Факторы, способствующие установлению благоприятного
климата речевого общения:
1. Признание плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на проблемы современной жизни.
2. Предоставление каждому возможности высказать собственную точку зрения.
3. Предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции.
4. Осознание необходимости конструктивного диалога как решения жизненно важных проблем для той и другой стороны.
5. Определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества.
Условия успешного общения
1. Потребность в коммуникативной заинтересованности.
2. Настроенность на мир собеседника.
3. Близость мировоззрений говорящего и слушающего;
4. Умение слушателя вникнуть в замысел говорящего, внешние обстоятельства (присутствие незнакомых лиц, физическое состояние);
5. Знание норм речевого этикета и др.
Рассмотрим такое условие, как умение слушать. Различают два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
1. Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
2. Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь, создание благоприятных условий общения, при которых можно помочь собеседнику выразить свои мысли и чувства.
Выделяют три основных приема рефлексивного слушания:
1) выяснение (постановка вопроса);
2) перефразирование;
3) отражение чувств.
Важно уметь выбирать тот вид слушания, который наиболее уместен в определенной ситуации. Необходимое условие эффективного слушания (если это не телефонный разговор) – это зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем внимательно и заинтересованно.
Мужской стиль слушания характеризуется ориентацией на логически обоснованные аргументы, на существенные аспекты и результаты, стремление видеть картину в целом, на оценку возможных (как позитивных, так и негативных) последствий слушания.
Женский стиль слушания характеризуется эмоциональностью восприятия в процессе коммуникации, реагированием на детали и частности, на чувства, эмоции, интуицию.
Следует учитывать важный фактор в общение – межличностное пространство (расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу). Предел допустимого расстояния между собеседниками:
· межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5-1,2 м;
· социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) – 1,2-3,7 м;
· публичное расстояние – 3,7 м и более.
В речевом воздействии активно используют невербальные средства общения и жесты.
Невербальные средства общения – зрительно воспринимаемые движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Жесты – движение рукой или другое телодвижение, обозначающее или сопровождающее речь.
Жесты эмоциональные – жесты, передающие разнообразные оттенки чувств. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимы. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Жесты ритмические – жесты, связанные с ритмикой речи, подчеркивающие логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз, то есть то, что передается при помощи интонации.
Жесты указательные – жесты, с помощью которых выделяют какой-то предмет из ряда однородных. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом тела.
Жесты изобразительные – жесты, к которым прибегают, если не хватает слов, чтобы полностью передать представление, если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что всё адресат понимает), если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Следует учесть, что изобразительными жестами нельзя подменять язык слов.
Помимо эмоциональных жестов, есть условные жесты, или символические.
Жесты символические – жесты, которые характерны для типичных ситуаций и делятся на:
· жест интенсивности (рука сжимается в кулак);
· жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед);
· жест противопоставления, антонимичности (кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»);
· жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны);
· жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук).
§16. Язык и речь.
Устная и письменная разновидности литературного языка
Язык – это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается естественной, исторически сложившейся и развивающейся в человеческом обществе системой звуковых, лексических (словесных) и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации).
Любой национальный язык неоднороден. Он представляет собой совокупность разнообразных форм: литературный язык, просторечие, диалекты, жаргоны.
I.Русский литературный языксложился в результате взаимодействия русифицированного варианта древнего славянского литературного языка (церковно-славянского) и литературного языка, развившегося из живой русской народной речи.
Функции литературного языка
1. Коммуникативная. Язык – это средство общения.
2. Познавательная. Язык участвует в формировании мышления индивида.
3. Аккумулятивная. Язык помогает сохранять и передавать информацию.
4. Эмоциональная. Язык выражает чувства и эмоции человека.
5. Функция воздействия (волюнтативная). Язык помогает воздействовать на других людей.