Соотношение культуры и цивилизации. Цивилизационные концепции общественного развития

Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.

Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда. Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Бердяев говорил о том, что культура и цивилизация не одно и то же, более того, он по сути противопоставлял эти понятия. В основе культуры - культ, она имеет религиозные корни. И если культура, по Бердяеву, благородна по своему происхождению, то цивилизация - это выскочка, она появилась в результате борьбы человека с природой, ей чужды и культы, и храмы. Путь культуры - сверху вниз, аристократический, неповторимый и индивидуальный. Это путь духа. А путь цивилизации - снизу вверх, буржуазно-демократический, однотипный для всех.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся: шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская;

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ».

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Вопрос 67: Типы философствования

Тип философствования – объяснительный принцип, положенный в основание философской картины мира.

Одни исследователи выделяют следующие типы:

А) Созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности;

Б) Умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX – начала XX века);

В) Деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;

Г) Новейший, социально-экологический тип философствования (учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.

Другие выделяют:

1. Космоцентризм (природоцентризм). Главная часть мироздания – природа, природные факторы на прямую определяют особенности общественной жизни, а также деятельности и внутреннего мира отдельного человека. Смысл философствования – поиск путей и средств наиболее полного удовлетворения потребности человека, на базе гармонизации его отношений с природой (пример, географический детерминизм, учение Монтескье). Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм.

2. Теоцентризм (тео – бог). Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование». В рамках этого типа смысл философских исканий, поиск путей, воссоединения человека с богом

3. Социоцентризм (например, философия марксизма). Общество центральная часть мироздания, интересы социальной общности (например, класса) доминируют над интересами личности (определяют интересы личности). Смысл философствования – поиск путей, совершенствования общественных отношений над принципом социальной справедливости

4. Антропоцентризм (человек – центр мироздания). Смысл философствования – поиск условий достижения, реализации, свободы человека. Зародился в эпоху возрождения, расцвет немецкой философии (Кант, Гегель)

5. С середины 20-ого века зарождался особый тип философствования – лингвацентризм. Язык как система структурно-функциональных различий – это модель самого бытия. Смысл философствования – открытие, описание универсальных, структурных соотношений, прежде всего в мире культуры.

Наши рекомендации