Работа над собственной речью.

Устранение недостатков произнесения звуков.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, илюди, привыкая к ним, порой не замечают их.

Как мы уже отмечали, работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Это неверно. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения.

Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи). В трудных случаях, когда самим избавиться от дефектов речи не удается, следует обратиться за помощью к специалисту по исправлению речи — логопеду.

Рассмотрим для примера, какое положение принимают органы речи при Правильном произнесении звука с1.

Губы слегка растянуты, зубы сближены, между ними имеется щель в 1—2 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и почти касается передних зубов. Боковые края приподняты. Посередине языка образуется желобок, по которому проходит воздух. Звук с произносится без участия голоса.

Аналогично произносится звук а, но при участии голоса.

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосои звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. (О некоторых различиях речевого дыхания и дыхания в покое см. в главе «Звуковая культура речи»).

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1.Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха «разу же произведите свободный, плавный выдох (живот а нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

2.Произведите короткий, спокойный вдох через нос; задержите на 2—3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3.Сделайте короткий вдох яри открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4.Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

Количество гласных, произносимых на одном выдохе; постепенно увеличивается. Следите за плавностью перехода от одного звука « другому. 5. Произведите счет на одном выдохе до 3—5 (один, два, три...), постепенно увеличивая счет до 10—15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте воздух на смысловых паузах.

Капля и камень долбит.

Правой рукой

Строят — левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова—не руби дрова на траве двора.

При выполнении упражнений соблюдать установку, данную в первом упражнении.

7. Подберите стихотворения, рассказы ипрочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не ранее чем через полтора-два часа после.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится под зрительным контролем (перед зеркалом).

Наши рекомендации