Древние цивилизации как особый этап развития культуры и культурности
В целом, человек в древних цивилизациях становился более человеком (в нашем понимании). Вопрос же о характере и степени культурности людей и их сообществ, состоит во-первых, в том – насколько и как проявляется в жизни потребность не только сладко поесть и поспать, обладать имуществом и быть физически здоровыми? Хотя даже процесс еды может протекать в диких или в сравнительно окультуренных формах. Но главное, – есть ли уже более высокие, духовные потребности? Во-вторых, вопрос и в том, есть ли, и в какой мере, не только умение пользоваться природой и благами цивилизации, но и создавать ценности, творить и ценить творческую форму деятельности и ее результаты? То и другое проявляется постепенно. Прежде всего по мере развития искусственной среды обитания человека, создавая и обогащая искусственную среду, цивилизация обеспечивает наличие первого, низшего, витального уровня культуры и ее ценностей как значимостей. Вместе с этим, и на этой основе получает развитие упорядоченность, организованность жизни (государства, сословия, традиции, ритуалы, церемонии, нормы взаимоотношений), разделение деятельностей, в том числе и профессиональное. Начинает “работать” второй уровень культуры – специализированный. И основой его становятся ценности в качестве норм, в частности норм поведения. Традиционность, нормированность жизни задает ее устойчивость. Вырабатываются внешние формы культурного (цивилизованного)
поведения и взаимоотношений, внутренним содержанием которых становится “должное”, связанное с традицией.
В то же время специализированная культурность обеспечивает некоторое, и весьма существенное, движение форм цивилизованного бытия, искусности различных деятельностей, умения правильно себя вести.
Все это продуцирует и обогащает потребности людей в общении с другими людьми. Изменение проявлений этих потребностей в древних обществах очевидны: от “коллективных” форм слитности первобытности – к большей индивидуализованности взаимодействий людей друг с другом, к большей ценности каждого отдельного человека, к ее осознанию и чувствованию.
Это создает условия для появления потребности в другом человеке, базовой для высшего уровня культуры. Наличие отношений дружбы, любви, проявлений милосердия, развитие нравственности, форм эстетической и художественной культуры – все это говорит о том, что возможной стала реализация таких ценностей как Добро, Истина, Красота и т. д.
Но возможности их реализации ограничены. Цивилизационные сдвиги, конечно, обеспечивают становление культуры, подпитывают ее. Цивилизация, в том числе и древняя, использует культуру. Но по сути она же “работает” и против последней.
Цивилизованный человек становится средством для государства, общества. И высший уровень культуры в рабовладельческих цивилизациях не может быть проявлен в достаточно полной мере даже у культурной элиты. А без этого стимулы к духовному развитию или вовсе пропадают в обществе или оказываются слишком аморфными, недейственными. Во всех древних обществах возникали, связанные с этим цивилизационные кризисы. Цивилизация излишне традиционализовалась, формализовалась, застывала, развиваясь лишь в деталях. Внешние столкновения с другими, молодыми культурами оказывались, в том числе и поэтому, гибельными для старых цивилизаций. А эти молодые, становящиеся, новые, начинали обычно как бы с нуля, лишь потом, и частично, используя то ценное, что сохранилось от погибших цивилизаций и культур.
1. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1978. С.199.
2. Там же. С.304.
3. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С.48.
4. Там же. С.49.
5. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. С.79.
6. Там же. С.75.
7. Бахтин М. М. Автор и герой эстетической деятельности. – В кн. М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
8. Наиболее выразительно эти взгляды представлены в произведениях В. Белова и В. Распутина.
9. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С.63.
10. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С.55.
11. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., Наука, 1989. С.114.
12. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С.50–51.
13. Там же. С.51.
14. Там же. С.53.
15. Там же. С.104.
16. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1978. С.307–308.
17. Там же. С.308.
18. Там же. С.296.
19. Цит. по Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего востока. М., 1986. С.90.
20. Там же. С.90.
21. Более подробно об этом см. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978.
22. Монтэ П. Египет Рамсесов. М.: Наука, 1989. С.282.
23. Сидихменов В. Я. Китай... М.: Наука, 1978. С.45.
24. Цит. по : Монте П. Египет Рамсесов. М.: Наука, 1989. С.303.
25. Древнеиндийский эпос, сложившийся в VI–II веке до н. э.
26. Кон И. С. Дружба. М., 1980. С.21.
27. Там же.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.