;
– перечислить типы языковых норм современного русского языка;
– перечислить критерии кодификации языковой нормы.