Коллективизм и индивидуализм
В разных странах и национальных культурах в рамках семьи, школы и работы человек усваивает определенную систему ценностей. И всегда одной из составляющих этой системы выступает отношение к коллективизму и индивидуализму.
Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя, прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность.
В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.
В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная: здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Подход, который в нашей стране наиболее емко выражался словами известной песни «Раньше думай о Родине, а потом о себе».
Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, а с максимальной степенью индивидуализма - США.
Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как ни странно, Австрию. К индивидуалистской культуре – северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.
коллективизм | индивидуализм |
Семья | |
- воспитание в духе «мы» - мнение семьи важнее личного - обязательства по отношению к семье: гармония интересов, уважение к общей позиции, чувство стыда за проступки | Воспитание в духе «я» - уважение к личному мнению - обязательства по отношению к себе: собственные интересы, самоактуализация, вина |
Школа | |
- учиться надо в молодости - учат «как» делать что-то | - постоянное обучение - учат, как учиться |
Работа | |
- двойной стандарт – «мы» и «они», «истина конкретна» - «другие» – не наша забота - отношения выше цели - отношения руководитель-работник основаны на принципах морали | - этический стандарт и закон универсальны для всех - «другие» - ресурсы - цель выше личных отношений - отношения руководитель-работник базируются на рациональной основе |
Дистанция власти
Под дистанцией власти подразумевается степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.
Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.
Характеристики стран с высокой дистанцией власти
1. сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства
2. наиболее распространен автократический характер власти
3. подчиненные ожидают, когда им скажут, что надо делать
4. идеальный руководитель либо предельно автократичен, либо выступает в роли своего рода «отца семейства»
5. разрыв в оплате труда сотрудников может превышать двадцатикратный уровень
6. распространено наличие у руководителей привилегий, которое воспринимается как нормальное
Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ. Противоположный полюс – Северная Европа, Англия и США.
Низкая дистанция власти | Высокая дистанция власти |
Семья | |
- у детей воспитывают собственный характер - отношения с родителями на основе равенства | - дети должны слушаться родителей (послушание) - почтительное отношение к старшим (подчинение) |
Школа | |
- в обучении центральная фигура – учащийся - обучение – объективный процесс познания | - в обучении центральная фигура – учитель - обучение – восприятие мудрости учителя (гуру) |
Работа | |
- иерархия – временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления - с подчиненными принято консультироваться - идеальный руководитель – грамотный и способный демократ | - иерархия – естественное, постоянно существующее неравенство - подчиненным говорят, что надо делать - идеальный руководитель – великодушный и доброжелательный адвокат |