Нормативно-правовые основы современного воспитания.

Нормативно-правовые основы современного воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания. Стратегия развития воспитания до 2025 г.г. Основные направления обновления нормативно-правовой базы воспитания: внесение изменений в действующее законодательство, разработка нормативных актов, научно-методическое обеспечение воспитания в образовательных учреждениях различных типов. Документы Министерства образования и науки РФ о воспитании. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – методологическая основа нового стандарта в образовании. Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России как цель воспитания. Базовые национальные ценности – основа духовно-нравственного развития: патриотизм, социальная солидарность; гражданственность, семья, труд, творчество, наука, российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания: нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнерство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ воспитания, социальная востребованность воспитания. Методические рекомендации по организационно0методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления (2017 г.)

Воспитание как психолого-педагогическая категория. Исследование проблем воспитания в отечественной науке.

Сущность понятий «воспитание» «воспитатедбный процесс», «структура воспитательного процесса». Состояние воспитания в новой социокультурной ситуации. Воспитание как педагогическая категория и специально организованный процесс. Многоаспектное понимание воспитания в широком и узком смысле. Парадигмальный сдвиг в теории воспитания как изменение исследовательских установок и программ, способов мышления и концепуализации (М.В. Богуславский, О.С. Газман, Д.В. Григорьев, И.А. Колесникова, Н.Л. Селиванова, Е.А. Ямбург и др.). Парадигмальное осмысление феноменов воспитания: закономерностей, содержания, методов воспитания. Проблема педагога-воспитателя как ключевая для теории и практики воспитания. Усиление воспитательных функций неклассических субъектов воспитания.

Специфика воспитания в различные периоды детства. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего образования

Основные этапы формирования личности человека, их характеристика и отличительные особенности, значение: период новорожденности, младенчества, раннего детства, дошкольного детства, младший и школьный. Сущность и задачи воспитания, его методы и приемы.

Программа воспитания и социализации обучающихся: перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся в образовательной организации.

Методологические подходы у организации воспитательной деятельности педагога.

Методологический подход как ориентация педагога при организации воспитательной деятельности и комплексное педагогическое средство, включающее основные понятия, принципы, приёмы и методы воспитания. Системный подход к построению воспитательного процесса. сущность деятельностного подхода в воспитании. Основные компоненты личностно-ориентированного подхода. Синергетический подход как современая етодологическая ориентация.

Принципы гуманистического воспитания.

Принципы как методологическая основа деятельности воспитателя; общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций. Понятие о классификации принципов воспитания. Общая характеристика принципов: общественной направленности в воспитании, гуманизации, личностного подхода, природосообразности, культуросообразности, диалогичности, незавершимости воспитания и др.

Содержание и формы современного школьного воспитания

Многообразие концепций как основа вариативности воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Основные подходы к пониманию содержания воспитания. Воспитание как процесс управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (гражданско-патриотическое, умственное, эстетическое, нравственное, физическое, трудовое) (И.С. Марьенко). Воспитание как средство трансляции культуры и формирования базовой культуры личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической и др. (О. С. Газман) Воспитание как компонент социализации и подготовки к социальным ролям: гражданин, семьянин, человек-творец, ученик и.т.д. (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников, Н.М. Таланчук и др.). Воспитание как процесс формирование ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова).

Формы организации различных направлений воспитания. Изменения в представлениях о содержании и формах воспитания в условиях парадигмальных изменений.

Нормативно-правовые основы современного воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания. Стратегия развития воспитания до 2025 г.г. Основные направления обновления нормативно-правовой базы воспитания: внесение изменений в действующее законодательство, разработка нормативных актов, научно-методическое обеспечение воспитания в образовательных учреждениях различных типов. Документы Министерства образования и науки РФ о воспитании. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – методологическая основа нового стандарта в образовании. Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России как цель воспитания. Базовые национальные ценности – основа духовно-нравственного развития: патриотизм, социальная солидарность; гражданственность, семья, труд, творчество, наука, российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания: нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнерство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ воспитания, социальная востребованность воспитания. Методические рекомендации по организационно0методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления (2017 г.)

Наши рекомендации