Типовые конструкции, используемые в заключении
ü Таким образом,
ü Следовательно,
ü Итак,
ü В заключение хочу подчеркнуть…
ü В заключение важно отметить…
ü Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…
ü Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Речевое оформление сочинения
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
(логические ошибки, наблюдаемые в рамках текста)
К логическим ошибкам относят те, которые связаны со смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Логичность на уровне всего сочинения предполагает соответствие композиционным особенностям выбранного жанра (наличие вступления, основной части, заключения, между которыми должны быть переходы). Особую роль в построении текста играет абзац.
Высшая оценка (2 балла) ставится в случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
По данному критерию снижаются баллы, если:
· имеются случаи нарушения абзацного членения текста;
· при рассуждении аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств;
· при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения;
· нарушается логичность в построении предложений;
· вместо сочинения даны отдельные, не связанные друг с другом высказывания.
Помните!Каждая новая мысль выносится в отдельный абзац!
Виды логических ошибок:
Ø подмена понятий (например, вместо слова «проблема» используется «тема»);
Ø нарушение причинно-следственных отношений (например: Вскоре пришла весна, так как морозы прекратились);
Ø нарушение логики развёртывания мысли или отсутствие связи между предложениями (например, при комментировании говорится, что проблема, поднятая в тексте, является актуальной, а далее эта мысль не доказывается. Другой пример: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным персонажем.);
Ø двусмысленность, неясность высказывания (например: Многие люди теряются из-за отсутствия информации на улице и в магазинах (теряются: пропадают или стоят в растерянности?)).
К6. Точность и выразительность речи
В числе основных качеств хорошей речи выделяются следующие показатели: точность, уместность, выразительность, богатство, логичность, чистота.
Наличие в работе речевых и грамматических ошибок не могут свидетельствовать о точности речи, поэтому и дают снижение по данному критерию.
В хорошей речи нет места просторечным словам, диалектизмам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.
Речь небогатая отличается ограниченным объёмом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений, в которых в качестве средства связи чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимами, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют.
Высший балл по этому критерию не ставится, если в работе присутствуют речевые ошибки, то есть высший балл по критерию К6 ставится, если высший балл (2 балла) полечен по критерию К10.
К7. Орфографические ошибки
Орфографическая ошибка - неправильное написание слова, допущенное на письме. Различаются однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:
• однотипные – ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой;
Примечание: не считаются однотипнымиошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными и согласными в корне.
• повторяющиеся - ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки.К негрубым орфографическим ошибкам традиционно относятся:
• исключения из правил;
• строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;
• не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;
• слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
• различение НЕ и НИ в оборотах никто иной не...; ничто иное не...; не кто иной, как...; не что иное, как..., а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;
• написание собственных имен нерусского происхождения;
• написании И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
• графические ошибки (при проверке не учитываются) - разновидность ошибок, связанных с графикой (различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
• описки - ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок.
К опискам относятся:
• пропуски букв;
• перестановки букв;
• замены одних букв другими;
• добавление лишних букв.
К9. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил.
2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:
• употребление одного знака препинания вместо другого;
• пропуск одного из двойных знаков препинания;
• нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков.
Не относится к ошибкам авторская пунктуация. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
К10. Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это ишибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи:
1. Неправильное использование приставок: Зафотографировали (вм. сфотографировали); завсегда (вм. всегда); надсмехаться (вм. насмехаться).
2. Неправильное использование суффиксов: Одеяло мокнуло (вм. мокло); упрямость (вм. упрямство).
3. Ошибки при образовании сложных слов: Полуумный (вм. полоумный).
4. Неправильное образование формы именительного падежа множественного числа: Торта (вм. торты), шофера (вм. шофёры), договора (вм. договоры).
5. Неправильная форма рода: пирожки с повидлой (вм. с повидлом), вкусное кофе (вм. вкусный), легкая тюль (вм. легкий), мальчик был круглой сиротой (вм. круглым).
6. Неправильная форма числа: Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки).
7. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: У Барклая де Толля (вм. де Толли); фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (ем. Вайнеров).
8. Неправильное образование формы родительного падежа множественного числа: Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин), доволен новыми дверями (вм. дверьми).
9. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферзя).
10. Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).
11. Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше: беспочвен); ему свойственен оптимизм (вм. свойствен).
12. Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый); более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело); младшую дочь ему было жачьчее (нет нормативной формы сравнительной степени); он хорошее меня (вм. лучше).
13. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч.: ихний сын, ихняя книга (вм. их); сестра старше него (вм. его); разница между ей и подругами очень большая (вм. ней).
14. Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву (вм. колышет); ими двигает чувство сострадания (вм. движет).
15. Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. поезжай); ляжь (вм. ляг).
16. Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).
17. Ошибки при образовании деепричастий: вышев на сцену, артист поклонился (вм. выйдя); Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).
18. Неправильное образование действительных и страдательных причастий: ручейки, сте- каемые вниз, были холодными (вм. стекающие); изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые).
19. Ошибки при образовании наречий: использование разговорной формы вместо литературной: Он тута. Остановите здеся.
Ошибки в согласовании:
1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Молодежь собрались в парке (вм. собралась). Стая лебедей летели (вм. летела).
2. Неправильное употребление числа сказуемого: Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны). Там жила старая бабушка и ее внук (вм. там жили).
3. Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел... (вм. Красноярска, Москвы, Орла).
Ошибки в управлении:
1. Употребление неверно выбранного падежа: Заведующий кафедры (вм. заведующий кафедрой). Летать вертолетом (вм. на вертолете). Плыть лодкой (вм. на лодке). Согласно приказа (вм. приказу). Многие люди не имеют своё мнение (вм. не имеют своего мнения).
2. Два управляющих слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Многие покупают и забывают о книгах (вм. Многие покупают (что?) книги и забывают (о чём?) о них).
Ошибки в построении простых неосложнеиных предложений:
1. Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).
Ошибки в построении простых предложений, осложненных однородными членами:
1. Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.
3. Парное сочетание несопоставимых понятий: Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас...
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом:
1. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Поставленная проблема автором очень актуальна (вм. Проблема, поставленная автором, очень актуальна).
Ошибки в построении сложного предложения:
1. Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.
2. Употребление лишнего союза: Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок.
3. Неверное построение сложного предложения: Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема (вм. В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)
К11. Речевые ошибки
Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.
1. Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или немотивированное использование архаизмов в современной речи): Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов, собравшихся в Филях. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.
2. Вульгаризация речи (этико-речевые ошибки):
• использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий): ...политические ворюги и шестерки. Старый маразматик... Ему его мать на фиг не нужна. Да он просто придурок. За это его надо как следует отфигачить.
• использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: Жмурик (о покойнике); накопитель (помещение для ожидания посадки в самолет); пушечное мясо (о солдатах);
• использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили...; Раскольников типа раскаялся; Мы как бы умные люди.
3. Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи:Учителю надо многое сказать (учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать?). Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее. Ребенок требует ухода матери. На костре - лучшие люди села.
4. Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте:Катериной было принято решение утопиться. Наташа с Соней говорили по поводу того,как прекрасна летняя ночь. Жуковский осуществил перевод «Слова о папку Игореве».
5. Нарушения лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): Микроскопическая разница (вм. незначительная); обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение); одержать поражение (вм. победу).
6. Ошибки в употреблении синонимов (неверный выбор одного из близких по значению слов): Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена). Капитан надел нарядный китель (вм. парадный). Его имя знакомо во многих странах (вм. известно).
7. Ошибки в употреблении паронимов (неразличение паронимов):Вы уже ходили вешаться? (вм. взвешиваться). Одень пальто (вм. надень). Скрипка в этом произведении - сольный инструмент (вм. солирующий).
8.Ошибки в употреблении антонимов (неправильный подбор антонима):Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех - слезы, сострадание - равнодушие).
9. Плеоназм (немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): В апреле месяце (достаточно: в апреле); памятный сувенир (достаточно: сувенир); моя автобиография (достаточно: автобиография); труп мертвеца (достаточно: труп).
10. Тавтология (неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же, однокоренных или созвучных слов): Следует сказать следующее. С одним моряком случился случай. Рост его авторитета растет. Писатель мастерски описывает своего героя.
11. Ошибки в выборе слова (неоправданное использование похожего слова): Пустота фа- мусовского общества рано возбуждала Чацкого (вм. возмущала, раздражала). А.Блок-мастер звукозаписи (вм. звукописи).
12. Речевая недостаточность (пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли):Автор стремится донести до читателя, что нельзя быть равнодушным (вм. …донести до читателя мысль о том, что…).
13. Ошибки при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов. Большинство ошибок связано с изменением состава фразеологизма: заменой слов, смешением двух разных выражений и т. п.: Тому, кто нуждается в помощи, друзья всегда могут подставить грудь (правильно: подставить плечо, т. е. помочь). Патриотизм всегда занимал важную роль в истории нашей страны (правильно: играл важную роль или занимал важное место).
14. Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употреблённые ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе, падеже. Местоимения обычно заменяют стоящее рядом существительное. Русские писатели создали множество произведений. Они учат нас справедливости и добру (второе предложение содержит двусмысленность, непонятно, о чём идёт речь, — о писателях или произведениях).
15. Неоправданное повторение слова:В прочитанном мною тексте автором, поднимается проблема патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна. (Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов, например: автор — публицист — академик Лихачёв — он)