Коллективная Д – важное условие кул.процесса. Деятельность как способ бытия человека

Деятельность как способ бытия человека

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом - с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.

В широком смысле понятие "деятельность" означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.

Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека - такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.

Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином - социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕСЕСТВА

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС– направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания. В своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:

1. о необратимом времени

2. о направленном движении,

3. о кумулятивном процессе,

4. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;

5. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6. о неизбежности

Коллективная Д – важное условие кул.процесса

Коллективная Д – а)форма существования человеческого общества б) проявление активности группы субъектов (людей), объединенных общими интересами, выражающейся в целесообразном изменении (преобразовании) окружающего мира, а также в преобразовании субъектом самого себя, на основании взаимодействия и взаимопомощи. В социуме постоянно происходит коллективная деятельность, основанная на индивидуальной деятельности, имеющая в основании действие, процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата (сознательный). Действие – пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действия порождают мотивы. Действие по форме может быть практическим (внешним), идеальным и теоретическим (внутренним). Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели. Цель задает действие, действие обеспечивает pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, следовательно и действия подpазделяются на более мелкие, обpазyя иеpаpхическyю стpyктypy. Все начиная от зарождения мотивов, создании цели, выполнения действий по её реализации невозможно без человека, который выступает в качестве основного структурного компонента именуемого «субъект». Социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели, создавая условия жизни как индивида так и социума в целом. Так же индивид находясь в социуме, совершает коллективную деятельность по созданию, освоению, сохранению, распрастранению культурных ценностей, что является

неотъемлемой составляющей культурного процесса.

№4Социокультурное пространство

Социальное пространство – социально освоенная часть природного пространства как среда обитания людей.

Социокультурное пространствоинфраструктура социальных, культурных объектов, среда создания, накопления, сохранения, и развития социокультурных отношений, знаний, умений, ценностей, норм, форм общения

Социокультурное пространство может рассматривается как внешняя среда, в которой концентрируются люди, средства производства, материальные структуры, обеспечивающие необходимую для общества интенсивность процессов социокультурного развития.

Компоненты внешней среды: общая среда – международные, законодательные, технологические, научные, экономические условия; среда задач или функциональная среда – демографические, семейные, социальные, культурные ценности, нормы, обычаи населения, плотность населения, его возрастные стратификации, уровень образования и культуры, общественная и творческая мобильность, общественные формирования, конкуренты, потребители (отдельные индивиды, группы людей все население).

В качестве самостоятельной, самоценной общекультурной системы выделяется культурная среда, состоящая из художественно-ценностных элементов и имеющая собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Объектно-предметная основа культурной среды человека – учреждения культуры. Учреждения культуры представляют собой образную модель организации культурного пространства. В ней с помощью специфических художественных средств, таких, как организация пластики функциональных помещений, цветосветовое решение, предметно-эстетическое наполнение – закладывается эстетическая значимость культурной среды, обладающей качествами красоты, художественности, поэтичности, лиричности. Эти качества обращены к человеку: посетителю, зрителю, потребителю. Функциональное предназначение учреждений культуры, искусства (клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал) предопределяет особенности строения каждого типа учреждения, набора помещений и планировки, внешней архитектуры и убранства в окружающем пространстве

Наши рекомендации