Старение как нормативный этап психического онтогенеза.
Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, т. е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также соответствующего обеспечения организма, замедляется, а в последствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название старения.
Психологическое старение называется geronting (от gerontology – учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями.
По ходу исследования проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последнего с социальными изменениями, сопутствующими этому возрастному периоду. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе.
В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса:
психологическое старение – как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение психологической старости, при котором отмечаются как объективные признаки (снижение интеллектуальных способностей, сужение эмоциональной сферы), так и субъективные проявления. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные;
биологическое старение – биологические изменения организма с возрастом (инволюция);
социальное старение – как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.
По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический – на мыслительных и психических аспектах старения, социальный – изучает старость в социальном контексте.
Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма проблемой индивидуальной ответственности за свое существование. Экзистенциализм признает, что человеческое существование имеет основание – судьбу но люди свободны создавать на этом основании многое соответственно своему выбору. Так, один из основоположников экзистенциализма К. Ясперс считал старость благоприятным и естественным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглушенного, незыблемого.
Среди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в раскрытие понятия старости внес психоаналитический подход.
Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критически поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности.
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:
1. В интеллектуальной – появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости (переезд на новую квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)
2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.
В своей теории развития французский психолог Шарлота Бюлер выделяет пять фаз развития; последняя, пятая фаза начинается в 65-70 лет. Автор считает, что в этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются. Среди ряда факторов, обусловливающих социальный и психологический статус пожилого человека, важное место занимает фактор физического здоровья, физической активности, значение которого тем выше, чем старше возраст.
Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и в обществе. При выраженных формах физического упадка, дряхлости, выраженных возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, слепоте положение старика приближается к положению соматического больного. Болезненный характер физического увядания определяет форму психического старения и в целом психическую жизнь. При этом на второй план отступает все то, что составляет содержание переживаний собственно старения, нового отношения с окружающими. Ограничение физических возможностей и ощущения недомогания рассматриваются как сигнал о начале старения. «Старики начинают чувствовать свое тело как невозможность им пользоваться»,— писал Лопес Ибор. Происходящие физиологические изменения переживаются и осознаются человеком. Для первых этапов старения особенно типично повышенное внимание к возрастным изменениям в физическом состоянии. Первые признаки увядания (потеря зубов, появление лишнего веса) вызывают стремление обнаружить причину неприятных явлений и избавиться от них с помощью медикаментозных средств. В сознании человека старость (как биологический процесс) отражается преимущественно как физический недуг, болезненное состояние. По существу старение представляет собой состояние постоянно переживаемого физического недомогания, выраженного то в большей, то в меньшей степени. Оно предстает в виде симптомов, в основном знакомых человеку и по более ранним возрастным периодам: вялость, повышенная утомляемость, болезненные ощущения в различных частях тела, обычно непродолжительные по времени. Указанные ощущения физического нездоровья являются отражением самого инволюционного процесса. Возрастное снижение физической силы и подвижности лежит в основе столь знакомого и привычного внешнего облика старого человека.
Пожилые женщины при лучших показателях физического здоровья (по сравнению с мужчинами) уделяют больше внимания своему здоровью, чаще посещают врачей, чаще жалуются на свои старческие недуги.
В старческом возрасте (старости): 63–65 — 73–75, — происходит осмысление людьми уже сделанного, свершённого в жизни и деятельности и качественная переоценка всего уже достигнутого ими в жизни. Осуществляется формирование мудрости жизнедеятельности, человек активно передаёт свой богатый опыт последующим поколениям. В семьях людьми данного возраста производится так называемое оформление личностных вкладов, — бабушки и дедушки субъектно активизируют себя в роли воспитателей внуков и в роли материальных обеспечителей жизнедеятельности своих детей и внуков. В старости у людей активизируется общение со сверстниками, с ровесниками — оно обладает очень важным психотерапевтическим эффектом и большим психологическим потенциалом для мотивационно-деятельностной активности личности. У подавляющего большинства людей период поздней зрелости или пожилого возраста, предстарости, — 53–55 — 63–65, и, конечно, период старческого возраста, старости, — 63–65 — 73–75, органически связан, прежде всего, с прекращением репродуктивного периода телесной жизни — с периодом климакса. Психологически жизненный период старости (63–65 — 73–75) глобально характеризуется осознанием итогов жизни и их положительным принятием, при оптимальном развитии личности, или т. н. отчаянием старости, что, при негармоничном развитии личности характерно, разумеется, и для преклонного (дряхлого) возраста, — 73–75 — 83–85. Главным психосоциальным достижением эпохи пожилого возраста (53–55 — 63–65), эпохи старости (63–65 — 73–75), и генеральным внутриличностным психическим основанием, обеспечивающим сохранность личностного здоровья людей этих возрастов, является принятие собственной экзистенции (от лат. existentia — существование), полное самопринятие человеком своей индивидуальной бытийной сущности. Несомненным социально-психологическим позитивным результатом жизнедеятельности людей старческого возраста (63–65 — 73–75), является так называемый феномен мудрости жизни, имеющий большую общественную значимость и огромное культурное значение .