Загадочность «русской души» с позиций этнопсихологии
Cправедливости ради надо заметить, что про «загадочную русскую душу» многочисленные байки ходили и до появления на свет четверостишия Тютчева. После написания Фёдором Ивановичем этих легендарных строк мало что изменилось. Вот уже более 200 лет «загадочная русская душа» постоянно присутствует в качестве аргумента в многочисленных исследованиях, посвящённых особенностям развития России. Но в чём же именно заключается эта самая загадочность и таинственность, что это за «enigmatic russian soul»?
Так вот, о природе и характеристиках ЗРД высказывают самые разнообразные точки зрения, согласно которым, например, «загадочность русской души» объясняется:
- странным, патологическим желанием русских людей осваивать новые территории;
- мессианством, что очень хорошо отражено в произведениях классиков русской литературы;
- стремлением реализовать на практике идею, сформированную в первой трети XVI века старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем, которая кратко определяется известным тезисом «Москва - Третий Рим»;
- характером русских людей, которые являются типичными теневыми лидерами, что проявляется только в случаях экстремальной ситуации;
- менталитетом народа, который привык воевать всегда и со всеми; труд для русского - это осознанная необходимость, потому что есть хочется всегда, но даже пахать надо с мечом, ибо неизвестно кто и когда захочет отобрать плоды твоей работы;
- разными фазами, которые присутствуют в жизни русского народа: при одних он как бы замыкается в себе, на своей территории, при других - выплёскивается наружу;
- огромными территориями Российского государства, что и влияет на особенность национального менталитета;
- выдумками: особенности в русской душе, безусловно, есть, но их не больше, чем в душе американской, французской, немецкой и т.п.
Даже из этого краткого перечня видно, сколь велик разброс точек зрения, объясняющих «загадочность русской души». Теперь попробуем определиться с тем, когда именно был запущен тезис о ЗРД. В этом вопросе разброс мнений также широк.
Вопрос 6.
Этническая картина мира – сформировавшиеся на основе доминирующих ценностей и этнических постоянных, представления человека о мире.
Этническая картина мира это проявление защитной функции культуры в ее психологическом аспекте. Она сама может рассматриваться как защитный механизм, так как формирует представление об идентичности этноса. Этническая картина мира не является неизменной. Она различна в различные периоды жизни этноса и для различных групп внутри этноса. Это связано с различиями в культурно-ценностных доминантах. На основе этнической картины мира формируется менталитет того или иного этноса.
Традиционное сознание (менталитет) – система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.
Именение этнической картины мира происходит или если имеющаяся картина мира утрачивает свои адаптивные свойства, или если общество меняет свои ценностные доминанты.
При изменении этнической картины мира происходит концентрация сознания этноса вокруг новых значимых объектов. Однако неизменными остаются общие характеристики этнических констант, такие, как разделение между «источниками добра» и «источниками зла», а также сохраняются основные парадигмы «образы себя», включающие представления о коллективе, способном совершать действия.
Существуют различные модели изменения традиционного сознания, вызывающие сменой этнической картины мира.
1. Эволюционное
В результате постепенной смены ценностной ориентации или изменения внешних и внутренних культурно-политических и социальных условий существования этноса традиционное сознание корректируется. Изменяются фрагменты старой традиции, принимаются культурные или идеологическое инновации, отмирает ряд черт, ранее присущих традиционному сознанию.
При том факте, что изменения в традиции накапливаются постепенно, закрепление новых элементов этнической традиции происходит в результате общественной смуты, в течение которой проявится напряжение, вызванное несовершенством старой культурно-адаптационной модели. Тогда носители личностного сознания сообщают обществу новую, видоизмененную модель. Таким образом, новые элементы даются системе в моменты кризиса самоидентификации.
2. Смена внутренних альтернатив.
Поскольку в рамках единой этнической культуры может формироваться несколько типов традиционного сознания на базе различных ценностных ориентаций, то в самом этносе неизбежно будет происходить борьба между его различными внутренними альтернативами. Победа той или иной из внутренних альтернатив вызывает массовый переход людских ресурсов с одной альтернативы на другую. Такая победа может определяться культурно-политическими обстоятельствами.
Внутриэтническая группа - носитель угасающей альтернативы – существует в почти неизменном виде до очередного периода смуты, после которого приверженцы данной альтернативы переходят к другой, выводя этнос из состояния смуты.
3. Изменение традиционного сознания, вызванное катастрофами.
Оно происходит в результате катастрофы, когда прежняя этническая картина мира начинает резко противоречить реальности, а альтернативных традиций, обладающих большими адаптивными свойствами, у этноса нет. В условиях временного дефицита этнос должен создать абсолютно новую культурную традицию, поскольку состояние смуты, хотя и может продолжаться и годами, и десятилетиями, тем не менее грозит распадом этнической культуры. Тогда и происходит спонтанное переструктурирование этноса. Этнос, не способный к спонтанному переструктурированию, погибает в результате исторических катаклизмов. Наоборот, мобильность механизма переструктурирования обеспечивает живучесть этноса.