Особенности психологического развития детей дошкольного возраста
Маскулинность, феминность, андрогиния.
Маскулинность и феминность – комплекс установок, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединённой по признаку пола, нормативные представления и установки о том, какими должны быть мужчины и женщины.
Традиционно считалось, что маскулинность и феминность – два полюса одного конструкта. Бем: это независимые измерения, оба представленные в одном человеке -> 4 типа (все относятся как женщинам, так и к мужчинам): маскулинные, феминные, андрогинные, недифференцированные.
Андрогиния (автор термина – Бем) – совмещение, выраженность в индивиде как маскулинных, так и феминных черт. Эти черты выражены не обязательно на одинаковом уровне, но выражены хорошо. Бем: андрогинные личности более успешны по сравнению с остальными.
Недифференцированная личность – снизкой выраженностью маскулинных и феминных качеств.
Табл. Развитие гендерных схем на протяжении раннего детства.
Уровень схем | Приблизительный возраст | Особенности поведения |
Половая идентичность | От 2 до 5 лет | К возрасту 2,5 года дети могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя); не вполне понимают, что значит быть мальчиком или девочкой; считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду |
Постоянство пола | От 5 до 7 лет | Понимают, что пол устойчив и постоянен (мальчики растут, чтобы стать папами, или мужчинами, девочки – чтобы стать мамами, или женщинами) и сохраняется не протяжении жизни и в любых ситуациях. |
Психосоциальное развитие происходит не в вакууме. Конечно же, оно осуществляется в ближайшем семейном окружении ребенка и испытывает влияние более широких социальных и культурных факторов. Для большинства детей наиболее сильным фактором является семья, в которой они растут.
Школьный возраст.
Половые различия и успехи в учении.
На успехи в школе определенное влияние оказывает и пол учащихся. В совеем пионерском исследовании накопленных в литературе данных о половых различиях Маккоби и Джеклин пришли к выводу, что девочки, в среднем, превосходят мальчиков в вербальных навыках, тогда как мальчики, в среднем, достигают лучших результатов в вычислениях и оперировании пространственными представлениями. Эти различия имеют множество причин. Например, несмотря на то, что в уровне развития мозга у разных полов существенных различий не наблюдается, на поведение детей, бесспорно, влияют разные социальные ожидания в отношении мальчиков и девочек. Как указывает Кэрол Гиллиган, девочки, которые в период среднего детства[1] отличаются уверенностью в себе и обладают сильным чувством личной идентичности, в отрочестве и юности сталкиваются с серьезными препятствиями в своем интеллектуальном развитии. С началом полового созревания у них возникает необходимость привести собственные представления о том, что значит быть женщиной, в соответствие с тем, что они видят вокруг себя. Внешняя привлекательность и соответствие общепринятым стандартам могут оказаться важнее, чем хорошие отметки в школе.
Кроме того, в обществе порой существует убеждение, что математика и точные науки являются в большей степени мужскими дисциплинами, чем литература и языки. Таким образом, многие взрослые – даже учителя - пребывают в уверенности, что мальчики более способны к математике, чем девочки, и поэтому уделяют им больше внимания при преподавании этого предмета.
Недавнее исследование показало, что, хотя половые различия и проявляются при измерении специальных способностей стандартизированными тестами, в последние годы эти различия стали менее выраженными. Например, анализ результатов Предварительного теста академических способностей (PSAT) с 1960 по 1983 год выявил наличие статистически значимых половых различий. Девочки, в среднем, продемонстрировали лучшие знания в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятия информации. Мальчики, в среднем, отличались лучшим пространственным воображением, большими успехами в школьной математике в старших классах и более развитыми механическими способностями. Не было выявлено различий в способности рассуждать при работе со словесным, числовым и образным материалом. Несмотря на то, что отмеченные половые различия на протяжении анализируемого периода резко уменьшились, разрыв в максимальных достижениях по математике в старших классах между мальчиками и девочками постоянно сохраняется.
Негативный опыт, получаемый в школе и дома, в сочетании с широко распространившимися стереотипами, возможно, вносит больший вклад в проявление половых различий в академических достижениях, чем физиология мозга.
Подростковый возраст.
Мухина.
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому, естественно, способствует бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка мо взрослыми.
Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес к друг другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Диспропорция в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.
Формы общения со сверстниками противоположного пола.
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.
Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимодействиях мальчиков и девочек возникает б’ольшая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.
Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
Подростки тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. Стремление нравится становится одним из значимых стремлений. Особую цену приобретают прикосновения. Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям. Это развивает рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий.
Сексуальность в отрочестве.
В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимость. (гиперсексуальность). Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения,, например физические контакты, и запретами, как внешними – со стороны родителей, так и собственными внутренними табу.
Подростки при этом часто не решаются выступить инициаторами физических контактов. Социально приемлемой формой таких контактов считаются танцы, где приглашение партнера требует от подростка определенной уверенности в себе (первые опыты телесных контактов посредством танцев со временем содействуют их увеличению).
Психологическая фиксация на сексуальных переживаниях может быть направлена на мечту, на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола. Поэтому в отрочестве под влиянием комплекса весьма разнообразных ситуаций могут возникать девиации сексуального поведения. В этом отношении наиболее подвержены сексуальным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов, бездуховные, инфантильные, развитые физически, но не способные при этом давать несексуальный выход своей энергии. Отставание в развитии социальной и психологической зрелости и быстрое физическое созревание открывают путь половому влечению у одних, неадекватное же представление о взрослости подогревает стремление к сексуальным контактам у других.
Интерес к сексуальным контактам у многих подростков с Вилу своей значимости и одновременно отсутствия средств для выражения зачастую приводит их к канализации всего того, что связано с половой идентификацией. Когда возникает повод, мальчики с интересом переодеваются в девичьи платья, а девочки – в одежду мальчиков. В этом случае отрок старается не только передать манеру двигаться и проявить себя в общении как представитель другого пола, но и вчувствоваться в глубинные свойства противоположного пола. Само по себе переодевание как знак возбуждает и придает особый смысл тому, что происходит в момент идентификации с противоположным полом.
В подростковой культуре нередко пользуются популярностью рассказы о своих любовных победах. Эти рассказы отличаются гиперболизацией описываемых ситуаций, своего поведения и невероятных последствий. Иногда подростковая гиперсексуальность приводит к реальным сексуальным отношениям, когда одни подростки могут совращать других (в более резких формах – подростки могут совершать насилие над сверстниками; лишь в некоторых случаях насилие, садизм или мазохизм сексуально фиксируются человеком и могут сочетаться с нормальной половой жизнью).
Подростки с высокой сексуальностью часто занимаются онанизмом (в том числе, групповым – форма сексуального поведения чаще проявляется у подростков из неблагополучных семей). Неокультуренная сексуальность, соединенная в совместных переживаниях, частично компенсирует нереализованную потребность в недостаточных положительных эмоциях, в любви, частично дает выход своему сексуальному напряжению.
В отрочестве некоторые подростки начинают раннюю половую жизнь. Этому содействуют социально неблагополучные условия (отсутствие надзора, алкоголизация и наркотизация родителей, сиротство) и недоразвитие нравственных ценностных ориентаций. У подростков, живущих в трудных условиях, как правило, отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение. Подросток этого типа уходит полностью в сексуальные отношения, и все остальное в мире перестает для него существовать.
Согласно статистике ежегодно в России у 15летних матерей рождается около 1,5 тыс. младенцев, у 16летних – 9 тыс., у 17летних – 30 тыс. Ежегодно создается множество подростковых семей из-за ранней беременности девочки-подростка, но внебрачная рождаемость имеет тенденцию к росту. В последние годы беспорядочное начало половой жизни стало типичным явлением.
Беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития. Кроме того, беременность создает для девочки-подростка особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девочки-подростка, связанные с беременностью, усугубляются также отношениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему незадачливому чаду.
Крайг. Раннее сексуальное поведение.
Половые роли и стереотипы начинают складываться задолго до наступления юности, причем одним их критических периодов для этого является дошкольный возраст. Вплоть до конца среднего детства (среднего школьного возраста) дети поддерживают отношения в основном с группами одного пола, причем эти отношения сексуально нейтральны. С достижением пубертата вызванные созреванием морфо-функциональные изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к сексуальности с другими аспектами личности. В юности молодые люди начинают вступать в отношения, в которых се5с играет центральную роль. Развитие половой идентичности подростков связано с изменением их установок, поведения и отношений.
Психологические факторы развития раннего сексуального поведения.
У юношей и девушек психологические факторы, связанные с ранним сексуальным опытом, несколько различны. Юноши, обладающие сексуальным опытом, склонны иметь относительно более высокую самооценку, в то время как у девушек, имеющих подобный опыт, возможна более низкая самооценка. Однако, у представителей обоих полов ранняя сексуальная активность связана с другими видами проблемного поведения, например, с употреблением наркотиков и правонарушениями.
Семейные отношения.
Ряд исследований в области семейных отношений показывает, что взаимодействие между родителями и ребенком связано с сексуальным поведением последнего в подростковом и юношеском возрасте. Как чрезмерно строгое воспитание, так и вседозволенность связаны с более ранней сексуальной активностью подростков. Еще одним значимым фактором является качество коммуникации между родителями и ребенком: сексуальные активные подростки чаще сообщают о плохих контактах со своими родителями. НО: хорошие отношения между родителями и ребенком не обязательно приводят к тому, что молодые люди воздерживаются от экспериментов в сексуальной сфере.
Биологические факторы.
По мнению Чилман, они очень важны, но редко принимаются во внимание: рано созревающие подростки склонны к более раннему проявлению сексуальной активности, чем те, кто созревает позже. Надо отметить, что мальчики достигают половой зрелости на 2 года позже, чем девочки, и все-таки они теряют невинность примерно на год раньше.
Поливанова
Исследования Левинсона исходно были проведены на мужском контингенте испытуемых. Это обстоятельство вызывало постоянную критику, и в результате в настоящее время появились исследования, в которых испытуемыми стали женщины. Обнаружено, что в отличие от мужчин, у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла - брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи.
Огромные различия обнаружились в том, какие мечты возникают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, женские - в подавляющем большинстве - с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъективному переживанию раздвоенности. Это переживание, как правило, связано не с определенным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, с необходимостью оставить работу ради детей или с разводом, новым браком.
В поздней зрелости у женщин климактерический период – связаны с этим переживания. Период переоценки, положение в семье более значимо, чем работа. Сильно реагируют на физическое старение.
У мужчин - конфликт (хочет стать молодым и выполнить задачу своей жизни). Становится ожесточеннее, агрессивнее, делают карьеру, могут начать пить.
С.Л. Рубинштейн.
Психика формируется как система реакции организма на внешние причины. Психика – это система реакций, очень сложная организация, но пассивная форма реакции на некоторые внешние причины. Психика нужна, чтобы связать человека с окружающим миром.
П.Я. Гальперин
Есть такие ситуации, где психика нужна и ситуации, где она не нужна.
Ситуации, где психика не нужна: Ситуации где весь процесс обеспечивается чисто физиологическим взаимодействием с внешней среде, например, внешнее дыхание, теплорегуляции, поглощение пищи.
Общие характеристики ситуаций:
• условия существования животного имеются на месте;
• эти условия действуют на животное как раздражители готового, наличного в организме механизма, а этот механизм производит нужную в данном случае реакцию;
• в этих случаях соотношение между действующим органом и объектом воздействия обеспечено настолько, что по меньшей мере в большинстве случаев реакция оказывается успешной и приносит результат.
Ситуации, где психика необходима: за дыханием мы не наблюдаем, т.е. для того, чтобы дышать психика не нужна, но если мы попадаем в помещение, где душно, то здесь недостаточно автоматических приспособлений организма к уменьшенному количеству кислорода. Чтобы не задохнуться, надо выйти из этой ситуации. И вот здесь психика оказывается необходимой. Мы можем выйти из помещения, открыть форточку, т.е. выбираем какой-либо путь решения.
По мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих взглядов не отражает истинной причины возникновения психики. В основе возникновения психики, на самом деле, лежит не что иное, как возникновение чувствительности. – способность реагировать не биологически нейтральные раздражители (абиотические)
Чувствительность – первое проявление психики и показателей ее возникновения. Возникла психика в ходе биологической эволюции т.к. психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в животном мире подчиняется действию общего закона эволюции согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. Толчок к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. Также из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Но организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.
Гипотеза А.Н.Леонтьева:
Объективный критерий психики – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия (абиотические) – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ; они не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Они находятся в связи с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами.Пример: звуком не питается ни одно животное и от него не погибает. Но звуки (биологически нейтральные или абиотические воздействия) в природе – это сигналы живой пищи или опасности.
Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связано с качественно иной формой активности живых существ – поведением. Если бы растения обладали бы этой активностью, то они бы перемещались в более светлые места или не засушливые и т.п. Вывод: у растений нет психики.
Экспериментальная проверка того, что субъективная форма отражения впервые появляется вместе с реакциями на абиотические (биологически нейтральные) раздражители: палец испытуемых помещали на электрический ключ, через который давали ток. Перед каждым ударом ладонь засвечивалась зеленым светом на 45 сек., когда свет выключила, то сразу давали ток. Испытуемому говорили, что перед током будет слабое воздействие и если он научается улавливать воздействие, то может снять палец до подачи тока. За ложную тревогу испытуемого били током просто так.
Объективный результат: испытуемые научились заранее снимать руку с ключа в ответ на засвет ладони. Субъективное – испытуемые говорили, что получали какие-то ощущения, которые были основаниями для снятия руки с ключа.
2 факта после исследований:
1) если испытуемого не предупредить о засветах, то не возникнет ни субъективного, ни объективного результата. Т.е. у него не вырабатывалась условная реакция на засветы и не возникало ощущение этих воздействий.
2) описанные кожные ощущения возникли не вслед за выработкой условной двигательной реакции, а до нее. Т.е. ощущение засвета всегда опосредствовало снятие руки. Т.е. кожные ощущения – непременное условие для выработки реакции.
Эпоха раннее детство.
Период Младенчество (2-12 месяцев)
Социальная ситуация «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.
Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы)
Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования.
Сфера Развития - Мотивационно-потребностная.
Выводы и заключения
1. Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет.
2. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, переводящие ребенка на новый этап развития. Во-первых, автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования в форму, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой. Во-вторых, манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами по их общественно закрепленному назначению. В-третьих, из только осваивающего самостоятельное передвижение в пространстве существа ребенок должен превратиться в существо, для которого ходьба – лишь средство для достижения других целей, а не самостоятельное действие. Соответственно, три важных новообразования раннего детства – речь, предметная деятельность и ходьба.
3. В раннем детстве обнаруживается связанность ребенка с конкретной ситуацией: поведение ребенка целиком определяется ситуацией, он не привносит в нее знаний о других возможных вещах и явлениях. Это связано со своеобразным единством между сенсорными и моторными функциями, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения.
4. Восприятие является ведущей психической функцией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление – как его наглядно-действенная форма и т.д.
5. Общение со взрослым принимает в раннем детстве сначала форму ситуативно-делового, а к концу возраста – внеситуативно-познавательного общения.
6. Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет.
7. Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.
8. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей – он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
ДРУГОЙ УЧЕБНИК
Социальная ситуация развития
Как указывает Д. Б. Эльконин, в самом начале раннего возраста возникает противоречие: возможности деятельности ребенка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого. Деятельность с ним не может осуществляться в процессе непосредственно-эмоционального общения. Ориентировочно - опробовательная активность ребенка требует новой системы общения — языка. Поскольку существует общий предмет деятельности, постольку необходима и совместная деятельность. А это уже новая социальная ситуация. Ребенок и взрослый отделились, но деятельность их все еще совместная. Своеобразие новой социальной ситуации состоит в том, что ребенок теперь живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его по мощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним [12].
Социальная ситуация развития в раннем возрасте получила название «ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину — ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!» Эта социальная ситуация раз вития предполагает новый тип деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, т. к. мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способа ми употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
М.И. Лисина считала, что общение ребенка со взрослым в раннем возрасте принимает ситуативно-деловую форму. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. В деловом мотиве опредмечена коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве с взрослым. При ситуативно-деловом общении детям необходимы присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребе нок, и участвовал в этом процессе. Привязанность к взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать
В своих действиях поведению старших как образцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого — его похвалы и упреки — приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предметами. Иначе говоря, существование ситуативно-делового общения — это время, в течение которого дети переходят от не специфических примитивных манипуляций с предмета ми к культурно-фиксированным действиям с ними.
2.2. Ведущий тип деятельности
Ведущая деятельность в раннем детстве - предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно - манипулятивная деятельность). Сущность ее заключается в присвоении ребенком общественно выработанных способов употребления всех окружающих его вещей. По форме - это всегда совместная с взрослым деятельность, поскольку способ действия первоначально принадлежит взрослому, который передает его ребенку. Инициатива действия принадлежит ребенку, это именно индивидуальное действие по присвоению общественного способа употребления предмета.
Сложный механизм формирования предметного действия в раннем возрасте был описан Д. Б. Элькониным в следующих постулатах:
1.Ребенок самостоятельно не может открыть общественно - выработанных способов употребления вещей.
2.На вещи «не написано», для чего она служит.
3.Орудие от вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике это го орудия.
4.В орудии и в способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнута этим предметом. Только после того как ребенок впервые вы пьет из чашки воду, у негр возникает цель — пить воду, т.е. возможность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использовано. Иными словами, цель не дана человеку с самого начала.
Д.Б. Эльконин раскрыл общую направленность развития предметных действий - путем превращения совместного действия в действие разделенное (или частичное), а затем в самостоятельное. Содержание общения при выполнении этих действий меняется от контроля взрослого за разделенным действием до оценки им самостоятельного действия ребенка. При этом взрослый может осуществлять показ ребенку разделенного действия (а ребенок прослеживать), а затем давать речевые указания для самостоятельного выполнения.
Это направление развития предметных действий Д. Б. Эльконин считал очень важным. Он подробно описал этот процесс, подчеркивая его значение в свете культурно - исторической концепции развития ребенка. Он писал, что предмет обладает физическими свойствами, благодаря которым он может осуществлять требуемую человеком функцию. Физические свойства этого предмета даны ребенку непосредственно, а общественная его функция ребенку неизвестна. Поэтому у ребенка и возникает необходимость в манипулятивных действиях с предметом, чтобы определить его функцию, т. е. ту цель, которую можно достигнуть при определенном общественно закрепленном способе действия с ним. Но эту цель и способ действия ребенок может освоить только в совместной деятельности со взрослым, не через показ, не через инструкцию, а именно через совместное действование с предметом.
Последний тезис является ключевым для теории освоения предметных действий, разработанной Д. Б. Элькониным: при формировании предметного действия имеет место сложное взаимодействие ребенка и взрослого; таким образом, в раннем возрасте ребенок - это всегда «два человека» — Ребенок и Взрослый. И именно это внутреннее взаимодействие «двух человек», живущих в одном ребенке, раскрывает процесс развития как процесс самодвижения.
Свою теорию Д. Б. Эльконин пояснял с помощью следующих тезисов:
1.Предметные действия, т. е. действия с предметом в соответствии с приданной ему общественной функцией и общественно-выработанным способом его использования, формируются только в совместной деятельности ребенка и взрослого.
2.При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия, которую ребе нок осуществляет совместно со взрослым, решая определенные задачи.
3.Получаемый после осуществления предметного действия результат не может служить критерием правильности употребления предмета- орудия. Таким критерием выступает только соответствие образцу, носитель которого — взрослый.
4.Создание ребенком образа действий с предметом-орудием происходит в результате разнообразных проб. Однако они входят в образ действия только на основе санкции взрослого, т. е. если реализуют смысл отношений ребенка и взрослого. Построение образа действия с предметом - орудием не есть одномоментный акт.
5.Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым. Возникновение этого образа и знаменует собой конец формирования предметного действия.
6.Процесс формирования образа действия с предметом - орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка со взрослым.
.Б. Эльконин подчеркивал, что центральные новообразования следующего возрастного периода зарождаются
в предыдущем периоде. Он ссылался на исследования Ф. И. Фрадкиной, в которых показано, что все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними.
Ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых: он переносит эти действия на другие предметы, предлагаемые сначала взрослыми; называет предметы именами замещаемых предметов только после действий с ними и называния их взрослыми игровыми наименованиями; называет себя именем тех людей, действия которых воспроизводит по предложению воспитывающих взрослых.
Д. Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка — это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: «Петя — папа». Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя со взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает распадаться. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.
Наконец, в результате перехода действия от совместно го к самостоятельному за взрослым сохраняется