Наименование тем лекций (28 ч.л./ 24 ч.пр.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной,

методической работе и

качеству образования

________И.О.Туктарова

“____”_________2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»

по специальности 030602. 65 Связи с общественностью
   
   

УФА 2010

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 030602.65 Связи с общественностью с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.

Рабочая программа составлена доцентом, к. филос. наук Казбулатовой Г.Х.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Социология и СКТ».

от «_____» _______2010 г. Протокол №_____

Зав.кафедрой

профессор д. соц. н., _____________________ Шайхисламов Р.Б.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно - методического совета специальности 030602.65 Связи с общественностью

от «_____» _______2010 г. Протокол №_____

Председатель УМС,

д.соц. н. ___________________ Шайхисламов Р.Б.

Начальник методического отдела Галиуллина С.Д.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

В учебном плане специальности 030602.65 Связи с общественностью дисциплина «Основы теории коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. В современном информационном обществе большинство профессий основаны на коммуникации. Специалист-коммуникатор в любой социальной сфере должен обладать глубокими знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и коммуникативной деятельности в различных средах (образование, экономика, политика, туризм, культура).

Цель дисциплинысостоит в формировании знаний и умений, необходимых для построения эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций у специалистов по связям с общественностью. А также целями данного курса являются: ознакомление с историей возникновения и развития различных теорий массовой коммуникации, и с современными теориями коммуникаций.

Учебные задачи дисциплинысостоят в том, чтобы сформировать у студентов:

- представление о видах коммуникаций;

- знания о проблемах, возникающих в ходе коммуникации, и способах их решения;

- умения: ассертивной речи, активного слушания, понимания невербальной составляющей коммуникации;

- умения осуществлять разнообразные виды коммуникационной деятельности: информационно-коммуникационную, информационно-творческую, информационно-управленческую, информационно-аналитическую, информационно-референтскую и некоторые другие;

- умения организации и проведения дискуссий, презентаций публичных выступлений.

В соответствии с учебным планом каждый студент выполняет практические работы. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, эссе на различные темы, выполнение рекламных брифов и тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.На заочном отделении предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

Место данной дисциплины в учебном процессе определяется ее целью и задачами. «Основы теории коммуникации» представляет собой базовый первоначальный курс в системе учебных дисциплин коммуникационного характера. Дисциплина «Основы теории коммуникации» связана с такими предметами учебного плана, как «Социология», «Теория и практика связей с общественностью», «Психология и педагогика», «История мировой литературы и искусства», «Теория и практика массовой информации». Изучение теорий коммуникации может способствовать формированию целостного и системного мышления у студентов по отношению к получаемому компетентностно-ориентированному высшему образованию и ожидаемым результатам образования. Эффективность коммуникации определяется взаимной ответственностью коммуникаторов и соблюдением правил создания и восприятия сообщений. Специалист-коммуникатор может реализоваться в исследовательской, управленческой, конструкторской и социально-технологической функциях. Кроме того, знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются на семинарских занятиях, выполнении письменных работ, сдаче экзаменов, защите выпускной квалификационной работы, проведении НИРС, а также в межличностном общении.

2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы

Очная форма обучения (5 лет)

№ п\п Вид занятия Часовая нагрузка по семестрам
1.   Лекции
2.   Практические занятия
3.   Самостоятельная работа студентов
4.   Вид отчетности экзамен (3 семестр)
    Итого:

Заочная форма обучения (5 лет 10 мес.)

№ п\п Вид занятия Часовая нагрузка по семестрам
1.   Лекции
2.   Практические занятия
3.   Контрольная работа 3 семестр
4.   Самостоятельная работа студентов
5.   Вид отчетности экзамен (3 семестр)
    Итого:

3. Содержание дисциплины

Тематика контрольных работ

Вариант 1.

1. Функциональные модели коммуникации.

2. Проведите исследование коммуникативной среды в банковской сфере: информационно-символическая, социопсихоантропологическая и др.

Вариант 2.

1. Современные формы коммуникации и мифология (маркетинг, PR, реклама и т.д.)

2. Составьте структуру презентации: приемы привлечения внимания в туристической сфере

Вариант 3.

1. Определяющие параметры для коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный.

2. Правила и система обработки возражений клиентов, методы преодоления возражений.

Вариант 4.

1. Методы исследования коммуникации.

2. Ситуативное управление при выступлении: внешний вид, невербальное поведение, приемы привлечения внимания, работа с возражениями клиентов

Вариант 5.

1. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики.

2. Составьте структуру презентации: приемы привлечения внимания

Вариант 6.

1. Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов.

2. Постановка целей коммуникации на конкретном примере (например: 1)убедить граждан регулярно обследоваться у врачей;

2) отговорить общественность от идеи сноса памятника.

Вариант 7.

3. Актуальность межкультурной коммуникации. Семантические барьеры.

4. Выполнение невербальной коммуникацией функций контроля, регуляции, информации, диагностики и коррекции взаимодействия (составить невербальный рассказ по выбору).

Вариант 8.

1. Знаковый треугольник Фреге. Социальные символы.

2. Передача сообщения при помощи коммуникативно-предметного поля.

Вариант 9.

1.Сущность коммуникативных барьеров. Причины появления коммуникативных барьеров.

2. Передача сообщения при помощи имиджа.

Вариант 10.

1. Коммуникативные роли и обмен информацией в коммуникативной сфере. Социальные роли коммуникатора.

2. Составьте эссе на тему: интерпретация событий «по установке» (фирмы, руководства, политических ситуаций).

3.5. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины

Тема занятий самостоятельной работы студента Кол-во часов Срок выпол-нения, неделя Вид контроля Источники литературы
Тема 1. Определения коммуникации. Виды коммуникативных теорий. Коммуникология как социальная наука. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. Иконическое искусство и невербальная коммуникация. Коммуникации древних цивилизаций. Индустриальная неокультурная книжность. Генезис массовых коммуникаций. Три коммуникационные революции. опрос (1), (2), (3), (4),(5)
Тема 2. Типология элементов коммуникации. Социальные сферы коммуникации. Материальная, генетическая, психическая, социальная коммуникации. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации. опрос (3), (4),(5)
Тема 3.Процесс коммуникации и модели коммуникации. Модель Аристотеля. Модель Лассуэлла (США). Замкнутые модели. Функциональные модели Якобсона. Нелинейные модели коммуникации. Способы передачи информации в коммуникативном процессе. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации Функции компонентов коммуникации (по К.Бюлеру и Р.О.Якобсону). опрос, письменная работа   (4) (5),
Тема 4.Невербальная коммуникация. Особенности невербальной коммуникации. Язык тела: жесты, мимика, положение тела, кинесика, проксемика, тактильная коммуникация. Виды жестов. Межкультурные различия в проксемике. Паралингвистические средства. Вокалика. Артефакты и язык костюма. Имидж внешний и внутренний. Эффективное использование пространства. Типы пространства: фиксированное и неформальное. Коммуникативная мимикрия. Сфера искусства. Эстетика. Homo ludens – человек играющий. Коммуникативно-предметное поле. опрос эскизы фото (3), (5)
Тема 5. Знак как средство передачи информации различного вида.Знаки и знаковые системы. Семиотика - наука о знаках. Весь мир культуры как бесконечный, безграничный текст. Разделы семиотики. Семиотика языкакоммуникации: синтактика, семантика, прагматика.Компоненты значения знака. Коммуникационные знаки и их классификация. Знаковый треугольник Фреге.Символьная коммуникация. Социальные символы. Семиотическая граница социума. «Языковой имидж» как стереотип. опрос, письменная работа (3), (5)
Тема 6. Коммуникативная личность Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Модели коммуникативной личности. Оценка коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный. Теории речевого акта. Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Границы ком-муникативной сферы. Социальные роли коммуникатора. Успешность комму-никации и коммуникативные навыки. опрос, написа-ние эссе   (3)
Тема 7.Законы и принципы коммуникации. Специфика коммуникационных законов. Виды коммуникационных законов: зеркального развития общения, коммуникативного самосохранения, речевого самовоздействия, самопорождения информации в группах общения, искажения информации при ее передаче, узкого круга, ближнего круга, эмоциональной аффилиации и т.д. Использование законов и принципов коммуникации в сфере PR. Принципы коммуникации. Максимы П.Грайса. Понятие о принципе Кооперации. Максимы Дж. Линча. Принципы бесконфликтного общения. опрос (1), (2), (3), (4),(5)
Тема 8. Современные концепции коммуникации. Методы исследования коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации (концепция Г.М.Маклюэна, математическая теория коммуникации К.Шеннона). Интеракционные подходы к изучению коммуникации (символический интер-акционизм, этнометодология, интеракционистские культурологические теории). Лингвистические подходы к изучению коммуникации. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации (исторический, структурный, функциональный, системный и др.). Частнонаучные методы исследования коммуникации. Конкретные методы анализа социальной коммуникации (корреляционный, факторный, дисперсионный).   опрос (1), (2), (3), (4),(5)
Всего часов:      

3.6. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. (Иконическое искусство, археокультурная словесность, палеокультурная книжность, мануфактурная и индустриальная книжность).

2. Понятие социальной коммуникации. Сущность коммуникации.

3. Виды коммуникации (материальная, генетическая, психическая, социальная).

4. Невербальная коммуникация.

5. Вербальные виды коммуникации (устноречевая и письменноречевая).

6. Коммуникационная деятельность и общение.

7. Типология элементов коммуникации.

8. Коммуникационные действия, их формы (подражание, диалог, управление) и виды

9. Содержание коммуникации. Знания, умения, стимулы, эмоции как виды информации.

10. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры.

11. Коммуникация как процесс. Производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации.

12. Структурные модели коммуникации.

13. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации.

14. Коммуникативная мимикрия.

15. Коммуникация как структура. Коммуникатор, содержание и аудитория как составные части коммуникативной цепи.

16. Участники коммуникации.

17. Объективная и субъективная характеристика аудитории коммуникации.

18. Функции компонентов коммуникации (по Р.О.Якобсону).

19. Коммуникации в группах.

20. Межличностная коммуникация.

21. Понятие о коммуникационных действиях Виды коммуникационной деятельности (микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация).

22. Групповая и массовая коммуникация.

23. Прагматическая характеристика речевой коммуникации. Теория речевых актов (ТРА).

24. Понятие о речевом акте (речевом действии). Типы речевых актов.

25. Локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты речевого акта.

26. Понятие о законах коммуникации.

Темы докладов и рефератов.

1. Предмет теории коммуникации.

2. Современные концепции коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации.

3. Современные концепции коммуникации. Интеракционные подходы к изучению коммуникации

4. Современные концепции коммуникации. Лингвистические подходы к изучению коммуникации

5. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме

6. Сущность коммуникаций.

7. Формы коммуникационных действий.

8. Виды коммуникации.

9. Межличностная, специализированная и массовая коммуникация.

10. Содержание коммуникации.

11. Семиотика языка коммуникации.

12. Символьная коммуникация.

13. Речевое действие и теория речевых актов.

14. Процесс коммуникации.

15. Передача информации в коммуникативном процессе.

16. Структура коммуникации.

17. Каналы коммуникации.

18. Функции компонентов коммуникации.

КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОСНАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

№ лекц, сем. Кол-во часов Наличие учебно-методических разработок по видам занятий Наименование работы и изд-во Использ информ.-коммун-х, тех. средств Наличие на кафед-ре
тираж год изда ния автор экз.
Лекции             - -
Практические занятия           - -
Контроль-ная работа           - -
Самостоя-тельная работа           - -

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной,

методической работе и

качеству образования

________И.О.Туктарова

“____”_________2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»

по специальности 030602. 65 Связи с общественностью
   
   

УФА 2010

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 030602.65 Связи с общественностью с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.

Рабочая программа составлена доцентом, к. филос. наук Казбулатовой Г.Х.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Социология и СКТ».

от «_____» _______2010 г. Протокол №_____

Зав.кафедрой

профессор д. соц. н., _____________________ Шайхисламов Р.Б.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно - методического совета специальности 030602.65 Связи с общественностью

от «_____» _______2010 г. Протокол №_____

Председатель УМС,

д.соц. н. ___________________ Шайхисламов Р.Б.

Начальник методического отдела Галиуллина С.Д.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

В учебном плане специальности 030602.65 Связи с общественностью дисциплина «Основы теории коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. В современном информационном обществе большинство профессий основаны на коммуникации. Специалист-коммуникатор в любой социальной сфере должен обладать глубокими знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и коммуникативной деятельности в различных средах (образование, экономика, политика, туризм, культура).

Цель дисциплинысостоит в формировании знаний и умений, необходимых для построения эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций у специалистов по связям с общественностью. А также целями данного курса являются: ознакомление с историей возникновения и развития различных теорий массовой коммуникации, и с современными теориями коммуникаций.

Учебные задачи дисциплинысостоят в том, чтобы сформировать у студентов:

- представление о видах коммуникаций;

- знания о проблемах, возникающих в ходе коммуникации, и способах их решения;

- умения: ассертивной речи, активного слушания, понимания невербальной составляющей коммуникации;

- умения осуществлять разнообразные виды коммуникационной деятельности: информационно-коммуникационную, информационно-творческую, информационно-управленческую, информационно-аналитическую, информационно-референтскую и некоторые другие;

- умения организации и проведения дискуссий, презентаций публичных выступлений.

В соответствии с учебным планом каждый студент выполняет практические работы. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, эссе на различные темы, выполнение рекламных брифов и тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.На заочном отделении предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

Место данной дисциплины в учебном процессе определяется ее целью и задачами. «Основы теории коммуникации» представляет собой базовый первоначальный курс в системе учебных дисциплин коммуникационного характера. Дисциплина «Основы теории коммуникации» связана с такими предметами учебного плана, как «Социология», «Теория и практика связей с общественностью», «Психология и педагогика», «История мировой литературы и искусства», «Теория и практика массовой информации». Изучение теорий коммуникации может способствовать формированию целостного и системного мышления у студентов по отношению к получаемому компетентностно-ориентированному высшему образованию и ожидаемым результатам образования. Эффективность коммуникации определяется взаимной ответственностью коммуникаторов и соблюдением правил создания и восприятия сообщений. Специалист-коммуникатор может реализоваться в исследовательской, управленческой, конструкторской и социально-технологической функциях. Кроме того, знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются на семинарских занятиях, выполнении письменных работ, сдаче экзаменов, защите выпускной квалификационной работы, проведении НИРС, а также в межличностном общении.

2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы

Очная форма обучения (5 лет)

№ п\п Вид занятия Часовая нагрузка по семестрам
1.   Лекции
2.   Практические занятия
3.   Самостоятельная работа студентов
4.   Вид отчетности экзамен (3 семестр)
    Итого:

Заочная форма обучения (5 лет 10 мес.)

№ п\п Вид занятия Часовая нагрузка по семестрам
1.   Лекции
2.   Практические занятия
3.   Контрольная работа 3 семестр
4.   Самостоятельная работа студентов
5.   Вид отчетности экзамен (3 семестр)
    Итого:

3. Содержание дисциплины

Наименование тем лекций (28 ч.л./ 24 ч.пр.)

Наши рекомендации