Игровой фольклор (считалки, игры)

Трудно представить детей какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх. Многие игры крестьянских детей XIX века имитировали работу взрослых людей, важные производственные про­цессы: посев льна, мака, жатву. Их цель — привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить к труду, познакомить с традициями и обычаями. Сравнив мате­риалы исследований XIX и XX веков, мы можем увидеть, как изменился состав игрового репертуара. Все реже в детском быту встречаются игры с элементами театрализации, сюжет-но связанные с древним земледелием и домашним скотом;

некоторые игры упрощаются, превращаются в спортивные.

Условно игры можно разбить на три типологические группы: драматические, спортивные и хороводные.

Основой драматических игр является воплощение ху­дожественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движения. Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является наличие сорев­нования, их цель — победа в состязании, усовершенствова­ние тех или иных спортивных навыков В них исполняются игровые припевы, например в играх, как «Прятки», «Колду­ны», «Перечина».

В хороводных играх разрабатываются хореографиче­ские, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы; круговые, некруговые и хороводы-шествия.

Круговые хороводы сопровождаются драматизирован­ным разыгрыванием сюжета песни в центре круга одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, че­редующийся с игровым припевом, в других — песенный диа­лог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»)

В некруговых играх происходит деление участников на две группы, которые становятся друг против друга и движут­ся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаля­ясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя».

Весьма разнообразны движения в хороводах — шествиях — это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змей­кой», прохождение «через воротца», как например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок». Сгруппировать детские игры можно по разным признакам; мы делим их на одиночные и групповые, или совместные. Одиночные игры требуют объ­екта игры, то есть игрушки или какого-либо предмета, кото­рый является воплощением жизненного образа, помогают ребенку моделировать реальность, способствуют его самоут­верждению. Для девочек, играющих в «семью», кукла изо­бражает ребенка, которого они нянчат, воспитывают, которо­му поют различные песенки:

Баю, баюшки баю,

Не ложися на краю,

А ложись в середочки,

В сухие пеленочки.

Игры включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хорео­графическому оформлению.

Большое место в совместных играх занимаютсчитал­ки или, как их называл Г,С, Виноградов, «игровые прелю­дии» Считалки имеют и различные местные названия: счетки, пересчет, сосчиталки, гадалки, ворожилки.

Считалки относятся к широко бытующему и непрерыв­но развивающемуся жанру — наряду с традиционными об­разами в них нередко возникают и новые, современные, от­ражая постоянное обновление повседневной жизни детей и их восприятия.

Задача считалки — помочь подготовить, организовать игру. Характерные музыкальные интонации и поэтический текст считалок, воздействуя на детей эмоционально, настраи­вают их на игру, заражают игровым задором. По признаку композиционного строения считалки можно разделить на две группы: 1) «заумные» и 2) сюжетные. В основе построения «заумных» считалок лежит звукоритмический принцип:

Эмус- демус

Косма — деус,

Бом!

Основу построения сюжетных считалок составляет по­вествовательное и драматическое развитие сюжета, нередко в этом качестве детьми используются и прибаутки. Следует отметить во многих считалках наличие счета. Как в старин­ных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов — напевно интонированное скан­дирование:

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок.

Скину шубку на снежок,

Все пожалуйте в кружок.

Ну а тот, кто водит,

Первым пусть выходит.

Существенным, ярко эмоциональным элементы игры являются игровые припевы, которые могут одновременно выступать в качестве зачина игры, быть ее смысловым стержнем и связующим элементом. В игровом припеве такой, например, игры, как «Молчанки», заключающейся в том, чтобы после исполнения песенки не проронить ни единого слова, описываются не только условия игры, но и наказание проигравшему

...Мы набрали в рот воды

И сказали всем: замри!

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб!

Игровые припевы иногда поют соло, но чаще всего группой в унисон Осознанного многоголосия в пении детей не наблюдается, встречаются только примитивные формы, близкие древнейшему его виду, — гетерофонии. Элементы такого многоголосия, еще не отличающегося мелодической самостоятельностью отдельных голосов, присутствуют во многих детских игровых припевах. Характерно, что отклоне­ния от унисона наблюдаются вних не на опорных звуках или ладовых устоях, а чаще всего на проходящих или опевающих опоры и устои звуках. Голоса отклоняются обычно вверх или

вниз на малую или большую секунду и редко — на малую или большую терцию.

Детские игры видоизменяются под влиянием многих факторов: меняется бытовое окружение детей, ускоряется темп жизни, увеличивается объем информации. Приспосаб­ливаясь к новым условиям, традиционные сюжеты, игровые приемы и песенки различных игр существенно трансформи­руются, и процесс этот нескончаем.

Наши рекомендации