Основные этапы этнической истории.
Этническая история (ЭИ) – процессы формирования и этнического развития тех или иных этнических общностей или населения каких-либо регионов.
+ ЭИ – отрасль знаний, охватывающая, прежде всего, изучение этнических и этнографических общностей и на стадии формирования этих этнических и этнографических общностей, и на стадии их этнического развития. Проще говоря – изучение изменений этнических общностей во времени, изучение ныне существующих и исчезнувших народов и этнографических культур на основании их упоминаний в исторических документах, включая как письменные документы, так и предания, сказания, материальную культуру и археологический материал).
Это целое научное направление (!), сформировавшееся на стыке этнографии и истории.
Объект ЭИ: история историко-культурных общностей / этнические и этнографические общности в их историческом развитии.
Предмет ЭИ: процессы становления (формирования), развития и распада или трансформации историко-культурных общностей, или этнические и этносоциальные процессы всех видов и уровней.
Многие историки или этнографы часто посвящают свои истории населению какого-либо одного, двух или нескольких народов либо населению целых регионов (ЭИ Азии, ЭИ Латинской Америки, ЭИ Сибири и т.д.).
Если говорить о периодах этнической истории в целом, то выделяются три периода – 1) этногенез,
2) этническое развитие (этнодинамика) сложившихся этнических и этнографических общностей и далее
3) их этнотрансформация или этнораспад (исчезновение).
Поскольку этническая палитра мира и отдельных регионов многообразна и сложна, постольку и этническая история каждой этнической и этнографической общности неповторима, имеет свои особенности и соответственно собственную периодизацию, которая может и не укладываться только в эту общую трехчленную периодизацию.
12. Этнические процессы в современном мире.
Формы этнической общности меняются и усложняются вместе с развитием человеческого общества от родовых и племенных объединений при первобытном строе до самостоятельных наций в условиях современных высокоразвитых государств. На сегодня всего в мире насчитывается несколько тысяч этносов, причем практически на всех стадиях формирования – от племен до наций. Если, например, в Европе формирование наций уже давно завершено, то в некоторых слаборазвитых странах Азии, Африки и Южной Америки (Афганистан, Мавритания, Суринам, Филиппины и др.) широко представлены племенные объединения.
Национальный состав населения мира постоянно эволюционирует. На его развитие оказывают влияние разные факторы, например:
1) территориальная контрастность, неоднородность естественного движения населения;
2) миграция этносов;
3) процессы консолидации (или этнической диффузии – это слияние нескольких родственных этнических общностей в одну на основе взаимопереплетения их национальных черт) и ассимиляции этносов.
В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуникации. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменениям в структуре этносов.
Уже упоминалось, что этнические процессы везде развиваются по-разному, например:
* Этнические процессы в странах Европы. В этих странах продолжается внутриэтническая консолидация, выражающаяся в дальнейшем стирании диалектов и этнографических вариантов. Распространяется английский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, эти процессы дополняются процессом ассимиляции таких меньшинств (в каждой стране идет своим путем, определяясь историческим опытом и традициями.)
Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы в западноевропейских странах также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимилируются с основной этнической средой через принятие гражданства и смешанные браки. Внеевропейские иммигранты, отличающиеся от местного населения по расовой принадлежности, языковым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются с большим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, численность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстрыми темпами и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими меньшинствами.
* Азия. Здесь сегодня продолжают развиваться процессы консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и (иммигрантского) происхождения. Однако отличительной чертой этого региона является стремление крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принадлежность (тамилы, например).
* Африка. Состояние этнических процессов региона сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется й сложностью этнического состава, различием экономической обстановки стран, очень низким уровнем развития этнообъединительных процессов. В Африке сосуществуют все виды этнических общностей: от многомиллионных и крупных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек). Многие народы находятся на разных ступенях развития этнических общностей. Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Как мы уже отмечали, процессы этнического развития протекают неизолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми и религиозными отношениями, осложняет их также политическая борьба, построенная зачастую по этническому или племенному принципу. Все это определяет ход этнических процессов на африканском континенте, зачастую обостряя межэтнические отношения.
* Современные народы Америки сформировались, как известно, в результате смешения пришлых групп из разных стран Европы (иммигранты) и Африки (ввозимые негры-рабы) с местными индейскими племенами и народностями. Этнические процессы в Америке и в дальнейшем находились под сильным влиянием миграционных процессов. Этнические процессы в США развиваются в современной истории по пути консолидации и ассимиляции ускоренными темпами. Это обусловлено неуклонно растущей мобильностью всего американского общества, солидной имущественной и профессиональной базой новых иммигрантов, обеспечивающей им более быстрое включение в американскую культуру. Наблюдения свидетельствуют, что в общей демографической структуре США опережающими темпами растет роль испаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии.
В этих процессах можно наблюдать противоположные тенденции:
1) повышается престиж этнических ценностей каждой группы;
2) отчетливо наблюдается культурное своеобразие социально ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян);
3) при относительно большом количестве межэтнических браков, языковой ассимиляции остается стабильным этническое самосознание.
* Латинская Америка. Подавляющее большинство населения говорит на языках романской группы индоевропейской языковой семьи (испанском или португальском). В Центральной Америке продолжается смешение и социально-культурное сближение этнических групп. Несмотря на общую тенденцию к ассимиляции части индейского населения, крупнейшие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают сохранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной этнической среде протекает более интенсивно.
В целом для этнических процессов ЛА характерно то, что все больше обостряется проблема сохранения этнической самобытности. В современных условиях это выражается в нарастающем противостоянии североамериканской культуре, основывающемся на общности исторического прошлого большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт.
Таким образом, этническая картина мира сохраняет свое многообразие, несмотря на всю сложность, противоречивость и неоднозначность этнических взаимоотношений. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире.