Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. и кризис японской модели экономики и управления
В настоящее время Япония испытывает серьезные экономические трудности. Страна начиная с 1990-х гг. превратилась для многих в Страну заходящего солнца, а самые пессимистично настроенные аналитики считают, что «Япония наполовину мертва». Факты наглядно подтверждают такой пессимизм.
• Темпы экономического роста Японии в 1990-е гг. оказались самыми низкими среди стран Большой семерки. В 1992-1999 гг. они составили в среднем 0,5% в год (впрочем, в 2004 г. положение несколько улучшилось: рост ВВП составил 2,9%).
• После некоторого укрепления курса йены до уровня, близкого к 80 йенам за доллар весной 1995 г., к концу последнего десятилетия XX в. национальная валюта Японии упала до уровня 120 йен за доллар (в начале февраля 2006 г. доллар стоил 118 йен).
• Если дефицит государственного бюджета страны в 1993 г. составлял 2,8% ВВП, то к 2001 г. он уже достиг 11,4% и являлся самым крупным среди стран Большой семерки.
• Еще в 1991 г. государственный долг страны составлял 51% ВВП, но к 2000 г. он уже превзошел 150%, достигнув в 2004 г. 161%. В настоящее время государственный долг Японии является самым большим в мире и ожидается его дальнейшая эскалация. Обслуживание такого огромного долга потребует использования до 70% всех налоговых поступлений правительства.
• На внутреннем рынке ощущается перепроизводство товаров и соответственно падение потребительского спроса. Так, в пик экономического спада продажи автомобилей за период с февраля 1997 г. по февраль 1998 г. снизились на 22% (при этом показатели экономического роста Японии в 1998 г. были отрицательными и составили -2,5%). Кроме того, в первой в мире по объемам производства автомобилей стране, каковой является Япония, за последнее десятилетие выпуск автомобилей уменьшился на четверть, в то время как в основных странах-конкурентах он возрос: в Германии — на 14%, в США — на 35%.
• Примерно на 3% снизились прибыли компаний, а 60% японских компаний в 2000 г. вообще не платили налоги на прибыль из-за своих убытков, а также пользовались различными механизмами сокрытия полученных доходов от налогообложения.
• Уровень процентной ставки в Японии практически равен нулю (0,1% в начале 2006 г.), что не дает возможность стимулировать экономический рост традиционным способом удешевления кредитных ресурсов за счет снижения процентной ставки.
• Начался рост безработицы, ранее для Японии не характерный. С традиционно низкого уровня в 2,5-3% безработица в 1998 г. доросла до 4,5%, а в 2003 г. она уже составила 5,3%.
• Вследствие валютно-фннансового кризиса в Юго-Восточной Азии (1997-1998 гг.) спрос на данном региональном рынке в конце 1990-х гг. существен
но снизился, что нанесло удар по японской экономике (порядка 40% японского экспорта связано именно с этим регионом). В январе 1998 г. падение японского экспорта на данном рынке составило 11,5%.
• Японию к концу 1990-х гг. захватила настоящая волна банкротств. Самыми громкими из них стало фиаско одной из крупнейших финансовых компаний «Ямаити-секьюритис» и банка «Хоккайдо Такушоку». Летом 2000 г. обанкротилась компания розничной торговли «Сого», чьи долги составили почти 2 трлн. йен ($18 млрд.).
• Япония — стремительно стареющая нация. В 2004 г. 19% населения страны составляли люди старше 65 лет, а к 2015 г. их будет уже 25%.
Негативную роль в экономическом развитии Японии во второй половине 1990-х гг. сыграли и совершенно непредсказуемые события, от которых страна пострадала дважды: землетрясение на Кобе в 1995 г., за которым последовали потрясения на финансовых рынках и драматическое падение индекса Nikkei, а также валютно-финансовый кризис в азиатском регионе в 1997 г., который нанес значительный ущерб экспортному сектору экономики Японии.
Попытаемся обозначить основные современные проблемы Японии. Их можно разделить на шесть групп.
1) Сложная финансовая ситуация. Произошло настоящее банкротство финансовой системы Японии. Оно выражается в:
- дефиците государственного бюджета из-за недопустимо высоких правительственных расходов: только инвестиции в транспортную и ирригационную систему страны в разгар экономического кризиса (вторая половина 1990-х гг.) должны были составить $531 млрд. Государство попыталось отреагировать на сокращение спроса в частном секторе за счет роста государственных расходов, необеспеченных притоком налоговых поступлений. В результате для накачки в экономику необходимой денежной массы пришлось активно использовать механизм государственного долга. Причем Банк Японии ужесточал кредитно-денежную политику, снижая процентную ставку медленнее, чем падали цены на внутреннем рынке;
- банковском кризисе: на японских банках повисло бремя безнадежных долгов на сумму почти в $200 млрд.;
- снижении рейтинга платежеспособности страны: ведущие мировые инвестиционные агентства, например, Moodis снизили кредит доверия Японии;
- обвале цен на финансовые активы (снижение курса акций и облигаций японских компаний), падении цен на недвижимость вследствие переоценки, перегрева рынков. Искусственно вздутые курсы ценных бумаг не отражали реальные доходы компаний, Которые снижались из-за сокращения внутреннего спроса.
Японский банковский кризис явился отражением периода финансовых спекуляций в экономике. В период экономического бума банки выдавали необеспеченные должным покрытием кредиты (под залог ценных бумаг, земли, недвижимости, которые росли в цене вплоть до начала 1990-х гг.). Система взаимных участий компаний в активах и бизнесе друг друга (система кейретсу) также не ставила под сомнение платежеспособность клиентов финансовых учреждений. Поэтому солидные банки зачастую кредитовали сомнительные спекулятивные операции, а в итоге начавшейся стагнации экономики промышленные, торговые, строительные и финансовые компании оказались не в состоянии погасить свою кредиторскую задолженность. Падение цен на недвижимость, снижение курсов ценных бумаг обесценили залоги, и в итоге сумма безнадежных долгов в банковской системе Японии составила 50 трлн. йен (около S200 млрд.), что соответствует почти 15% ВВП страны. Государство, еще с послевоенных времен взявшее банки под свое покровительство, на первых порах стало оказывать попавшим в затруднительное положение банкам поддержку, выдавая кредиты для погашения безнадежных долгов. Затем политика государства переменилась, и только 20 крупных банков остались под контролем правительства, а к 2001 г. было решено полностью отказаться от государственной поддержки банков. После введения процедуры банкротства банков с 1995 г. в банковской системе Японии началась настоящая волна банкротств. Однако банковский кризис привел и к оздоровлению финансовой системы. В результате серии банкротств, слияний и поглощений возникли новые мощные банки, такие как, например, Bank of Tokyo-Mitsubishi, явившийся прототипом нового сильного японского финансового учреждения.
Можно ожидать, что в ближайшие несколько лет банки Японии будут оправляться от последствий кризиса, продолжится их реорганизация и структурная перестройка активов и пассивов. Ввиду переживаемых трудностей японские банки потеряли первые места в мировом рейтинге банков (еще недавно вплоть до 9 японских банков входило в первую мировую десятку по величине активов, ныне их позиции куда скромнее). Тем не менее, учитывая то, что японцам всегда удавалось с честью выходить из сложных ситуаций, кредитоспособность банковской системы Японии уже к концу первого десятилетия XXI в. может быть восстановлена. 2) Сложности в сфере экспорта. На рубеже XX-XXI вв. значительно снизился объем японского экспорта в страны Юго-Восточной Азии, продолжаются «торговые войны» Японии с Соединенными Штатами и странами, входящими в Европейский союз. Опасные последствия, связанные с уменьшением экспорта Японии, объясняются тем, что в японской модели экономического роста экспорт является одним из моторов развития. Во-первых, серьезный удар по экспорту нанесло укрепление йены по отношению к доллару в 1992 и 1995 гг. Для улучшения экономической ситуации национальную валюту пришлось девальвировать, скупая американские доллары и накапливая огромные валютные резервы (к концу 2004 г. резервы Японии превысили $800 млрд., став самыми большими в мире). Однако общее повышение курса йены привело к росту импорта из стран Юго-Восточной Азии, что вместе со стагнацией спроса на внутреннем рынке привело к снижению цен и отрицательному влиянию на экономическую конъюнктуру. Во-вторых, снижение японского экспорта было обусловлено процессом интернационализации производства японских компаний, которые переводили свою произволственную базу в страны и регионы сбыта товаров (США, Европу) либо в страны Юго-Восточной Азии с более низкими издержками по оплате труда.
3) Сокращение внутреннего спроса. На внутреннем рынке произошло перепроизводство товаров, явившееся следствием ошибочных расчетов на стабильно высокие темпы экономического роста и рост доходов населения. Дешевый и качественный импорт из других стран региона привел к снижению цен. В ожидании дальнейшего снижения цен потребители откладывали свои покупки, еще более сокращая спрос. В качестве ответной реакции производителям приходилось идти на новое снижение цен, давая потребителям надежду на дальнейшую понижательную тенденцию в ценообразовании. Сокращение спроса привело к современной стагнации японского производства. Сокращению внутреннего спроса способствует и такая причина, как старение населения.
4) Старение населения. Данная проблема является едва ли не самой серьезной для Японии. Япония имеет самую высокую продолжительность жизни в мире (средний уровень близок к 80 годам). Последствия старения населения неоднозначны. Во-первых, уменьшается численность молодежи. Японские компании уже сейчас ощущают нехватку молодой мобильной рабочей силы с нетрадиционным мышлением. Средний же возраст высшего управленческого персонала крупных компаний в Японии составляет 60 лет. Учитывая консерватизм пожилых людей, можно только предполагать, в какую сторону заведут такие директора современные предприятия в эпоху быстрых перемен. Во-вторых, рост доли пожилого населения означает увеличение расходов на пенсионное обеспечение и здравоохранение, что заводит в тупик государственные финансы. Уже сейчас высказываются пожелания об увеличении пенсионного возраста с 60 до 65 лет для компенсации нагрузки на социальную систему. Однако при нарастании бюджетного дефицита из-за роста социальных расходов, связанных со старением населения страны, Японии придется активно пользоваться заимствованием на мировых финансовых рынках, что может внести еще большую сумятицу в глобальную финансовую систему.
5) Кризис японской системы управления. Японская система менеджмента имеет очень сильную черту в виде отличного администрирования. Являясь замечательными исполнителями, обладая отличными навыками работы в команде, японцы в меньшей степени, чем европейцы или американцы, обладают духом лидерства и нестандартным мышлением. Японский хорошо отлаженный механизм управления продуктивно работает только в том случае, если ему задан алгоритм, правильное направление развития. Прекрасные последователи, японцы никудышные архитекторы системы (вспомним, что в 1940-е гг. эту систему строили в Японии американцы, реформировавшие послевоенную экономику страны). Парадокс заключается в том, что в настоящее время ресурсы этой системы практически исчерпаны. Нестабильность глобальной экономической и финансовой системы, трудности в национальном хозяйстве, нехватка идей и людей, генерирующих идеи, поставили под вопрос правильность японского пути развития. Система взаимосвязей в сфере бизнеса кейретсу, приведшая ко всеобщему кумовству, вытеснившему рыночные принципы хозяйствования, некогда «мудрое» правительство, погрязшее в коррупции, на сегодняшний день уже являются препятствиями на пути давно назревших перемен. По мнению многих экономистов, Япония испытывает системный застой и ностальгию по авторитарным временам периода революции Мэйдзи и послевоенных реформ. Токио буксует, так как старая программа, внесенная в японскую экономическую машину, уже не действует, а новая пока не внесена. Комизм ситуации заключается в том, что японцы оказались хорошими менеджерами безнадежно устаревшей системы. 6) Слабость развития современных информационных технологий. Япония, которая совсем недавно задавала тон в информационных технологиях, с развитием глобальных информационных систем и Интернета рискует оказаться едва ли не в хвосте мирового прогресса в данной области. Объяснение этому найти не сложно — все дело в том, что информация, передаваемая через Интернет, в большинстве своем использует в качестве языка-носителя английский, а в Японии далеко не все квалифицированные специалисты им владеют. Возникают сложности и с использованием технологий Интернета в финансовой сфере, в торговле. Кроме того, Японию подвела стратегия развития отраслей high tech. Если США вовремя прекратили специализироваться на изготовлении материальной составляющей компьютеров и информационных систем (hardware) и сделали курс на производство и экспорт программного обеспечения — мозга современной информационной системы (software), то Япония продолжала производить микропроцессоры и компьютеры, которые без умной начинки не более чем «железо». Кроме того, если в США к началу 2000 г. свыше 40% инвестиций в экономику были связаны с внедрением информационных технологий, то в Японии соответствующий показатель едва превысил 25%, а ведь современные технологии движет software, а не hardware.
Известный американский исследователь международных конкурентных преимуществ стран Майкл Портер в статье «Демоны-близнецы Японии», опубликованной в газете «Financial Times* 5 июля 2000 г., выделил две причины «экономической болезни» Японии: система менеджмента и ннтервенционализм правительства. Интересно, что эти же два фактора долгое время рассматривались в качестве основных причин успеха послевоенного развития страны. Однако, по мнению Портера, традиционное объяснение высокой конкурентоспособности Японии в 1960-1980-х гг. не является верным.
Исследование целого спектра отраслей промышленности, проведенное группой Портера, показало, что наиболее конкурентоспособные отрасли японской экономики, такие как автомобилестроение, производство роботов и видеотехники, в наименьшей степени регулировались государством, в то время как неконкурентоспособные отрасли, включающие химическую промышленность, самолетостроение, финансовые услуги и производство программного обеспечения, пользовались всемерной протекцией правительства. Интервенционализм и протекционизм правительства привели к высочайшим издержкам, которые были вынуждены оплачивать японские потребители (стоимость жизни в Японии является одной из самых высоких в мире из-за высокого уровня цен), а также стали бременем для всех компаний, вынужденных не следовать за отраслевым лидером, а равняться на быстроту перемен самой худшей компании отрасли. Следовательно, Япония не являлась уникальным примером успеха этатистской модели развития, напротив, международные успехи страны связаны исключительно с теми отраслями экономики, в которых внутренняя конкуренция велась более интенсивно, а вмешательство государства было минимальным.
Так же спорно и утверждение о превосходстве японской модели менеджмента. Реально японским стилем конкуренции можно считать акцент в производстве на высокое качество и постоянное совершенствование продукта. Лозунг «Делай то же самое, что и конкуренты, только лучше их» дал определенные успехи в 1970-е гг. и в начале 1980-х гг. Однако в современной глобальной экономике лучший опыт распространяется мгновенно, и уже к концу 1980-х гг. западные компании начали активно сокращать разрыв в производительности труда и качестве продукции, адаптируя японскую практику. Так, если японская фирма. Toyota была триумфатором 1970-х гг. благодаря своей системе качества и системе отлаженных поставок (just-in-time), то в настоящее время все ведущие мировые автомобильные компании работают по тем же самым стандартам. Многие западные производители при этом еще и ушли далеко вперед от некогда лидировавшей в гражданских технологиях и продуктах Японии, используя более совершенные информационные и управленческие технологии.
Основной бедой японского менеджмента стала его стратегическая составляющая, которая, как оказалось, у многих компаний просто отсутствовала. Акцент на имитацию, а не на создание устойчивых конкурентных позиций па основе дифференциации и уникальности изделий привел многие японские фирмы к серьезным проблемам — их нишевыс сегменты на мировых рынках достаточно быстро заполнились аналогичной, но более дешевой продукцией других стран Юго-Восточной Азии, которые в своей модели развития ориентировались на Японию. И, напротив, те из японских компаний, которые не занимались имитацией, а выстраивали свою собственную систему устойчивых конкурентных преимуществ, смогли стать мировыми лидерами, хотя это являлось скорее исключением из общего хода дел в сфере японского менеджмента. Примерами таких компаний-одиночек являются фирмы Nidec (микромоторы-драйверы для компакт-дисков), Shimano (производительзапчастей к велосипедам), Honda (производящая не просто автомобили, а автомобили с новаторской концепцией двигателя на основе своей собственной философии развития автомобилестроения и стиля вождения).
В свое время Япония смогла сделать необходимые изменения в послевоенной макроэкономической стратегии, отказавшись от уже освоенного производства дешевых имитаций западных товаров, основанного на низких ценах и низкой заработной плате. Однако теперь в конкуренции, базирующейся лишь на качестве продукции, Япония уже не в состоянии превосходить своих соперников. Для японских менеджеров наступает новое время перемен, связанное с внедрением модели, основанной на инновациях и стратегии.
Фактически кризис в экономике — это заслуженное наказание Японии за нежелание менять свою модель развития, которая была эффективна до середины 1980-х гг., но теперь дает заметные сбои. Япония попыталась выйти из кризиса 1990-х гг. по-старому: стараясь оживить хозяйственную конъюнктуру за счет увеличения правительственных расходов на поддержание экономики, наращивая экспорт (девальвируя иену) и уменьшая импорт (препятствуя проникновению иностранных товаров и капиталов на внутренний рынок). Однако методы оживления экономики, традиционные для кейнсианской модели развития, уже не действуют в глобальной системе мирохозяйственных связей, в основе которой лежит неоконсервативная экономическая идеология.
Не удалось стабилизировать экономическую ситуацию в Японии и путем экспортной экспансии. Напротив, США и страны Западной Европы еще в начале 1980-х гг. сделали все возможное, чтобы ограничить доступ японских товаров на свой рынок, что способствовало ухудшению платежного баланса страны, традиционно специализирующейся на экспорте промышленных товаров и вынужденной теперь экспортировать капиталы. В 1990-е гг. США и ЕС также не дали Японии возможность выйти из рецессии через экспортную экспансию. Укрепление курса йены в 1990-1995 гг. резко контрастировало с экономической стагнацией. Хотя девальвация йены в 1995-1998 гг. и способствовала оживлению экономической конъюнктуры Японии, а бурный рост новых индустриальных стран региона позволил форсировать экспорт японских товаров и капиталов в Юго-Восточную Азию, но региональный финансовый кризис 1997-1998 гг. нанес по японской экономике новый удар.
Рецептами выхода японской экономики из кризиса могли бы стать:
• наведение порядка в банковской сфере (предотвращение кредитной экспансии, выдача кредитов на рыночной основе);
• ослабление государственного регулирования экономики (снижение налогов, стимулирование предпринимательской деятельности, прекращение ИИ-тервенционализма и сокращение роли государства как активного хозяйствующего субъекта);
• оживление спроса на потребительском рынке (путем снижения налогов);
• открытие внутреннего рынка для иностранных инвесторов (оживление конкуренции и приток зарубежных капиталов, технологий и управленческого опыта).
Иначе говоря, Япония нуждается точно в таких же реформах, которые были проведены в США и Великобритании в 1980-х гг. Современные экономические проблемы Японии связаны не столько с самой страной, обладающей очень мощным инвестиционным и интеллектуальным потенциалом, сколько с неверными методами управления. Из-за специфики японского менеджмента, из-за недопонимания давно назревших структурных перемен Япония в разгар азиатского валютно-фи-нансового кризиса превратилась едва ли не в самое уязвимое звено мировой системы. Япония не смогла стать локомотивом, выводящим Азиатско-Тихоокеанский регион из кризиса, а даже, наоборот, в немалой степени усугубила ситуацию в регионе. Многие экономисты уже с сомнениями смотрят на перспективы страны в XXI в. Тем не менее поиск путей выхода из кризиса постоянно продолжается.
Новые надежды и шансы на решение всех давно обозначенных проблем вначале связывалось с избранием в конце апреля 2001 г. на пост премьер-министра Японии Дзюнитиро Коидзуми, создавшего себе имидж реформатора и вольнодумца, стремящегося сломить традиционный японский консерватизм. Ожидалось, что Коидзуми удастся сменить прежний курс движения японской экономики в никуда, которому следовали его предшественники Р. Хасимото, К. Обути и И. Мори. Предшествующие премьер-министры Японии не обладали политической волей к переменам. Они лишь законсервировали устаревший механизм управления экономикой, продолжая стимулировать хозяйственную конъюнктуру высоким уровнем государственных расходов, наращивая бюджетный дефицит и государственный долг. Бюрократия, коррупция и некомпетентность высших менеджеров страны (И. Мори — «блошиные мозги в теле слона», по едкому мнению европейской печати — и вовсе стал премьер-министром благодаря случайному стечению обстоятельств, поднявшись на вершину иерархической лестницы с мировоззрением рядового партийного секретаря) уже изрядно надоели японцам, которые теперь ждут необходимых перемен от курса Коидзуми. Перед новым премьер-министром страны стоят непростые задачи: в самое ближайшее время ему предстоит решить судьбу государственных финансов, обремененных непосильным бременем долга, сократить непомерно раздутые штаты чиновников, провести необходимые изменения в пенсионной сфере, стимулировать развитие информационных технологий. Эти программы были начаты еще при И. Мори, но так и остались незавершенными. Сам Коидзуми после вступления в должность сразу же обозначил основные направления своего курса. В первую очередь предстояло решить проблему безнадежных долгов частного сектора, начать приватизацию почтовой службы и открыть доступ на ключевые посты в руководстве страной молодежи и женщинам. О решительности начальных действий Коидзуми позволяли судить первые перестановки в кабинете министров, в особенности неожиданное для многих японских политиков назначение главой Министерства иностранных дел женщины. К сожалению, ожидания радикальных перемен пока не оправдались: «бунтарь» Коидзуми на деле оказался ненамного лучше своих предшественников, что по-прежнему ставит дальнейшую судьбу японской экономики в XXI в. под большой вопрос.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается уникальность японской экономики и деловой культуры Японии? Какова национальная специфика развития Японии и японского предпринимательства?
2. С чем связан высокий уровень инновационности современного японского общества?
3. Какие основные экономические реформы были проведены в Японии в послевоенный период? В чем заключалась их специфика?
4. Какова была роль американской оккупационной армии в период проведения послевоенных реформ в японской экономике? Какую роль сыграли американцы в становлении и развитии японской модели менеджмента?
5. Почему японские реформы второй половины 1940-х гг. считаются одними из самых успешных в мировой практике рыночных преобразований?
6. Какие основные черты отличали экстенсивную модель роста японской экономики (1950-1960-е гг.)? Что нового было характерно для интенсивной модели развития (1970-1980-е гг.)? Как развивалась японская экономика на рубеже XX и XXI вв.?
7. Какова роль государства в экономике Японии? Как выстраивается взаимодействие бизнеса и государства на рубеже XX и XXI вв.?
8. Каковы характерные черты японской модели менеджмента?
9. С чем связаны современные экономические трудности, которые переживает Япония? Почему японская модель управления в начале XXI в. претерпевает кризис?
10. Чем примечателен японский рынок труда? Какие трудности он испытывает в настоящее время?
11. Каковы перспективы развития экономики Японии и японского менеджмента в XXI в.?
12. Что представляет собой культурный и технологический детерминизм в объяснении японской системы управления?
13. Объясните три «священные» черты японской системы управления.
14. Дайте характеристику других черт японской системы управления.
15. Охарактеризуйте роль менеджеров в японской системе управления.
16. Каковы новые тенденции в эволюции японского менеджмента?
17. Оцените возможности использования японской модели менеджмента в других странах.
18. Что из японского опыта управления вы считаете разумным использовать в деятельности российских компаний? Какие элементы японского менеджмента неприемлемы в российских условиях?
Литература
1. Godkin L., Endoh М. An analysis of Japan-focused cross-cultural management //Journal of Education for Business, November/December 1995, Vol. 71 Issue 2. — P. 87-91.
2. Hayashi M. A Historical Review of Japanese Management Theories: The Search for a General Theory of Japanese Management // Asian Business & Management, 2002,Vol.1.-P. 1-19.
3. Kono Т., Clegg S. Trends in Japanese Management: Continuing Strengths, Current Problems and Changing Priorities. — Palgrave Macmillan, 2001.
4. Аоки M. Фирма в японской экономике: Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике. — СПб.: Лениздат, 1995.
5. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. — М.: Алышна Бизнес Букс, 2004.
6. Куликов Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. — М.: Экономика, 2000.
7. Леонтьева Е. Япония: преодоление кризиса // МЭиМО, 2000. № 8.
8. Матрусова Т. Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах. — М.: Наука, 1992.
9. Морита А. Сделано в Японии: История фирмы Сони / При участии Э. М. Рей-нголда, М. Симомуры. — М.: Прогресс-Универс, 1993.
10. Оучи У. Методы организации производства (японский и американский подходы). - М.: Экономика, 1984.
11. Портер М., Такеути X., Сакакибара М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? — М: Альпина Бизнес Букс, 2005.
12. Симховии В. Истоки современной японской системы управления // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 6. — С. 114-120.
13. Спицына К. А. Главные руководители японских компаний: практика работы. — М.: Финансы и статистика, 1999.
14. Уроки организации бизнеса: На примере США и Японии / Под общ. ред. А. А. Демина, В. С. Катькало. — СПб.: Лениздат, 1994.
15. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. — М.: ООО «Издательство "АСТ"»: ЗАО «НПП "Ермак"», 2004.
16. Юрков С. Японская экономика 90-х: уроки антикризисных мер // МЭиМО. 2000. № 4.
17. Япония 2002-2003: Ежегодник. - М., 2003. Примечания
1 Классическим примеров молниеносной реакции японской фирмы на изменение вкусов потребителей может служить выход компании Honda на американский рынок мотоциклов. Первоначально Honda собиралась продавать в США тяжелые мотоциклы и готовилась к презентации своих новых моделей. Внезапно менеджеры компании заметили, что потребителей вовсе не интересуют японские тяжелые мотоциклы, но они с восхищением посматривают на небольшие мотороллеры, на которых ездили менеджеры, Honda изменила свою стратегию проникновения на рынок мотоциклов США всего за одну ночь.
Другим примером может служить компания Sony, шеф которой Акито Морита заметил, что молодежь любит слушать музыку когда угодно и где угодно. Морита предложил идею знаменитого плейера «Walkman*, впервые появившегося в 1980 г. «Нам не нужны были никакие рыночные исследования. Люди даже не представляли, что такое возможно. Мы просто сделали это», — впоследствии поделился своими мыслями Морита.
2 Здесь можно отметить успехи, достигнутые страной в борьбе с раком желудка. Соответствующая государственная программа создала благоприятные условия для японских производителей соответствующего диагностического оборудования — гастроскопов и эндоскопов, сделав ряд из них, в частности компанию Olympus, мировыми лидерами в данной области. Благодаря государственной поддержке развитию инновационных технологий в гастроэндоскопии, а также обмену Информацией с ведущими мировыми онкологическими центрами количество смертных случаев от рака желудка в Японии удалось снизить с 65,9% в начале 1950-х гг., когда появилась первая диагностическая гастрокамера, до 24,2% в 2001 г., когда на вооружение врачей поступили видеоэндоскопы с высокой разрешающей способностью изображения (см.: Fortune, 2004. No 6. P.S4).
3 Так, в 2001 г. в Японии расходы на фундаментальную науку составляли 12,6% всех НИОКР, в то время как в США они соответствовали 20,9% НИОКР. Если на фундаментальную науку в США тратилось около 0,6% ВВП, то в Японии - 0,37% (см.: Towards a European Research Area Science, Technology and Innovation. Kev Figures 2003-2004. Luxembourg, 2003. P. 25).
4 О содержании данных программ, предполагающих развитие отрасли телекоммуникаций, стимулирование электронной коммерции, а также поддержку инвестиций в сферу информационно-коммуникационных технологий, см на сайте японского Бюро по научной и технологической политике: hrtp://wuTt>.mextgo.jp/english/kagaku/index.htm
5 Успехи проявились уже в 2002 г., когда Япония впервые в современной истории получила положительное сальдо баланса расчетов по лицензионным платежам (см.: Research. Technology. Management, 2003. November- December. P. 4).
6 Наиболее известной работой этого периода является: Abegglen J. С. The Japanese Factory: Aspects of Its Social Organization. — New York: Free Press, 1958.
Дж. Аббсглсн свыше 30 лет работал в Японии в качестве управленческого консультанта и исследователя, в настоящее время является японским гражданином. В 2006 г. издательством Palgrave планируется издание его новой книги, посвященной японскому менеджменту: 21st Century Japanese Management: New Systems, Lasting Values.
7 Лебедева И. О некоторых особенностях японской системы управления // Материалы Международной конференции «Японский феномен: взгляд из Европы», Москва, 28-29 сентября 2001 г. — http://www.japan-assoc.ru/publics/confercnccs/tcxts/tl3/ index.html.
8 Там же.
9 Lincoln J. R., Kerbo H. R., Wittenhagen E. Japanese companies in Germany: A case study in cross-cultural management //Industrial Relations.July 1995, Vol.34 Issue 3. — P. 417-440.
Глава 13 Менеджмент Кореи