Деятельность как способ бытия человека.
Деятельность как способ бытия человека.
Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности.
В пределах духовной деятельности принято дифференцировать социально-культурную деятельность, направленную на:
процесс создания ценностей культуры;
процесс освоения ценностей культуры;
процесс сохранения ценностей культуры;
процесс распространения ценностей культуры;
процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность является разновидностью культурной деятельности, осуществляемой тремя социальными субъектами – создателями, хранителями и пользователями культурных ценностей. Это: 1) личность, социализированный индивид; 2) формально организованные или неформальные социальные группы; 3) социум, общество в целом. Следовательно, в зависимости от субъекта, культурная деятельность подразделяется на индивидуальную (начальный источник всех культурных новаций, которые возникают и созревают в сознании человека), групповую и массовую (коллективная оценка и отбор, распространение, хранение предлагаемых индивидами новаций в социальном времени и пространстве).Индивидуально-культурная деятельность (ИКД) — культурная деятельность индивидуального субъекта по: а) созданию культурных ценностей (самореализация личности); б) саморазвитию личного духовного и физического потенциала (индивидуализация личности); в) освоению знаний, умений и норм культурного использования природных ценностей, памятников культуры и духовных культурных ценностей (социализация личности). Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) обобществлению культурных новаций; б) развитию способностей индивидов и обслуживание их творческой деятельности; в) социальной коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
В силовом поле субъектно-объектных отношений можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуротворческая, коммуникативная.
Социальные законы прогресса человечества
Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания. Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:
1. прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим;
2. о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;
3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;
4. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;
5. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;
6. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;
7. об улучшении, усовершенствовании каждой последующей стадии развития.
Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Иногда само представление о прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Однако движение без цели, движение в никуда бессмысленно.
Сравнительная производственная и потребительская характеристика средств и продуктов культурной деятельности.
Судить можно по-разному: для получения качественного культурного продукта затрачивается огромное количество денег и сил, но тогда если продукт качественный то и потребность на него велика, что окупается, но не всегда – зависит от спроса на этот товар. Наверное культурных продуктов хватает, а вот спрос на них ( национальные продукты ) не велик.
Средства культуры
а) единичное производство, единичное предложение, небольшой спрос (костюмы для актеров);
б) большое производство, большое предложение, большой спрос (предметы для занятий музыкой):
в) массовое производство, массовые предложения и спрос (телевизоры и т. д.)
Предметы культуры
а) единичное производство, единичное предложение, небольшой спрос (оригинальные живописные полотна);
б) единичное производство, большое предложение, большой спрос (репродукции, эстампы);
в) единичное производство, массовые предложение и спрос (книги и т. п.);
г) большое производство, большое предложение, большой спрос (предметы народных художественных промыслов).
Культурные услуги (с посреднической функцией)
а) небольшое предложение, массовый спрос (клубы любителей популярной музыки);
б) большое предложение, массовый спрос (показ кинофильмов);
в) массовое предложение, массовый спрос (выдача книг и периодических изданий библиотеками)
Управленческий цикл.
Планирование. Эта функция представляет собой, по существу, процесс подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.
Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Прежде всего, это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия.
Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:
а) стимулирование, т. е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);
б) собственно мотивирование, т. е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду.
Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.
Контроль. Контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.
Е гг.
«Предприимчивый» человек
Ø Инновационная и предпринимательская направленность управления персоналом.
Ø Солидарный стиль, совместное мышление, укрепление самоуправления.
Органический подход к управлению,соответствие доминирующим потребностям личности:
самоактуализация-побуждение служащих к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления, превращение работы в главное средство самовыражения;
социальной принадлежности –необходимость в общении с коллегами и ощущение нужности людям;
потребность в безопасности-работа как средство защищенности сотрудников, обеспечиваемое программами пенсионного, социального и медицинского страхования, гарантией занятости, перспективами карьеры внутри организации, охраной труда;
физиологические потребности - работа как обеспечение возможности восстановления затраченной работником энергии через заработную плату и другие виды материального вознаграждения.
Персонал-ориентированный механизм рассматривается как относительно самостоятельный механизм менеджмента, действие которого способно приносить радикальные результаты как в отдельных фирмах, так и в масштабах общества в целом.
25.Информационный механизм – объединяет предыдущие механизмы в совокупную систему, устанавливает взаимодействие между подсистемами организации через управленческие решения по различным хозяйственным, коммерческим, кадровым вопросам и соответствующий документооборот, который обеспечивает взаимосвязь планирования, контроля, учета и отчетности.
Соотношение и взаимосвязь управленческих решений(в виде приказов, распоряжений), планирования(в виде планов и программ), контроля(в виде актов, справок проверок), учета и отчетности, документооборота и образует информационный механизм.
Его суть заключается в порождении соответствующей информации и документальном (т. е. имеющем правовое значение) ее оформлении. Эта информация структурируется между характеристикой желаемого результата (порождающей соответствующие решения и планы) и характеристикой реальнополученного результата (порождающей данные контроля, учета и отчетности).
Модели культурной политики.
Культурная политика. Одно из первых определений этого термина было дано на круглом столе ЮНЕСКО в 1967 году в Монако. В докладе «Политика в сфере культуры – предварительные соображения» под политикой в сфере культуры было решено понимать «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры».
В настоящее время существует большое число типологий моделей политики в сфере культуры, что объясняется разным подходом к определению ее целей, механизмов реализации и результатов.
Так, Абрахам Моль различал четыре различные группы культурной политики, предлагая в качестве основания для классификации социостатические и социодинамические характеристики.
Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Моль выделял три подгруппы такой политики:
• «Популистская», или «демагогическая», целью которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей.
• «Патерналистская», или «догматическая», в соответствии с которой право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат «административному совету», располагающему точной шкалой ценностей существующих и создаваемых культурных благ. Политика в сфере культуры в этом случае служит целям определенной политической партии, религиозного течения или государства в целом.
• «Эклектическая», задачей которой является оснащение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей гуманитарной и гуманистической культуры. В этом случае общество должно следить за тем, чтобы каждый из элементов культуры соответствовал культурным ценностям и распространялся пропорционально, в соответствии с частотой или «весом» этого элемента в общей культуре, принятой в обществе в данный момент.
Еще одно различение моделей культурной политики предложил руководитель исследовательского Института культурной политики (Бонн) Андреас Визанд. Он выделяет две основные модели развития культурной политики . Первая основывается на традиционной идее общественной поддержки искусства и культуры, а вторая – на рыночной модели.
Основные характеристики культурной политики общественной поддержки, по мнению Визанда, состоят в том, что:
- Интерес власти сфокусирован на традиционно главных институтах культуры, таких, как музеи, театры, библиотеки и культурные центры, которые и получают финансирование. Творческие деятели часто выполняют роль миссионеров, несущих «истину», а экспериментальная культура считается малозначительной.
- Главной целью является институциональный баланс в культуре и искусстве, который поддерживается течениями, получившими признание.
- Поскольку основным источником финансирования считается государственный бюджет, необходимы инструменты государственного регулирования, каковыми выступают планирование и составление программ.
- Политика в основном осуществляется на общенациональном уровне; международные культурные связи происходят только в рамках дипломатических отношений.
- Для контроля власть создает всякого рода художественные советы.
Подобная модель культурной политики, однако, может порождать следующие проблемы:
- Условия для инноваций минимальны. Новые образцы художественной и культурной деятельности, в особенности представленные молодым поколением, часто отвергаются.
- Лица, ответственные за разработку политики и её воплощение в жизнь, имеют недостаточное представление о культурном развитии и культурных инновациях. Предпочтение отдается традиционным формам культуры и искусства.
- Инструменты для гибкого планирования вырабатываются с трудом.
- Доминирует административное принятие решений, влияние администраторов является чересчур значимым, а роль художников – очень ограниченной.
Рыночно ориентированная модель культурной политики, по мнению Визанда, характеризуется следующими подходами:
- Культура, как и другие секторы общественной жизни регулируется рынком.
- Политика, в основном, ориентирована на экономическое развитие.
- Традиционные барьеры между высокой культурой и массовой культурой становятся несущественными.
- Основным термином культурной политики является «менеджмент культуры», основывающийся на идеях «смешанной культурной экономики» и коммерческого спонсорства, которые обещают больше, чем могут дать.
- Особое внимание уделяется развитию культуры на местном уровне, хотя фактически усиливается транснациональная политика, например, в Европе.
- Важную роль в формировании политики играет культурная элита, прежде всего – из мира искусства. Ее деятельность обеспечивают эксперты – маркетологи и бизнесмены.
Главные функции Минкульта
Министерство культуры Республики Беларусь (Минкультуры) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия (далее - сфера культуры), и подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В структуру Минкультуры входят департамент по кинематографии с правами юридического лица, управления, отделы и секторы. В систему Минкультуры входят структурные подразделения облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области культуры, и подчиненные Минкультуры государственные организации.Минкультуры осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь регулирование деятельности организаций в сфере культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений, способствующих развитию культуры в республике.Минкультуры в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
· разрабатывает и осуществляет государственные программы комплексного развития в сфере культуры, приобщения населения Республики Беларусь к национальному и мировому культурному достоянию;
· определяет общую стратегию социально-экономического и научно-технического развития отрасли;
· анализирует состояние и прогнозирует тенденции развития в сфере культуры, готовит предложения о приоритетных направлениях ее государственной поддержки;
· осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;
· определяет на основании актов законодательства для подчиненных организаций порядок управления государственным имуществом;
· осуществляет координацию деятельности коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности в сфере профессионального искусства, народного творчества путем использования своих прав, экономических стимулов, через государственный социально-творческий заказ;
· организует проведение республиканских и международных конференций, фестивалей, конкурсов, смотров профессионального искусства и народного творчества, праздников, художественных выставок и других мероприятий, связанных с показом и пропагандой достижений культуры и искусства республики и зарубежных стран;
· разрабатывает научно обоснованные рекомендации по совершенствованию содержания, форм и методов культурно-просветительной деятельности, возрождению народных традиций, обрядов, праздников, организации содержательного отдыха населения и обеспечивает их реализацию, оказывает методическую помощь организациям культуры республики всех форм собственности и подчиненности;
· поддерживает творческие инициативы населения, содействует созданию и деятельности культурно-просветительных объединений, в том числе национально-культурных;
· ведет работу, направленную на создание и пропаганду высокохудожественных произведений искусства, приобретает произведения драматического, музыкального, хореографического, циркового, изобразительного, монументального, декоративно-прикладного, дизайнерского искусства и литературы, кино-, фотодизайна;
· осуществляет государственный заказ на гастрольную деятельность театров и концертных организаций, на постановку произведений драматургии и музыкального искусства, кинематографии, а также на создание произведений драматического, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного и монументального искусства;
· разрабатывает и осуществляет проведение организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение прокатных и эталонных кино-, видеокопий, их исходных материалов и возвращение материалов фильмов белорусского производства из зарубежных стран;
· обеспечивает реализацию государственной политики в области реставрации, консервации, ремонта и сохранения историко-культурных ценностей;
· представляет Республику Беларусь в международныхструктурах по изучению, учету, охране, реставрации и использованию объектов, относящихся к историко-культурным ценностям, а также при налаживании контактов по вопросам возвращения в республику историко-культурных ценностей ее народа, которые оказались за пределами Республики Беларусь;
· оформляет разрешения на вывоз за пределы Республики Беларусь объектов и предметов, которые внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь или представлены для присвоения им статуса историко-культурной ценности Республики Беларусь, контролирует выполнение условий их временного вывоза, обеспечивает работу искусствоведов-экспертов по перемещению культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
· анализирует состояние и разрабатывает прогнозы и программы развития профессиональной подготовки в сфере культуры, организует работу по ее совершенствованию;
· обеспечивает подчиненные Минкультуры организации нормативными показателями в области строительства, ремонта и технического обеспечения; разрабатывает отраслевые программы по энергосбережению, нормам расхода энергоресурсов, внедрению энергосберегающих технологий и оборудования, выполнению установленных показателей по энергосбережению, подготовке сводной государственной статистической отчетности;
· заключает в соответствии с законодательством и в пределах компетенции международные договоры Республики Беларусь с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями, содействует развитию культурного международного сотрудничества организаций отрасли;
· осуществляет в соответствии с законодательством функции компетентного органа по реализации международных договоров Республики Беларусь в сфере культуры;
· устанавливает и развивает культурные связи с белорусскими организациями культуры за пределами республики, а также с организациями зарубежных стран в республике;
· способствует популяризации достояния белорусской культуры и искусства за пределами республики.
Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.
Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами.
Для отработки данной системы стандартов в каждой области был определен экспериментальный район: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская), Осиповичский (Могилевская). В этих районах социальные стандарты были внедрены в первую очередь, а в дальнейшем их опыт был использован по всей республике с учетом специфики и уровня развития инфраструктуры регионов.
Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность.
Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно.
Деятельность как способ бытия человека.
Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности.
В пределах духовной деятельности принято дифференцировать социально-культурную деятельность, направленную на:
процесс создания ценностей культуры;
процесс освоения ценностей культуры;
процесс сохранения ценностей культуры;
процесс распространения ценностей культуры;
процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность является разновидностью культурной деятельности, осуществляемой тремя социальными субъектами – создателями, хранителями и пользователями культурных ценностей. Это: 1) личность, социализированный индивид; 2) формально организованные или неформальные социальные группы; 3) социум, общество в целом. Следовательно, в зависимости от субъекта, культурная деятельность подразделяется на индивидуальную (начальный источник всех культурных новаций, которые возникают и созревают в сознании человека), групповую и массовую (коллективная оценка и отбор, распространение, хранение предлагаемых индивидами новаций в социальном времени и пространстве).Индивидуально-культурная деятельность (ИКД) — культурная деятельность индивидуального субъекта по: а) созданию культурных ценностей (самореализация личности); б) саморазвитию личного духовного и физического потенциала (индивидуализация личности); в) освоению знаний, умений и норм культурного использования природных ценностей, памятников культуры и духовных культурных ценностей (социализация личности). Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) обобществлению культурных новаций; б) развитию способностей индивидов и обслуживание их творческой деятельности; в) социальной коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
В силовом поле субъектно-объектных отношений можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуротворческая, коммуникативная.