Госрегулирование и взаимодействие с рынком.
Государственное регулирование- это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых органами власти и общественными организациями, в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития какой-либо системы и ее адаптации к изменяющимся условиям.
Управление и регулирование культурных процессов соответствует целям, задачам, средствам и принципам культурной политики. В Республике Беларусь основные цели и приоритеты государственной политики в отрасли культуры изложены в статье 10 «Закона о культуре Республики Беларусь» (май 2004). Культура признается в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа, иных национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и саморазвития личности, образования и воспитания детей и молодежи.
Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда управленческих рычагов. Собственность — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы.Контроль и администрирование — деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный.Культурная политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на республиканском и местном уровнях.Финансирование — выделение средств из республиканского и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов.Организационная поддержка организаций, проектов, программ.Воспроизводство профессиональной среды — подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях, а также контроль за соблюдением в них соответствующих государственных образовательных стандартов.Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.Информация — информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов.
В зависимости от использования тех или иных рычагов складываются определенные роли государства по отношению к культуре и искусству:1. «Помощник» — поддержание и развитие государством разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве через поддержку культурной деятельности в целом (прежде всего — законодательно и налоговой политикой), а не каких-то отдельных стилей и направлений. Пример «помощника» — государственная поддержка культуры в США.2. «Патрон» — обеспечение государством стандартов профессионального творчества и деятельности. Поощряется художественное мастерство с помощью стипендий, пример — Великобритания.3. «Архитектор» — помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества и выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример — Франция.4. «Инженер» — государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Пример — бывший СССР.
Управленческий цикл.
Планирование. Эта функция представляет собой, по существу, процесс подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.
Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Прежде всего, это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия.
Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:
а) стимулирование, т. е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);
б) собственно мотивирование, т. е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду.
Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.
Контроль. Контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.