Лекция 1. Тема. Культурология как наука. Предмет культурологии, ее проблематика, основные культурологические концепции. Культура как система ценностей.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЛНР

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО

Кафедра культурологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культурология


Направление подготовки

6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография

6.020105 Документоведение и информационная деятельность

6.020201 Театральное искусство

6.020202 Хореография

6.020203 Кино-, телеискусство

6.020204 Музыкальное искусство

6.020205 Изобразительное искусство

6.020207 Дизайн

6.020208 Декоративно-прикладное искусство

6.030601 Менеджмент

Факультет Культуры

Изобразительного искусства

Музыкального искусства

Социокультурных-коммуникаций


ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование показателей Область знаний, направление подготовки, учебно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
дневная форма обучения заочная форма обучения
Количество кредитов–2 Область знаний 0203 Гуманитарные науки (шифр и название) Нормативная (по выбору)
Отрасль знаний 0201 Культура, 0202 Искусство, 0203 Гуманитарные науки, 0306 Менеджмент и администрирование (шифр и название)
Индивидуальное научно-исследовательское задание нет 6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография 6.020105 Документоведение и информационная деятельность 6.020201 Театральное искусство 6.020202 Хореография 6.020203 Кино-, телеискусство 6.020204 Музыкальное искусство 6.020205 Изобразительное искусство 6.020207 Дизайн 6.020208 Декоративно-прикладное искусство 6.030601 Менеджмент Год подготовки:
Содержательных модулей – 2
Семестр
5- й 5- й
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения: аудиторных – 2 самостоятельной работы студента – 1,1 Учебно-квалификационный уровень: бакалавр 18ч. 4 ч.
Практические, семинарские
16ч. 14 ч.
Лабораторные
нет нет
Самостоятельная работа
38ч. 54 ч.
Индивидуальные задания: нет
Вид контроля: зачет

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культурология – теоретическая дисциплина гуманитарного цикла, изучающая культуру во всем многообразии ее исторического развития.

Цель курса – способствовать расширению кругозора учащейся молодежи, ее духовному обогащению, воспитанию нравственных и эстетических чувств, пробуждению интереса к познанию достижений мировой и отечественной культуры и стремлению к творческой самореализации.

Основные задачи изучения учебной дисциплины «Культурология»:

• сформировать у студентов целостное представление о культуре как системе ценностей, ее сущности и особенностях развития на разных этапах; о структуре и функциях, о месте культуры в жизни человека и общества, о роли человека как субъекта культурного процесса, о тенденциях и проблемах исторической эволюции культуры;

• развитие мировоззренческой культуры студентов, способности решать мировоззренческие проблемы;

• подготовка к активной общественной жизни;

• воспитание у студентов общечеловеческих духовных ценностных ориентаций;

• развитие способности критического восприятия и оценки различных источников информации, приемов ведения дискуссии, полемики и диалога;

• развитие навыков творческого мышления на основе работы с первоисточниками;

• овладение культурой мышления, умением логически формулировать свое видение культурологических проблем, анализировать и оценивать способов их решения;

Теоретическая часть курса рассчитана на то, что студенты должны знать:

• особенности, структуру и основные задачи культурологического знания;

• историю развития культуры;

• основные культурологические концепции, особенность культурных и цивилизационных процессов – причины культурных взлетов и падений;

• содержание культурологических концепций;

• связи культурологии с другими отраслями знаний;

• терминологию культурологии;

· взаимосвязь религии и культуры;

· осознать кризис современной культуры и решение данной проблемы как одной из глобальных проблем современности;

• исторические формы культуры.

Овладев курсом, студенты должны уметь:

• искать факты, обобщать их в понятия, строить гипотезы;

• применять принципы, методы, основные формы теоретического мышления;

• использовать философские идеи как средство анализа культуры;

• осуществлять периодизацию культурологического знания;

• ориентироваться в культурной среде: иметь представления об особенностях региональной культуры;

• определять основные тенденции современного развития культуры;

• прогнозировать перспективное развитие культуры;

• уметь в письменной и устной форме правильно и аргументированно представлять результаты своей мыслительной деятельности.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Содержательный модуль 1.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Содержательный модуль 2.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Лекция 5. Тема. Культура средневековой эпохи, ее особенность. Христианство: зарождение, распространение и утверждение в Европе. Христианская культура и ее нравственные ценности. Высокое средневековье.

Краткое содержание. Зарождение христианства и распространение его в Европе. Нравственные ценности христианства, формирование религиозного мировосприятия, уход от материалистической традиции античности, отрицание античного гедонизма и утверждение аскетизма. Место человека в средневековой культуре.

Монашество и рыцарство – два культурных явления средневековья.

Романский период средневековья: расцвет храмовой архитектуры романского стиля (церковь в Клюни во Франции, Пизанский собор в Италии, церковь в Лаахе в Германии), появление куртуазной (рыцарской) литературы (трубадуры, менестрели, миннезингеры, ваганты).

Готический период: развитие городов, гражданской архитектуры. Использование декора, скульптуры в гражданском и храмовом зодчестве. Шедевры готической архитектуры – Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Королевский колледж в Кембридже.

Наука средневековья: астрология, богословие, астрономия, схоластика, логика, алхимия, математика.

Влияние религии на развитие естественных наук. Противоречия средневековой европейской культуры.

Возрождение классического гуманизма в пору Высокого средневековья.

Ключевые понятия и термины: вера, религия, монашество, рыцарство, готика, романский период, куртуазная литература.

Темы семинарских занятий

№ п/п Название темы Количество часов
Введение. Природа, культура, человек
Религия и культура
Первобытная культура и культура ранних цмвилизаций.
Традиционная культура Востока
Культура Античности (Древней Греции, Рима)
Религиозная культура (Культура Средневековой Европы)
Культура Возрождения
Культура Нового времени. Современная культура.
ВСЕГО

ТЕМЫ практических занЯтий

Практические занятия согласно учебному плану не предусмотрены.

ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНыХ ЗАНЯТий

Лабораторные занятия согласно учебному плану не предусмотрены.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п Название темы Количество часов
1. Природа-Общество-Культура
2. Культура и ее функции
3. Цивилизация и культура
4. Первобытная культура
5. Античная культура.
6. Культура Древнего Рима
7. Культура Европейского средневековья
8. Культура Древней Руси
9. Культура допетровской Руси
10. Культура арабо-мусульманского мира
11. Восточная культура и религия
12. Культура эпохи Возрождения
13. Культура эпохи Абсолютизма
14. Европейская культура эпохи Просвещения
15. Русская культура XVIII века
16. Европейская культура XIX века
17. Русская культура I половины XIX века
18. «Золотой век» русской культуры
19. Культура ХХ века
20. Культура ХХ века и ее проблемы
21. Постмодернизм в культуре и искусстве
ВСЕГО

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Индивидуальные задания занятия согласно учебному плану не предусмотрены.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Лекции по дисциплине проводятся с использованием демонстрационного сопровождения, которое содержит значительное количество рисунков, схем, таблиц, наглядного материала. С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изложении теоретического материала применяются активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а в первую очередь на творческое, производительное мышление: проблемные лекции, имитационно-моделирующие занятия, обсуждения дискуссионных вопросов.

Семинарские занятия проводятся с помощью учебных словесных методов (рассказ, беседа и др.), эвристического, репродуктивного, иллюстративного и продуктивного методов. Именно, последний является наиболее эффективным, и проходит четыре главных этапа:

· создание проблемной ситуации;

· анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

· решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

· проверка решения проблемы.

Методы контроля

Методы контроля являются наиболее эффективными способами определения результатов учебно-познавательной деятельности студентов. Предусмотрены следующие виды методов контроля знаний студентов:

· устный;

· письменный

· дифференцированный

· текущий

· зачет.

Критерии оценки знаний студентов

«Отлично» (пять баллов): студент (ка) имеет систематизированые, глубокие и прочные знания по всем разделам учебной программы по культурологии, в частности, знает предмет и категориальный аппарат, особенности, структуру и основные задачи культурологического знания; фактологию и методологию культурологии, основные этапы истории культурологии, наиболее известных авторов культурологических систем, предоставляет развернутую характеристику, классифицирует и раскрывает специфику культурологических концепций, теорий и направлений, дает им аналитическую оценку и соотносит с историческим периодом (эпохой) на основе научной периодизации, раскрывает современные тенденции развития культурологической мысли, исторические формы связи философии и культуры, толерантно относится к различным мировоззренческим системам, определяет основные тенденции современного развития культурологии; умеет в письменной и устной форме правильно, логично и аргументировано представлять результаты умственной деятельности; делает обоснованные выводы и обобщения; точно использует научную терминологию (в том числе на иностранном языке), в совершенстве владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умеет эффективно использовать их в постановке и решении научных и профессиональных задач; полно и глубоко усвоил (ла) основную и дополнительную литературу по культурологии; способен (на) творчески решать сложные проблемы в рамках учебной программы; использует научные достижения других дисциплин; творчески самостоятельно работает на семинарских занятиях; показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.

«Хорошо» (четыре балла): студент (ка) имеет достаточно полные и систематизированные знания по учебной программе по культурологии, в частности, знает предмет и структуру дисциплины, категориальный аппарат, основные этапы истории культурологии, наиболее известных авторов культурологических систем, знаком с теориями, концепциями и направлениями культурологии и соотносит их с историческим периодом (эпохой), раскрывает современные тенденции развития культурологической мысли, толерантно относится к различным мировоззренческим системам; правильно излагает учебный материал; делает аргументированные выводы; использует научную терминологию; владеет инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способен самостоятельно решать типовые задачи в рамках учебной программы по философии; усвоил рекомендованную программой основную и дополнительную литературу; ориентируется в теориях, концепциях и направлениях культурологии, дает им сравнительную оценку; качественно и самостоятельно работает на семинарских занятиях, показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.

«Удовлетворительно» (три балла): студент (ка) имеет достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «культурология»; в достаточной степени воспроизводит учебный материал; делает выводы без существенных ошибок; проявляет понимание необходимой научной терминологии умеет использовать инструментарий учебной дисциплины для решения стандартных (типовых) задач в рамках учебной программы по культурологии; частично обработал рекомендованную учебной программой основную литературу; ориентируется в базовых теориях, концепциях и направлениях культурологии; вероятно работал на семинарских занятиях; имеет допустимый уровень культуры исполнения заданий.

«Неудовлетворительно» (два балла): студент (ка) имеет фрагментарный, недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «культурология»; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой учебной дисциплины; неумение использовать научную терминологию, слабое владение инструментарием учебной дисциплины, работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; наличие в ответе существенных логических ошибок; низкий общий уровень культуры ответа.

«Неудовлетворительно» (один балл): у студента (ки) отсутствуют знания (компетенции) в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программы дисциплины «культурология»; он (она) отказывается от ответа, не является на зачет без уважительной причины.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• наглядные пособия и раздаточный материал по каждой теме занятия;

• темы рефератов, докладов, сообщений;

• задания для самостоятельной работы студентов;

• вопросы для самоконтроля студентов;

• интернет-ресурсы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

основная:

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры (введение в культурологию). – М., 1992.

2. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

3. История и культурология : учеб. пособие / под ред. Н. В. Шишовой. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Логос, 2004. — 472 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=14615&mode=DocBibRecord

4. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры: Учеб. для вузов. – М., 1998.

5. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. – М., 1999.

6. Культурология ХХв. Антология (из серии «Лики культуры»). – М., 1995.

7. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995, 1998, 2000.

8. Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 1998, 1999.

9. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М.: «Центр», 2000.

10. Курс лекций по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 1995.

11. Культурология : учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — М. : Юрайт, 2012. — 566 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12312&mode=DocBibRecord

12. Культурология : Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Высшая школа, 2007. — 709 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=6003&mode=DocBibRecord

13. Культурология : История мировой культуры: Учебник для вузов / Под. ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд.,стереотип. — М. : Юнити-Дана, 2010. — 600 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12303&mode=DocBibRecord

14. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб.пособие. – М., 2001.

15. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М., 1999.

Дополнительная:

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. (Глава 7, 10, 14).

2. Большаков А.В. Основы философских знаний. М., 1994. (Тема 11).

3. Бонар А. Греческая цивилизация.

4. Волков Г. Три лика культуры. – М., 1986.

5. Всеобщая история искусств в 6 т. – М., 1956-1966.

6. Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры ХХв. – М., 1993.

7. Добрынина В.И. История культуры России. – М.: Знание, 1993.

8. Добрынина В.И. Культурология. – М.: Знание, 1993.

9. Доброхотов А. Л. Культурология в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. — М. : Проспект, 2011. — 168 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9659&mode=DocBibRecord

10. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.

11. Каган М. Искусство в системе культуры. – М.,1979

12. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир, 1988, № .

13. Пивоев В. М. Культурология : введение в историю и теорию культуры : учебное пособие / В. М. Пивоев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Кнорус, 2011. — 528 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9493&mode=DocBibRecord

14. Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии. – М., 1998.

15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

16. Тойнби А. Постижение истории.

17. Турсунов А.М. Проблемы взаимодействия культур и цивилизаций // Народы Азии и Африки, 1988, № 5.

18. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

19. Шпенглер Я. Закат Европы. – М., 1923.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. (Глава «Великие исторические культуры древности»).

Интернет-источники:

1. Национальная философская энциклопедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terme.ru/

2. Философский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru

3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru

4. Федеральный портал «Российское образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/

5. Электронная библиотека по философии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru

6. Электронная гуманитарная библиотека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumfak.ru/

7. Britannica: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - www.britannica.com

8. Stanford Encyclopedia of Philosophy: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/

9. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/

10. Культурология – auditorium.ru

11. culturolog.ru

12. «Культура», «Культурология», «Философия» - lib.ru

13. ihtik.lib.ru

14. Собрание культурологических текстов на «Странах мира» - countries.ru/library

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЛНР

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО

Кафедра культурологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культурология


Направление подготовки

6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография

6.020105 Документоведение и информационная деятельность

6.020201 Театральное искусство

6.020202 Хореография

6.020203 Кино-, телеискусство

6.020204 Музыкальное искусство

6.020205 Изобразительное искусство

6.020207 Дизайн

6.020208 Декоративно-прикладное искусство

6.030601 Менеджмент

Факультет Культуры

Изобразительного искусства

Музыкального искусства

Социокультурных-коммуникаций


ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование показателей Область знаний, направление подготовки, учебно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
дневная форма обучения заочная форма обучения
Количество кредитов–2 Область знаний 0203 Гуманитарные науки (шифр и название) Нормативная (по выбору)
Отрасль знаний 0201 Культура, 0202 Искусство, 0203 Гуманитарные науки, 0306 Менеджмент и администрирование (шифр и название)
Индивидуальное научно-исследовательское задание нет 6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография 6.020105 Документоведение и информационная деятельность 6.020201 Театральное искусство 6.020202 Хореография 6.020203 Кино-, телеискусство 6.020204 Музыкальное искусство 6.020205 Изобразительное искусство 6.020207 Дизайн 6.020208 Декоративно-прикладное искусство 6.030601 Менеджмент Год подготовки:
Содержательных модулей – 2
Семестр
5- й 5- й
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения: аудиторных – 2 самостоятельной работы студента – 1,1 Учебно-квалификационный уровень: бакалавр 18ч. 4 ч.
Практические, семинарские
16ч. 14 ч.
Лабораторные
нет нет
Самостоятельная работа
38ч. 54 ч.
Индивидуальные задания: нет
Вид контроля: зачет

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культурология – теоретическая дисциплина гуманитарного цикла, изучающая культуру во всем многообразии ее исторического развития.

Цель курса – способствовать расширению кругозора учащейся молодежи, ее духовному обогащению, воспитанию нравственных и эстетических чувств, пробуждению интереса к познанию достижений мировой и отечественной культуры и стремлению к творческой самореализации.

Основные задачи изучения учебной дисциплины «Культурология»:

• сформировать у студентов целостное представление о культуре как системе ценностей, ее сущности и особенностях развития на разных этапах; о структуре и функциях, о месте культуры в жизни человека и общества, о роли человека как субъекта культурного процесса, о тенденциях и проблемах исторической эволюции культуры;

• развитие мировоззренческой культуры студентов, способности решать мировоззренческие проблемы;

• подготовка к активной общественной жизни;

• воспитание у студентов общечеловеческих духовных ценностных ориентаций;

• развитие способности критического восприятия и оценки различных источников информации, приемов ведения дискуссии, полемики и диалога;

• развитие навыков творческого мышления на основе работы с первоисточниками;

• овладение культурой мышления, умением логически формулировать свое видение культурологических проблем, анализировать и оценивать способов их решения;

Теоретическая часть курса рассчитана на то, что студенты должны знать:

• особенности, структуру и основные задачи культурологического знания;

• историю развития культуры;

• основные культурологические концепции, особенность культурных и цивилизационных процессов – причины культурных взлетов и падений;

• содержание культурологических концепций;

• связи культурологии с другими отраслями знаний;

• терминологию культурологии;

· взаимосвязь религии и культуры;

· осознать кризис современной культуры и решение данной проблемы как одной из глобальных проблем современности;

• исторические формы культуры.

Овладев курсом, студенты должны уметь:

• искать факты, обобщать их в понятия, строить гипотезы;

• применять принципы, методы, основные формы теоретического мышления;

• использовать философские идеи как средство анализа культуры;

• осуществлять периодизацию культурологического знания;

• ориентироваться в культурной среде: иметь представления об особенностях региональной культуры;

• определять основные тенденции современного развития культуры;

• прогнозировать перспективное развитие культуры;

• уметь в письменной и устной форме правильно и аргументированно представлять результаты своей мыслительной деятельности.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Содержательный модуль 1.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Лекция 1. Тема. Культурология как наука. Предмет культурологии, ее проблематика, основные культурологические концепции. Культура как система ценностей.

Краткое содержание. Становление культурологии как науки, взаимосвязь ее с другими науками (философией, историей, логикой, антропологией, этнологией, социологией и др.). Основные культурологические концепции (Н. Данилевский, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гасет, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.). Культура как система ценностей: сущность, содержание, многозначность понятия. Материальная и духовная культура. Функции культуры

Ключевые понятия и термины: культурология, религия, отношение «человек-природа-культура», культура, концепция, мировоззрение, функции.

Лекция 2. Тема. Основные закономерности развития культуры

Краткое содержание. Две основные области культуры – материальная и духовная культуры и их взаимосвязь. Слитность материальной и духовной культур на начальном этапе развития человечества. Отделение духовной культуры от материальной. Роль нравственных норм – религии, искусства, права, политики в становлении духовной культуры. Роль «великой индустриальной революции» в эволюции материальной культуры. Культура информационного общества и его феномены: Интернет, кабельное телевидение, видео и их положительное влияние в обогащении культурной жизни человечества. Явления материальной культуры. Историческое развитие материальной культуры. Различные формы духовной культуры. Культура как важное звено социальной связи поколений. Региональные, этнические, национальные культуры и социально-экономическое многообразие и всеобщее единство. Культура и цивилизация. Различие культур народов мира и их общечеловеческое единство. Диалог культур. Взаимодействие и взаимовлияние культур Востока и Запада. Генезис культуры. Устойчивость и изменчивость культуры. Закон преемственности культурного развития. Социальное и индивидуальное в культуре.

Ключевые понятия и термины: культура, религия, духовная культура, материальная культура, межкультурный диалог, коммуникация, цивилизация.

Наши рекомендации