Коррекционная работа с детьми. Монтессори-терапия
Научный метод Монтессори как показал 100-летний опыт практики, может быть распространен в работе как с детьми успешно развивающимися, так и с детьми с особенностями в развитии. Система коррекционного развития опирается, прежде всего, на помощь родителям в воспитании и образовании детей. Задача Монтессори-терапевтов и педагогов - показать родителям необходимые упражнения, которые они могут систематически выполнять со своими детьми дома.
Для работы с детьми, имеющими функциональные нарушения, необходимо адаптировать некоторые группы Монтессори-материалов, а также изменить способ их предъявления детям. Меняется также и позиция педагога, способы его взаимодействия с детьми. В связи с особенностями в развитии детей с функциональными нарушениями при работе с адаптированным Монтессори-материалом, у детей пробуждается активность, обнаруживаются возможности для познания окружающей среды, а значит, и познания мира. Как писала М. Монтессори «Путь укрепления слабого – это тот же путь, что ведет и сильного к совершенству».
Задача Монтессори-терапевта прежде всего помочь семье принять ребенка с ограничениями в развитии и признать его своим полноценным членом. Помочь родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело создать условия для их реализации.
· Вот задачи Монтессори-терапевта:
· обучение самостоятельности, особенно в бытовой сфере;
· упражнения крупной и мелкой моторики;
· упражнения восприятия и перцептивных достижений;
· пробуждение положительного восприятия речи, расширение словарного запаса;
· развитие концентрации внимания и выдержки;
· обучение поведению в игре и в быту;
· обучение общению;
· помощь в налаживании отношений между ребенком и родителем;
· воспитание самосознания и доверие к себе самому;
· структурирование отдельных задач;
· формирование умения самостоятельно преодолевать трудности.
Таким образом, видно, что Монтессори-терапевт – это особый специалист высокой квалификации, который совмещает функции и врача, и психолога, и дефектолога. К сожалению, пока таких специалистов в России не много.
Как правило, в дошкольных Организациях эту работу берет на себя коллектив специалистов, включая психолога, логопеда, дефектолога и врача. Команда специалистов формируется в зависимости от проблематики развития конкретных детей. Часто к работе с ними привлекается один специалист и совместно с педагогами группы выстраивается последовательность работы.
Технология организации совместной коррекционной работы педагогов и специалиста имеет несколько этапов:
Беседа педагогов с родителями о необходимости проведения специалистом диагностического обследования ребенка. Получение разрешения от них.
Комплексное обследование. Каждый специалист в процессе обследования ребенка применяет определенный набор диагностических методик для получения количественных и качественных показателей, которые помогают определить уровень развития ребенка, проблемы и отклонения.
На каждого ребенка с особенностями в развитии составляется индивидуальная программа развития.
Консультирование специалистом педагогов группы и родителей для выработки единых принципов по сопровождению и поддержке ребенка в группе и дома.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Прежде всего, это совместное с педагогами и родителями сопровождение ребенка в процессе его роста и развития с последующим обсуждением динамики развития детей и уточнение рекомендаций для дальнейшего анализа результатов.
Отдельно регламентируется организация логопедической коррекции, коррекции психического развития интеллектуальной сферы ребенка.
Логопедическая помощь ребенку
Цель работы логопеда: устранение у детей нарушений дефектов в развитии речи. Основные задачи это:
- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
- определение их уровня и характера;
- устранение этих нарушений;
-профилактика нарушений письменной речи;
- распространение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
Главной формой работы учителя – логопеда с детьми по коррекции речи являются индивидуальные занятия. Они проводятся не менее 3 раз в неделю.
Помощь и коррекция психического развития.
Цель работы психолога: коррекция эмоционально-волевой сферы, «ошибочного» поведения детей, помощь детям с задержкой психического развития.
Основные задачи психокоррекционной работы:
- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию невротических состояний у детей;
- диагностика эмоционально-волевой сферы, готовности к обучению в школе;
-применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных реакций детей;
- успешная адаптация.
Формы организации: индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Консультирование педагогов и родителей. Проводит специальные занятия с элементами тренингов для воспитателей и родителей по изменению стиля общения с детьми. Просветительская работа.
Основные методы коррекционного воздействия:
- арт-терапия
- релаксационные упражнения
- песочная терапия
- игровая терапия
- коммуникативные игры
- игры на развитие творческого мышления.
Организация коррекции интеллектуальной сферы педагогом – дефектологом.
Цель работы дефектолога: координация педагогической помощи детям с отставаниями и отклонениями в развитии.
Педагог-дефектолог строит свою работу на основе медицинского заключения врача, наблюдений, диагностики. Индивидуальные занятия проводит по индивидуальному графику 2-3 раза в неделю. Длительность занятий 10- 15 минут.
2.10. Организация образовательного процесса в разновозрастной интегрированной группе
Уже более 20-ти лет в мире существуют интегрированные Монтессори-группы, которые объединяют здоровых детей и детей с ограничениями в развитии. Родоначальником этого направления работы с детьми является организатор Мюнхенского детского центра (Германия) профессор Теодор Хелльбрюгге. Им была выдвинута идея, что для создания условий наилучшего развития и вхождения в социум детей с разными потребностями, их надо объединять в интегрированные группы и поручать работу с ними врачам, педагогам и психологов, объединенных в единый профессиональный коллектив.
Было установлено, что дети с ограничениями в развитии могут ориентировать и здоровых детей в ежедневной будничной жизни и наоборот - здоровые дети становились их активными помощниками, и это развивало к них самостоятельность и умение жить в социуме.
Чтобы предоставить одинаковые шансы ВСЕМ ДЕТЯМ, в том числе и детям с ограниченными возможностями, необходимо понимать менталитет детей и их родителей, а так же хорошо знать приемы Монтессори-педагогики. Например, вводить материалы на презентации таким образом, чтобы они были доступны каждому ребенку, чтобы поведение и реакции взрослых были предсказуемы для детей.
· Развивая идеи объединения детей с разными возможностями в российских детских садах Монтессори, перед руководителями Организаций стоят несколько наиважнейших задач:
· Отбор и подготовка специалистов для совместной работы в интегрированных группах с разными профессиональными знаниями и навыками. Монтессори-педагог и Монтессори-терапевт - работа вместе.
· Точное приспособление материалов и их презентаций с учетом возможностей детей с ограничениями в развитии.
Кроме того важна готовность самой администрации дошкольной Организации начать такую работу. Такая готовность будет придавать уверенность всем участникам образовательного процесса в том, что такая группа полезна для развития всех детей независимо от состояния здоровья.