Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово икаждый звук. Постепенно ускоряйте темп, во следите за тем, чтобы четкость иясность произнесения не снижались.
Прочтите скороговорки:
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была туга.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фани фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп — кипел укроп.
Ушел Прокоп — кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на трапе дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения (не допускайте послогового их чтения).
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжить следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением согласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией, как и над другими разделами по развитию речи, необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания, голоса и т. д. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10—15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предшествующее.
Орфоэпия
Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием» Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.
Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.
1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о в таких словах: молодость (произносится как молъдъстъ — слабый, неясный звук, произносимый как средний звук менаду а и ы, условно обозначается знаком ъ), договор (произносится: дъгавор), сороконожка (съръканожкъ).
2. Безударные гласные а и о в произношении ослабевают (звук о заменяется и произносится как звук а или как средний звук между а и ы: вада (вода), акно (окно), мълакд (молоко), почтъ (почта), облъкъ (облако).
Гласные звуки у, ю, ы, э и в некоторых случаях звук и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).
3. Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и (условно обозначается знаком е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гнёнок (ягнёнок), ли/е/гушка (лягушка).
4. Звонкий согласный в конце слова и перед глухим в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в, г, д, ж, з произносятся как соответствующие глухие звуки п, ф, к, т, ш, с.
Глухие согласные перед звонким, наоборот, переходят в звонкие: оддать (отдать), сгоретъ (сгореть), здатъ (сдать).
5. Сочетания согласных сш, зш произносятся как долгий (удвоенный) звук ш: бешшумный (бесшумный), замершший (замерзший), бешшапки (без шапки).
6. Сочетания согласных сж ш зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж: жжигатъ сжигать), ражжигать (разжигать), жжиром (с жиром), бежжира (без жира).
7. Сочетания согласных звуков сч и зч произносятся как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик (рассказчик), щетчик (счетчик).
8. Сочетания звуков тч и дч произносятся как звук ч: оччет (отчет), развеччик (разведчик); а сочетания звуков тц и дц — как долгий звук ц: оццу (отцу), дваццатъ (двадцать).
9. В словах, имеющих окончания -ого и -его, вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), балъшова (большого), третьива (третьего) и т . п.
10.Окончания глаголов на -тся и -тъся произносятся как цца: купаецца (купается), смеюцца (смеются), обучацца (обучаться), кусацца (кусаться).
11.В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на -кий, -гий, -хий звук и произносится как средний звук между аиы (ъ): маленъкъй (маленький), стро-гъй (строгий), тихъй (тихий).
12.При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях стн, стл, здн выпадают звуки т и д: леснща (лестница), счасливый (счастливый), празник (праздник);
наблюдается выпадение и других звуков: так, ъ слове солнце не произносится звук л (сонце), в слове здравствуй — звук в (здраст-вуй), в словах сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста).
13.В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).
Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.