Значения как элемент культуры

Значения (смыслы) как специфически культурное средство соединения человека с миром и обществом. Роль культурных значений в ориентации человеческой жизнедеятельности. Основные сферы обозначивания: природная, предметная, духовная. Проблема сохранения и изменения значений. Язык, языковая система, символы как средства обозначения и фиксации значений.

Культура и мифология

Мифология в разные периоды развития культуры. Устойчивость мифологического сознания. Миф как неразделимость чувственного образа и идеи, вещи и символа. Мифологическая организация культурных смыслов. Познавательная функция мифа. Роль мифологии в религии, художественной культуре, политике, социальных отношениях и хозяйственной деятельности. Идеологизированные мифы ХХ века. К.Г. Юнг и К. Леви-Стросс о роли и структурах мифологического сознания.

Культура и религия

Культурологический подход к сущности религии. Связь религии с культурной средой. Соотношение между религиозным и светским началами в культуре. Градация священного-светского.

Культурные типы мировых религий: теистические и законнические (космические) варианты религиозного сознания. Общие социокультурные функции религии. Мотивационное содержание религии и виды религиозного спасения.

Религия как сакральная связь времен. Линейное и циклическое время. Священное прошлое и эсхатологическое будущее. Диахронная связь поколений в религиозной жизни. Религиозная организация основных событий жизненного цикла. Религия как средство рационализации поведения. Религия в функции социального интегратора. Структура религиозной интеграции.

Духовная и социальная структура религии. Традиция в религиозной жизни. Санкционированные и допустимые варианты. Секты как сепаратный путь спасения.

Устойчивость и инертность религиозных систем. Проблематика Реформации, ее содержание в разных религиях. Предпосылки и следствия Реформации. Антиреформаторские движения и содержание фундаментализма.

Культура и идеология

Антропологический и социологический подход к идеологии в культурологической науке. Идеология как источник заблуждений. Идеология как отражение социальных потребностей и интересов различных общностей, слоев, групп населения. Анализ идеологии в марксизме и в леворадикальной социологии. Идеология и массовое сознание. Социокультурный подход к функциям идеологии. Функции идеологии в российском обществе.

Художественная культура

Художественная культура как совокупная сфера различных форм искусства. Общие принципы рассмотрения художественной культуры и частных вариантов искусства в социальной культурологии. Социальные функции художественной культуры: выработка ценностных и смысловых элементов культуры в образной форме и их внедрение в отношения, образное освоение широких сфер социального бытия и эстетических сторон в художественном творчестве. Художественная культура и религия. Влияние сакральных образов и мотивов и их использование в светском искусстве. Воздействие социальных и культурных факторов на художественный процесс. Структура художественной деятельности: творческая элита, критика, исполнители, публика.

Культура и наука

Наука как специфический способ познания мира, основанный на выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Эмпирические источники научного знания. Понятийный аппарат науки. Дифференциация наук. Наука в соотношении с религией, моралью, художественной культурой. Социокультурные предпосылки науки.

Социокультурная сущность личности

Рассмотрение личности в философской антропологии, социальной психологии и социологии культуры. Детерминация личности социокультурной системой и место личности в системе культурной регуляции. Ролевые структуры личности. Личность как объект и субъект культурной деятельности.

Личность в разных культурах

Культурный полиморфизм и вариабельность личности. Структура индивидуализации в разных религиях и культурных системах. Личность в восточных культурах: органическое включение личности в коллектив и механизм снятия внутренней напряженности. Статус личности в светских культурах. Личность в классической европейской культуре: приоритет самостоятельного личностного начала, принцип индивидуализма. Индивидуализм и сферы его проявления. Границы индивидуализма, его издержки и формы его проявления.

Типы социализации личности

Процесс социализации как развитие активного человека и равноправного члена общества. Подключение индивида к социальной памяти общности: освоение производственных навыков, практических знаний, культурных ценностей и норм. Особенности социализации в зависимости от исторических особенностей, социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры. Детерминанты социализации: социально-групповая, культурно-религиозная, этническая, характер трудовой деятельности, семья и ее статус.

Модернизация и личность

Изменение содержания социализации. Разрыв с традиционализмом. Показатели модернизации личности: открытость новой практике, рост независимости от социальных институтов, вера в действительность науки, стремление достичь более высокого общественного статуса, планирование, возрастание интереса к социальной и политической жизни, информированность.

Маргинальная личность. Показатели отчуждения и культурные каналы его преодоления.

Повседневная культура

Повседневность как особая социокультурная система, самоочевидная для субъекта. Различие подходов к определению связано с определенным количеством школ и направлений: 1) повседневность в исторических исследованиях (эмпирически-описательные исследования, «школа Анналов», история повседневности и микроистория); 2) повседневность в социологических и философских исследованиях (феноменологическая школа, франкфуртская школа, этнометодология); 3) семиотика и эстетика повседневности.

Наши рекомендации