Тема 6. Коммуникатор как звено в коммуникативной цепи. Коммуникативная личность (2 ч.)
Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Модели коммуникативной личности. Типы коммуникативной личности. Оценка коммуникативной личности. Престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором. Личность в системе коммуникации. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.
Понятие языковой личности: вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационные уровни.
Цели коммуникатора. Коммуникативные роли и обмен информацией в коммуникативной сфере. Границы коммуникативной сферы. Социальные роли коммуникатора. Фактор коммуникатора в общении. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.
Тема 7. Прагматическая характеристика речевой коммуникации (2 ч.)
Прагматика речевой коммуникации. Речевое действие (речевой акт) как единица речевой коммуникации. Понятие о теории речевых актов. Речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие. Функциональная модель вербальной коммуникации.
Дж.Остин, Дж.Серль, А.Вежбицкая и теория речевых актов (ТРА).
Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов.
Локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты речевого акта.
Коммуникативная способность, умения, навыки, коммуникативный стиль, коммуникативная компетенция (в т. ч. в межкультурном аспекте), коммуникабельность, харизма.
Тема 8. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. (2 ч.)
Аудитория как адресат коммуникации. Объективные и субъективные характеристики. Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих (базовых) знаний; владение общими вербальными и невербальными коммуникативными единицами; владение общим кодом; совместная мотивация коммуникации.
Специфика взаимодействия с аудиторией в сфере PR. Отбор информации для аудитории с учетом актуальности этой информации, коммуникативных норм и правил, социальной, политической, профессиональной и другой ориентированности аудитории.
Опосредованная коммуникация с аудиторией. Опосредованное взаимодействие через «лидеров мнений».
Оптимизация деятельности аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания. Социальный контроль посредством взаимодействия заинтересованных субъектов с аудиторией.
Офисные коммуникации. Конфликтные и протестные коммуникации. Уличные коммуникации.
Микрокоммуникация, мидикоммуникация и макрокоммуникация как виды коммуникационной деятельности.
Тема 9. Внутриличностная и межличностная коммуникации. (2 ч.)
Осознанное или неосознанное общение человека с самим собой на вербальном или невербальном уровнях. Коммуникативная личность. Формирование имиджа. Определяющие параметры для коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный. Постоянная корректировка своей философии, миссии, кредо (идей, позиций, убеждений) и своих поступков, действий. Основные свойства межличностных коммуникаций.
Устная и письменная коммуникации как основные формы межличностных коммуникаций. Методы разрешения межличностного конфликта. Методы достижения уступок. Межличностная адаптация.Самопрезентация.
Тема 10. Коммуникации в группах. (2 ч.)
Основные типы групп: семейные, неформальные и формальные. Коммуникативные роли членов группы. Коммуникативные процессы в становлении группы.Группа: роли, лидерство, коммуникация.Лидерство,четыре типа распределения властных функций: автократия, анархия, демократия, коллективизм. "Застойное" единство в групповом сознании. Правила коммуникативного поведения в группе. Способы достижения кооперации коммуникаторами: количество, качество, релевантность: уместность сообщения, соответствие теме разговора, стиль - участие каждого коммуникатора должно быть понятным, недвусмысленным, организующим.
Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки. Роли сотрудников организации. Эффективное совещание. Теория коммуникативных сетей. Внутренние и внешние коммуникации.