Мотивы и характеристики культурного поведения
В реальной действительности всегда имеет место деятельность, движимая мотивом необходимости, долженствования. Такое положениехарактерно, прежде всего, для рабочего и определенной части внерабочего времени. В сфере свободного времени иная картона: возникают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни прямой материальной детерминации, привлекает само действие как таковое.
В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей - физических, интеллектуальных, эмоциональных. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: даже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей.
Если мотивы являются внутренними побудителями практической активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним относятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая подталкивающая к деятельности организация объектов и средств удовлетворения потребностей. Стимулирование полноценной социокультурной деятельности составляет в современных условиях сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.
Человек представляет собой в совокупности социальное и психологическое образование. Индивидуально-психологическое во многом определяет участие личности в культурном потреблении и освоении созданных и создаваемых человечеством ценностей. Мотивационная сфера личности (как базовая система) является источником побудительных сил поведения, динамической основой для деятельности личности.
Потребности - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Потребность — это функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности, это особые способности, активирующие другие способности живых систем при появлении рассогласований, нарушающих стабильность жизненных процессов.
Сама потребность не наблюдаема, это абстрактное понятие введенное для объяснения причин человеческой деятельности. Личности (живому социализированному индивиду) свойственны три типа потребностей: естественно-физиологические; материально-преобразовательные; духовные.
Культурная деятельность есть деятельность духовная, осуществляемая на двух уровнях: уровне исходной духовной деятельности и уровне элитарной духовной деятельности.
Главную роль в перечнях личностных потребностей обычно играют духовные потребности, и в их числе: познавательная (интеллектуальная), эмоциональная (аффективная), этическая, эстетическая, коммуникационная.
Социальные потребности образуют высший уровень потребностной иерархии, поскольку они базируются на личностных потребностях, предшествующих им, имеют целью поддержание целостности и обеспечение дальнейшего развития данной исторически сложившейся социальной системы. Они проявляются во всех сферах общественной жизни и подразделяются обычно на материальные, социально-политические и духовные.
Материальные социальные потребности включают: потребность в общественно организованном материальном производстве, то есть создании и распределении материальных продуктов и услуг (они часто именуются «экономическими»); потребность в биологическом воспроизводстве членов общества («воспроизводительно-семейные»); потребность в защите от стихийных бедствий и агрессий врагов. Социально-политические потребности есть потребности в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества. Духовные социальные потребности состоят в формировании и поддержании самосознания социальной общности, в обеспечении духовного производства в разных его формах (от мифологического и этического до политического и эстетического), в социализации подрастающего поколения и включении его в общественную жизнь.