Типы музеев и их Роль в решении задач развития музейного дела России
Впервые в рамках Концепции охвачены все типы музеев, определяющие развитие музейного дела в Российской Федерации.
Участниками Концепции являются музеи следующих типов:
1. федеральные музеи;
2. государственные музеи ведения субъектов Российской Федерации;
3. муниципальные музеи;
4. частные музеи;
5. корпоративные, общественные и иные музеи.
Роль каждого из этих типов музеев в развитии музейного делаобусловлена статусом, полномочиями и современным состоянием. Важно сохранение и динамичное развитие каждого из субъектов, отличающихся функциональными особенностями и направлениями деятельности.
1. Федеральные музеи ведения Минкультуры России и иных федеральных министерств и ведомствсохраняют роль флагманов музейного дела в нашей стране. Их значимость неуклонно повышается, что будет обеспечиваться укреплением достигнутых позиций и развитием новых направлений деятельности. Для федеральных музеев первостепенное значение имеют:
· дальнейшее развитие их филиальной сети в России и за рубежом. Примером активного влияния музеев на формирование культурного пространства является развитие в регионах России и за рубежом сетей филиалов (культурно-выставочных центров) Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея;
· расширение деятельности по проведению масштабных выставок, музейных фестивалей и проектов событийного культурного туризма;
· выполнение 12 федеральными музеями функций профильных научно-методических центров Минкультуры России, которые оказывают помощь музеям независимо от их ведомственной принадлежности, организационной формы и формы собственности;
· расширение в установленном порядке образовательной деятельности, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации музейных кадров с учетом профиля музея и в соответствии с государственным заданием;
· разработка и внедрение программ творческого развития и эстетического воспитания подрастающего поколения в системе дополнительного образования.
2. Государственные музеи ведения субъектов Российской Федерации являются не только ведущими музейными учреждениями своих регионов, но и представляют собой основу модернизации музейного дела в России. В период реализации Концепции они должны получить полномочия (и соответствующее государственное задание) на выполнение функций системных интеграторов региональных музейных сетей, а также научно-методических центров для музеев соответствующего региона. На базе этих музеев основывается научно-методическое обеспечение региональных музеев и система повышения квалификации музейных кадров, в том числе экскурсоводов.
Эти музеи имеют все возможности и перспективы для того, чтобы играть роль лидеров социального маркетинга – организаторов межмузейных региональных выставок, инициаторов и разработчиков сети туристских маршрутов, программ, календаря событийного туризма, с охватом всех музеев региона. Государственные региональные музеи уже сейчас в состоянии формировать региональные бренды, а также выполнять роль промоутеров в продвижении комплексного музейного продукта региона.
Практика показывает, что в исключительных случаях муниципальные музеи, которым угрожает утрата музейного статуса, могут быть сохранены в качестве филиалов/отделов государственных музеев ведения субъектов Российской Федерации.
3. Муниципальные музеи в регионахявляются наиболее многочисленными. Это важный ресурс развития музейного дела. В муниципальных музеях хранится около 20% государственной части Музейного фонда Российской Федерации, что составляет около 18 миллионов музейных предметов. Комплексное развитие муниципальных музеев возможно лишь в том случае, когда имеются условия для выполнения ими обязательных музейных функций, т. е. реализуются минимальные стандарты музейной деятельности. Такие стандарты предполагают наличие кадров и помещений для выполнения функций хранения, комплектования и экспонирования предметов и коллекций Музейного фонда.
Муниципальные музеи – один из важнейших факторов развития поселения и сопредельных территорий, а также такой социально значимой сферы как образование. В настоящее время само существование муниципальных музеев подвержено наибольшим рискам, поскольку они полностью финансируются муниципалитетами. В большинстве случаев у муниципалитетов отсутствуют достаточные финансовые средства для обеспечения полноценной деятельности музеев. В «Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры», утвержденных распоряжением Минкультуры России от 29 апреля 2016 г. № Р-547, представлены как общие нормы размещения музеев, так и специальные «Нормы размещения муниципальных музеев». Вместе с тем механизмы организационного и финансового обеспечения деятельности таких музеев по сохранению, изучению и организации доступа к вверенной им части Музейного фонда Российской Федерации не определены.
Государственная поддержка муниципальных музеев в первую очередь должна быть ориентирована:
· на обеспечение сохранности, безопасности и доступности государственной части Музейного фонда Российской Федерации;
· на создание условий для включения предметов Музейного фонда Российской Федерации в Государственный каталог;
· на создание условий для информатизации музейной деятельности.
· на реализацию сетевых выставочных проектов и туристских программ, выполняемых в сотрудничестве с другими музеями.
Муниципальными музеями должны быть преодолены такие негативные тенденции как:
· утрата статуса юридического лица в результате слияния музеев с библиотеками, культурно-досуговыми центрами и иными муниципальными учреждениями культуры;
· сокращение штатного расписания;
· возросшие риски утраты музейных предметов и коллекций, в т. ч. включенных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
4. Частные музеи созданы и функционируют благодаря частной инициативе и за счет средств учредителей. В настоящее время во всех регионах частных музеев насчитывается около 450, что не дает право их игнорировать. В связи с отсутствием лицензирования музейной деятельности в числе частных организаций, имеющих в своем наименовании слово «музей», часто встречаются организации, не являющиеся по своему статусу и миссии музеями. Они не имеют музейных коллекций, не ведут учет предметов коллекционирования и не принимаются к рассмотрению.
Концепция рассматривает частные музеи как значимый сегмент музейного дела, влияние которого будет расти. Для динамичного развития частных музеев, одним из результатов которого явится сглаживание диспропорций в размещении музеев по территории России, необходимо наделение их рядом преференций. Включение коллекций частных музеев в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации позволит существенно снизить издержки создателей музеев. Частные музеи должны быть включены в спектр музеев, получающих профессиональную научно-методическую помощь со стороны государственных музеев.
5. Корпоративные, общественные и иные музеи становятся все более заметными в музейном пространстве России. Государственные и частные корпорации, учреждения образования и науки имеют музеи, которые, как правило, существуют в качестве структурных подразделений организаций. В них сосредоточены сотни тысяч предметов, характеризующих развитие культуры, естественной истории, науки и техники. Для обеспечения их сохранности необходимо содействовать включению уникальных предметов и коллекций в состав как государственной, так и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации. Ведущие музеи соответствующей отрасли не только де-факто, но и де-юре должны быть наделены полномочиями головных по оказанию научно-методической помощи музеям своего профиля. Признание существенного вклада, который вносят корпоративные и общественные музеи в формирование общего музейного пространства и развитие бренда территорий, должно выражаться в системе грантовой поддержки их лучших проектов.
Большинство общественных музеев создано и развивается благодаря инициативе отдельных лиц, поддержанной на муниципальном или региональном уровне. Общественные музеи, включающие свои предметы и коллекции в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, должны иметь возможность получать на конкурсной основе государственную поддержку при реализации проектов (в том числе в партнерстве с муниципальными и государственными музеями), направленных на создание надлежащих условий хранения фондов, информатизацию музейной деятельности, проведение выставок.
Корпоративные и общественные музеи находятся в зоне риска, поскольку их деятельность фактически не регламентирована, правовой статус однозначно не установлен, а коллекции часто не учтены надлежащим образом и не описаны. Включение музейных предметов и коллекций этих музеев в состав Музейного фонда Российской Федерации представляется важнейшей отраслевой задачей.