Коллективизм и индивидуализм

В разных странах и национальных культурах в рамках семьи, школы и работы человек усваивает определенную систему ценностей. И всегда одной из составляющих этой системы выступает отношение к коллективизму и индивидуализму.

Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя, прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность.

В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.

В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная: здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Подход, который в нашей стране наиболее емко выражался словами известной песни «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, а с максимальной степенью индивидуализма - США.

Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как ни странно, Австрию. К индивидуалистской культуре – северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.

коллективизм индивидуализм
Семья
- воспитание в духе «мы» - мнение семьи важнее личного - обязательства по отношению к семье: гармония интересов, уважение к общей позиции, чувство стыда за проступки Воспитание в духе «я» - уважение к личному мнению - обязательства по отношению к себе: собственные интересы, самоактуализация, вина
Школа
- учиться надо в молодости - учат «как» делать что-то - постоянное обучение - учат, как учиться
Работа
- двойной стандарт – «мы» и «они», «истина конкретна» - «другие» – не наша забота - отношения выше цели - отношения руководитель-работник основаны на принципах морали - этический стандарт и закон универсальны для всех - «другие» - ресурсы - цель выше личных отношений - отношения руководитель-работник базируются на рациональной основе

Дистанция власти

Под дистанцией власти подразумевается степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.

Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.

Характеристики стран с высокой дистанцией власти

1. сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства

2. наиболее распространен автократический характер власти

3. подчиненные ожидают, когда им скажут, что надо делать

4. идеальный руководитель либо предельно автократичен, либо выступает в роли своего рода «отца семейства»

5. разрыв в оплате труда сотрудников может превышать двадцатикратный уровень

6. распространено наличие у руководителей привилегий, которое воспринимается как нормальное

Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ. Противоположный полюс – Северная Европа, Англия и США.

Низкая дистанция власти Высокая дистанция власти
Семья
- у детей воспитывают собственный характер - отношения с родителями на основе равенства - дети должны слушаться родителей (послушание) - почтительное отношение к старшим (подчинение)
Школа
- в обучении центральная фигура – учащийся - обучение – объективный процесс познания - в обучении центральная фигура – учитель - обучение – восприятие мудрости учителя (гуру)
Работа
- иерархия – временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления - с подчиненными принято консультироваться - идеальный руководитель – грамотный и способный демократ - иерархия – естественное, постоянно существующее неравенство - подчиненным говорят, что надо делать - идеальный руководитель – великодушный и доброжелательный адвокат

Наши рекомендации