Лекция 8. Тема. Культура ХIХ в. Техническая культура.
Краткое содержание. XIX век – век классики, рационализма, антропоцентризма и европоцентризма.
Ф. Ницше («По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Воля к власти») и О. Шпенглер («Закат Европы») о зрелости цивилизации и кризисе культуры.
Особенности культуры XIX века: демократизация общества, формирование буржуазной интеллигенции, влияние ее на духовную и интеллектуальную жизнь общества, расцвет классической философии (Кант, Гегель), развитие изящных видов искусства: живописи, литературы, музыки; становление литературно-художественной критики.
Романтизм как выражение разочарования в буржуазном мире, конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала (Ш. Бодлер, А. Мицкевич, Дж. Байрон, Эрнст Теодор Амадей Гофман, В. Скотт, В. Гюго – в литературе; Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Н. Паганини, Ф. Шопен, Р. Шуман – в музыке; Э. Делакруа, Т. Жерико, К.Д. Фридрих, У. Тернер – в живописи).
Утверждение реализма в творчестве О. Бальзака, Э. Золя, Ги де Мопассана. Нарастание кризиса в искусстве, формирование новых стилей: импрессионизма и символизма (Ван Гог, Поль Гоген, Эдгар Дега и др.).
Влияние науки на искусство; Чарльз Дарвин и его открытие в области живой материи, повлиявшее на мировоззрение человека. Развитие техники, появление технических видов искусства (фотография, синема).
Ключевые понятия и термины: классика, рационализм, антропоцентризм и европоцентризм, реализм, импрессионизма и символизма.
Лекция 9. Тема. Культура ХХ веков. Модернизм и постмодернизм в культуре. Современная культура
Краткое содержание. ХХ век – век науки и техники. Технизация жизни и человеческого сознания.
Социальные и художественные противоречия в культуре. Кризис традиционных форм культуры в быстроразвивающемся мире как диалектическом процессе, развитие технических видов искусства (фотография, кинематограф, телевидение). Экранная культура. Модернизм и постмодернизм в культуре.
Глобальные проблемы современности - проблемы выживания человечества (проблема гармонизации отношений человека с обществом; проблема гармонизации отношений человека с историей; проблема гармонизации отношений человека с природой), научный и нравственный аспекты их решения. Нравственность и, соответственно, духовность – основы идеи самоценности человеческой жизни
Ключевые понятия и термины: технизация, человеческое сознание, традиционные формы культуры, экранная культура, модернизм, постмодернизм.
4. Структура учебной дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИя»
Названия разделов и тем | Количество часов | |||||||||||
дневная форма | заочная форма | |||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
л | с | пр | инд | с.р. | л | с | лаб | инд | с.р. | |||
Содержательный модуль 1. Теория культурологии. | ||||||||||||
Тема 1. Культурология как наука. Предмет культурологии, ее проблематика, основные культурологические концепции. Культура как система ценностей. | ||||||||||||
Тема 2. Основные закономерности развития культуры | ||||||||||||
Тема 3. Этапы развития мировой культуры. Первобытная культура | ||||||||||||
Содержательный модуль 2. История культурологии. | ||||||||||||
Тема 4. Культура Древнего мира | ||||||||||||
Тема 5. Культура средневековой эпохи, ее особенность. Христианство: зарождение, распространение и утверждение в Европе. Христианская культура и ее нравственные ценности. Высокое средневековье. | ||||||||||||
Тема 6. Культура эпохи Возрождения. Основные черты, три периода Возрождения. Титаны итальянского и северного Ренессанса. | ||||||||||||
Тема 7. XVIII век – Век Просвещения. Формирование научного мировосприятия. | ||||||||||||
Тема 8. Культура ХIХ в. Техническая культура. | ||||||||||||
Тема 9. Культура ХХ веков. Модернизм и постмодернизм в культуре. Современная культура. | ||||||||||||
Всего часов |
Темы семинарских занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов |
| Введение. Природа, культура, человек | |
| Религия и культура | |
| Первобытная культура и культура ранних цмвилизаций. | |
| Традиционная культура Востока | |
| Культура Античности (Древней Греции, Рима) | |
| Религиозная культура (Культура Средневековой Европы) | |
| Культура Возрождения | |
| Культура Нового времени. Современная культура. | |
ВСЕГО |
ТЕМЫ практических занЯтий
Практические занятия согласно учебному плану не предусмотрены.
ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНыХ ЗАНЯТий
Лабораторные занятия согласно учебному плану не предусмотрены.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Природа-Общество-Культура | |
2. | Культура и ее функции | |
3. | Цивилизация и культура | |
4. | Первобытная культура | |
5. | Античная культура. | |
6. | Культура Древнего Рима | |
7. | Культура Европейского средневековья | |
8. | Культура Древней Руси | |
9. | Культура допетровской Руси | |
10. | Культура арабо-мусульманского мира | |
11. | Восточная культура и религия | |
12. | Культура эпохи Возрождения | |
13. | Культура эпохи Абсолютизма | |
14. | Европейская культура эпохи Просвещения | |
15. | Русская культура XVIII века | |
16. | Европейская культура XIX века | |
17. | Русская культура I половины XIX века | |
18. | «Золотой век» русской культуры | |
19. | Культура ХХ века | |
20. | Культура ХХ века и ее проблемы | |
21. | Постмодернизм в культуре и искусстве | |
ВСЕГО |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Индивидуальные задания занятия согласно учебному плану не предусмотрены.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекции по дисциплине проводятся с использованием демонстрационного сопровождения, которое содержит значительное количество рисунков, схем, таблиц, наглядного материала. С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изложении теоретического материала применяются активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а в первую очередь на творческое, производительное мышление: проблемные лекции, имитационно-моделирующие занятия, обсуждения дискуссионных вопросов.
Семинарские занятия проводятся с помощью учебных словесных методов (рассказ, беседа и др.), эвристического, репродуктивного, иллюстративного и продуктивного методов. Именно, последний является наиболее эффективным, и проходит четыре главных этапа:
· создание проблемной ситуации;
· анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
· решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
· проверка решения проблемы.
Методы контроля
Методы контроля являются наиболее эффективными способами определения результатов учебно-познавательной деятельности студентов. Предусмотрены следующие виды методов контроля знаний студентов:
· устный;
· письменный
· дифференцированный
· текущий
· зачет.
Критерии оценки знаний студентов
«Отлично» (пять баллов): студент (ка) имеет систематизированые, глубокие и прочные знания по всем разделам учебной программы по культурологии, в частности, знает предмет и категориальный аппарат, особенности, структуру и основные задачи культурологического знания; фактологию и методологию культурологии, основные этапы истории культурологии, наиболее известных авторов культурологических систем, предоставляет развернутую характеристику, классифицирует и раскрывает специфику культурологических концепций, теорий и направлений, дает им аналитическую оценку и соотносит с историческим периодом (эпохой) на основе научной периодизации, раскрывает современные тенденции развития культурологической мысли, исторические формы связи философии и культуры, толерантно относится к различным мировоззренческим системам, определяет основные тенденции современного развития культурологии; умеет в письменной и устной форме правильно, логично и аргументировано представлять результаты умственной деятельности; делает обоснованные выводы и обобщения; точно использует научную терминологию (в том числе на иностранном языке), в совершенстве владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умеет эффективно использовать их в постановке и решении научных и профессиональных задач; полно и глубоко усвоил (ла) основную и дополнительную литературу по культурологии; способен (на) творчески решать сложные проблемы в рамках учебной программы; использует научные достижения других дисциплин; творчески самостоятельно работает на семинарских занятиях; показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.
«Хорошо» (четыре балла): студент (ка) имеет достаточно полные и систематизированные знания по учебной программе по культурологии, в частности, знает предмет и структуру дисциплины, категориальный аппарат, основные этапы истории культурологии, наиболее известных авторов культурологических систем, знаком с теориями, концепциями и направлениями культурологии и соотносит их с историческим периодом (эпохой), раскрывает современные тенденции развития культурологической мысли, толерантно относится к различным мировоззренческим системам; правильно излагает учебный материал; делает аргументированные выводы; использует научную терминологию; владеет инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способен самостоятельно решать типовые задачи в рамках учебной программы по философии; усвоил рекомендованную программой основную и дополнительную литературу; ориентируется в теориях, концепциях и направлениях культурологии, дает им сравнительную оценку; качественно и самостоятельно работает на семинарских занятиях, показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.
«Удовлетворительно» (три балла): студент (ка) имеет достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «культурология»; в достаточной степени воспроизводит учебный материал; делает выводы без существенных ошибок; проявляет понимание необходимой научной терминологии умеет использовать инструментарий учебной дисциплины для решения стандартных (типовых) задач в рамках учебной программы по культурологии; частично обработал рекомендованную учебной программой основную литературу; ориентируется в базовых теориях, концепциях и направлениях культурологии; вероятно работал на семинарских занятиях; имеет допустимый уровень культуры исполнения заданий.
«Неудовлетворительно» (два балла): студент (ка) имеет фрагментарный, недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «культурология»; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой учебной дисциплины; неумение использовать научную терминологию, слабое владение инструментарием учебной дисциплины, работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; наличие в ответе существенных логических ошибок; низкий общий уровень культуры ответа.
«Неудовлетворительно» (один балл): у студента (ки) отсутствуют знания (компетенции) в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программы дисциплины «культурология»; он (она) отказывается от ответа, не является на зачет без уважительной причины.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• наглядные пособия и раздаточный материал по каждой теме занятия;
• темы рефератов, докладов, сообщений;
• задания для самостоятельной работы студентов;
• вопросы для самоконтроля студентов;
• интернет-ресурсы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
основная:
1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры (введение в культурологию). – М., 1992.
2. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.
3. История и культурология : учеб. пособие / под ред. Н. В. Шишовой. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Логос, 2004. — 472 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=14615&mode=DocBibRecord
4. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры: Учеб. для вузов. – М., 1998.
5. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. – М., 1999.
6. Культурология ХХв. Антология (из серии «Лики культуры»). – М., 1995.
7. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995, 1998, 2000.
8. Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 1998, 1999.
9. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М.: «Центр», 2000.
10. Курс лекций по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 1995.
11. Культурология : учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — М. : Юрайт, 2012. — 566 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12312&mode=DocBibRecord
12. Культурология : Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Высшая школа, 2007. — 709 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=6003&mode=DocBibRecord
13. Культурология : История мировой культуры: Учебник для вузов / Под. ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд.,стереотип. — М. : Юнити-Дана, 2010. — 600 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12303&mode=DocBibRecord
14. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб.пособие. – М., 2001.
15. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М., 1999.
Дополнительная:
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. (Глава 7, 10, 14).
2. Большаков А.В. Основы философских знаний. М., 1994. (Тема 11).
3. Бонар А. Греческая цивилизация.
4. Волков Г. Три лика культуры. – М., 1986.
5. Всеобщая история искусств в 6 т. – М., 1956-1966.
6. Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры ХХв. – М., 1993.
7. Добрынина В.И. История культуры России. – М.: Знание, 1993.
8. Добрынина В.И. Культурология. – М.: Знание, 1993.
9. Доброхотов А. Л. Культурология в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. — М. : Проспект, 2011. — 168 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9659&mode=DocBibRecord
10. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.
11. Каган М. Искусство в системе культуры. – М.,1979
12. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир, 1988, № .
13. Пивоев В. М. Культурология : введение в историю и теорию культуры : учебное пособие / В. М. Пивоев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Кнорус, 2011. — 528 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9493&mode=DocBibRecord
14. Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии. – М., 1998.
15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
16. Тойнби А. Постижение истории.
17. Турсунов А.М. Проблемы взаимодействия культур и цивилизаций // Народы Азии и Африки, 1988, № 5.
18. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.
19. Шпенглер Я. Закат Европы. – М., 1923.
20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. (Глава «Великие исторические культуры древности»).
Интернет-источники:
1. Национальная философская энциклопедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terme.ru/
2. Философский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru
3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/
5. Электронная библиотека по философии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru
6. Электронная гуманитарная библиотека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumfak.ru/
7. Britannica: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - www.britannica.com
8. Stanford Encyclopedia of Philosophy: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/
9. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/
10. Культурология – auditorium.ru
11. culturolog.ru
12. «Культура», «Культурология», «Философия» - lib.ru
13. ihtik.lib.ru
14. Собрание культурологических текстов на «Странах мира» - countries.ru/library