Ситуационный анализ состояния музейного дела

Согласно данным ГИВЦ Минкультуры России в последние пять лет наблюдался непрерывный рост количества музеев. Оно выросла с 2011 г. по 2015 г. на 9,4%, (237 музеев) и в настоящее время составляет 2758 музеев, включая 653 филиала. Филиальная сеть за этот период выросла на 43 музея.

В анкетировании, проведенном в рамках подготовки Концепции, участвовало 1454 музеев России.

В действительности музейная сеть значительно шире, чем представляется на основе данных статистической отчетности, поскольку в эту отчетность не входят многочисленные общественные, частные, корпоративные и иные музеи, полный реестр которых в настоящее время в подавляющем большинстве регионов отсутствует. Музеи крайне неравномерно размещены по территории России. Наибольшая их часть сосредоточена в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. По профилю количественно преобладают комплексные музеи (более 50% от общего числа музейных организаций).

Общее число музейных предметов в 2015 году составило 88,2 млн ед. хранения. Наиболее многочисленны в собраниях музеев коллекции предметов археологии (16,9%), фотографий и негативов (15,9%), документов (14,9%), нумизматики (10,1%), печатной продукции (8,4%), прикладного искусства, быта и этнографии (8,2%), графики (5,8%), а также редких книг (2,6%).

В реставрации нуждаются 6,3 млн ед. хранения основного фонда. За 2015 год было отреставрировано 39898 ед. хранения, при этом на реставрацию музейных ценностей израсходовано 307 млн рублей. Таким образом, для реставрации существующими темпами всех нуждающихся в этом музейных предметов понадобится 159 лет. Приведенные факты обнаруживают одну из важнейших проблем музейной сферы – острую необходимость обеспечения нормативных условий хранения музейных предметов, что предотвращает их дальнейшее разрушение.

В 2015 году в музеях работало 69,6 тыс. выставок, вне своего музея музеями проведено 17,8 тыс. выставок. В течение 2015 года музеи экспонировали 6,8 млн ед. музейных предметов, представляя 10,2 % основной части Музейного фонда России, что является высшим достижением последних лет.

Активное освоение музеями цифровых технологий привело к включению в Электронный каталог 35,6 млн ед. хранения (40,3% от общего числа предметов Музейного фонда России).

В музеях ведения Минкультуры России в 2015 году фактически работало 70416 человек, а количество посетителей этих музеев составило 115,2 млн человек. С учетом музеев других ведомств посещаемость достигла 119 млн посетителей.

Если в 2011–2014 г. финансирование музеев ведения Минкультуры России увеличивалось, то в 2015 г. проявилась негативная тенденция – сокращение финансирования отрасли. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросли только средства, выделяемые на оплату труда. В период с 2011 по 2015 год средняя заработная плата в музеях выросла почти вдвое – с 17,3 тыс. рублей до 34,0 тыс. рублей (с учетом начислений на фонд оплаты труда).

Вместе с тем заработная плата в музеях является самой низкой в социальной сфере. В период с 2011 по 2014 год на 25% выросли затраты на капитальный ремонт и реконструкцию, на 83% – на приобретение и замену оборудования. Вместе с тем с 2011 по 2015 год количество нуждающихся в капитальном ремонте и находящихся в аварийном состоянии музейных зданий выросло с 3750 до 5567. В 2015 году финансирование пополнения музейных фондов деятельности упало по сравнению с 2014 годом в несколько раз.

В 2015 году годовой бюджет музейной отрасли (музеи ведения Минкультуры России), включающий поступления финансовых средств от учредителей и из других источников, составил 64,7 млрд рублей, в т. ч. бюджет учредителей – 48,5 млрд рублей (75%) и бюджеты иных уровней – 1 млрд рублей (1,5%). С 2011 года музеи активно овладевают технологиями привлечения внебюджетных средств и зарабатывания денег – идет поступательный рост внебюджетных доходов музеев: если в 2011 году внебюджетное финансирование составляло 18,8%, то в 2015 году – 23,5%. Вместе с тем во многих регионах рост внебюджетных доходов музеев коррелирует с сокращением бюджетных поступлений. При этом бюджетные ассигнования выделяются только на заработную плату и коммунальные платежи, что явно не способствует развитию музеев.

78% всех финансовых расходов составляет заработная плата сотрудников и коммунальные платежи, 10% идет на капитальный ремонт и реконструкцию, 4% – на приобретение оборудования, 3% – на обеспечение безопасности экспозиции, фондохранилищ и посетителей. На финансовое обеспечение всех остальных видов деятельности музеев, включая информатизацию, организацию и проведение выставок, а также реставрацию, выделяется только 5% финансовых средств. Таким образом, на комплексное развитие музеев направляются недостаточные финансовые средства, что приводит к стагнации отрасли.

Цель и задачи Концепции

Концепция направлена на повышение значимости музеев в социуме, их вклада в социально-экономическое развитие России, в духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, и ориентирована на сохранение национальной идентичности и укрепление единства российского общества.В условиях, когда предпринимаются активные попытки политического давления на Российскую Федерацию, ее уникальная культура должна стать основой для укрепления положительного имиджа страны, роста ее значимости в мире как центра гуманизма и стабильности.В связи с этим Концепция направлена на повышение роли России в формировании мирового культурного пространства.

Цель Концепции– определить пути развития музейного дела в Российской Федерации и российских музеев как культурной институции, обеспечивающей укрепление духовно-нравственной основы и единства общества, воспитание патриотизма, сохранение и включение в мировой культурный оборот богатейшего культурно-исторического наследия народов России.

Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:

· повышение общественной и государственной значимости музейного дела и его включение в число национальных приоритетов государства;

· воспитание музейного посетителя, формирование и развитие общественных потребностей в музее как в культурной институции, расширение музейной аудитории за счет различных слоев, категорий и групп населения;

· нормативно-правовое обеспечение музейного дела, которое регламентирует основные направления музейной деятельности и определяет требования к ней;

· создание кадровых, финансовых и организационных условий, обеспечивающих развитие музейного дела в России;

· укрепление музейных сетей (региональных, профильных и других), в которые войдут музеи разных форм собственности, разного статуса и ведомственной принадлежности;

· обеспечение комплекса мер, направленных на создание условий для нормативного хранения предметов Музейного фонда Российской Федерации, поддержка деятельности по научному изучению собрания музеев, научному комплектованию и широкому представление музейных ценностей в экспозициях и музейных программах;

· распространение положительного опыта использования объектов культурного наследия, предметов Музейного фонда Российской Федерации, научного и информационного потенциала музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе, в реализации педагогических функций музеев, поддержка проектов в области музейной педагогики;

· создание условий для сглаживания диспропорций в развитии музейного дела в разных регионах России, формирование в России единого музейного пространства;

· интеграция музеев России в мировое культурное пространство, активизация их участия в формировании положительного имиджа России на международной арене, в том числе путем реализации проектов в странах СНГ, Таможенного союза, БРИКС;

· внедрение мер, направленных на расширение участия российских негосударственных организаций в музейной деятельности;

· использование в музейном деле технологий эффективного менеджмента и некоммерческого маркетинга;

· внедрение многоканального финансирования музеев и создание благоприятных условий для общественной и частной инициативы в музейном деле.

Вектором для решения поставленных задач должно стать эволюционирование музеев в качестве многофункционального института социальной памяти и уникальной коммуникационной среды.

Наши рекомендации