Этнические особенности культуры народов мира.

Этнический фактор.

Вопрос№1.

Этнические функции культуры

В жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе, и вести себя соответствующим образом. Поэтому важнейшей частью адаптивного механизма является этническая культура.

Исходя из следующего понимания культуры. Культура – это внебиологически выработанный(не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности. Такое комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватное определение феномена этнической культуры.

Этническая культура – это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как активного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире.

Функции культуры:

1. инструментальная – создание и преобразование окружающей среды;

2. функция инкультурации – создание и преобразование самого человека;

3. нормативная – создание системы средств организации коллективной жизни;

4. сигнификативная (знаковая) – «означивание», т.е. формирование имен и названий, благодаря которому осуществляется умственные и эмоциональные действия человека. Если какое-то явление или предмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют;

5. познавательная. Которая дает возможность человеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной;

6. коммуникативная, обеспечивающая передачу этнокультурной информации в диахронном срезе (между поколениями) и в синхронном (обеспечивая пространственную стабильность и культурную интегрированность).

Эти функции осуществляются с помощью как вербальных (словесных) средств передачи информации, так и невербальных средств и атрибутов. Все эти этнические функции культуры служат важнейшей цели – психологической защите индивида, дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котром он мог бы безопасно и надежно существовать.

Вопрос№2

Этнические особенности культуры народов мира.

Этнические особенности культуры народов мира
В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.

В многообразии не представляется возможным рассмотреть особенности этнических образов всех народов, поэтому наше внимание будет сосредоточено лишь на основных этнических общностях.

Примеры в следующем вопросе.

Вопрос 3.

Японцы

Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой парод на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, высокий прирост населения заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельности, которые обеспечивали хотя бы минимальные возможности и условия существования. В результате в национальном характере японцев сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождение японского народа и императорской власти, превосходство японцев над другими пародами. Под их влиянием сформнрова-лисьтакие черты японского самосознания, как приверженность к культу предков, чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся в прошлом. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что те не виноваты в своем собственном происхождении, НО все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях.

Многие этносоцнологи и этнопсихологи отмечают в мышлении японцев единство противоположных качеств: приверженность к абстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм, но п медлительность мыслительных операций, неуверенность в себе и СВОИХ силах, малую инициативность.

Рядовой японец связывает свое существование с той группой, в которую он включен. БОЛЬШИНСТВО видов деятельности в Японии НОСИТ групповой характер: ЯПОНЦЫ труппой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы Вписаться в группу и при этом быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы считаются умение ставить во главу утла интересы коллектива, желание и стремление быть ему полезшим.

Японцы — люди самобытной культуры. В частности, общаясь с ними, не следует садиться, если вас не пригласили сесть, нельзя смотреть по сторонам, так как, по их представлениям, это означает, что вы рассеянны и невнимательны. Каждый штрих вашей одежды и поведения повлияет на отношение к вам со стороны японцев.

Китайцы. К числу основных черт этнической психологии жителей Китая можно с полной уверенностью отнести следующие: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. Благодаря сочетанию этих черт китайцев не оскорбляет и не угнетает никакой вид деятельности, в каждом из них ОНИ способны добиться ВЫСОКИХ результатов.

Сложные климатические и природные условия страны, вынудившие строить ирригационные сооружения, а также связанный с этим тяжелый, титанический труд обусловили ту исключительную роль, которую в жизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате сформировались такие качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, особый характер сочувствия н переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Мышление китайцев можно назвать сугубо практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым мыслительным конструкциям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и Деятельности, Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью.

Китайцы известны как неприхотливые люди. Испокон веков они довольствовались тем. что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Свое влияние на згу особенность китайцев оказала конфуцианская философия, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а па довольствование житейским минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широкого круга потребностей, .1 в ощущении счастья от того, что имеется в наличии. Следствием этого стали неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.

Весьма своеобразными являются форма и способы общения китайцев с другими людьми. При встрече китаец обязан показать п выразит)» человеку свое глубокое уважение, особо подчеркнув, что считает своего собеседника развитым и образованным человеком, даже- в том случае, если оба прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время общения с незнакомыми людьми китайцы также ведут себя специфически, стремясь использовать минимум мимики и жестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, а его голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор для китайца считается неприемлемым. В процессе разговора лицо остается беспристрастным пли выражает елейность. Признательность для китайца - это есть форма проявления вежливости, в его понимании. В процессе общения китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по их представлениям, так делают враги или ненавидящие друг друга люди. В связи с этим представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренности н невнимании к ним. в то время как это просто следование установившейся традиции. В целом же китайцам присуща поразительная вежливость, которая не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для китайца характерны предупредительность, игра воображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединенная со стремлением уважать собеседника.

Арабы. Многочисленные наблюдения и исследования арабов в различных регионах планеты свидетельствуют, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем, согласно этим же источникам, им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность порождают немало трудностей в жизни и деятельности.

Исторически сложившаяся иерархическая система подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношений между низшими и высшими слоями общества, между младшими н старшими членами семьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство — обычная практика высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящего, к себе равным проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, защищая свою честь и достоинство.

Труд для арабов всегда был тяжелой повинностью, и поэтому их трудолюбие имеет свою специфику: оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у других народов. В то же время исключительно тяжелые условия жизни приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепили у них такие качества характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпеливость. Кроме того, им свойственны необычайное жизнелюбие, незлопамятность, общительность, гостеприимство, чувство юмора.

I [равственная доктрина мусульманства придает нормам морали Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными и неизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением заслужить милость Аллаха, В силу этого у арабов развились униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность. Под влиянием мусульманства Среди арабов широко распространены различного рода суеверия и иредрассуд-ки, которые и по сей день вносят в повседневную жизнь чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятии и осмыслении окружающего мира.

Под воздействием арабского языка с его лексическими и синтаксическими повторами, гиперболами, метафорами, особым рнтмико-ннтонацнонным построением речи у арабов выработалась склонность к преувеличению в восприятии окружающей действительности, не столько логическое ее осмысление, сколько акцент на стиль изложения, красноречие. Они не любят строгой логики и объективных доказательств, предпочитая им афористичность, многообразие впечатлений. Им свойственна повышенная реактивность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении чувств и эмоций.

В целом же арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжении) взаимоотношений с понравившимися людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику, если он им нравится, а общение с ним приносит удовлетворение и способствует личному развитию.

Вопрос 4.
4. Проблема национального характера

Национальный характер - это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него.

Исследователи включают в структуру национального характера:

- особенности темперамента;

- выражения эмоций, чувств;

- распространённые привычки, традиции, стереотипы;

Культурные различия, своеобразные особенности образа жизни разных народов, непривычные традиции других племен ставили перед мыслителями такие вопросы, как:

1. Поиск особенностей между народами и факторов, влияющих на них;

2. Выявление различия между этносами;

3. Что является движущей силой национального духа;

4. Есть ли на самом деле национальный характер;

Этническая идентичность

Позитивная этническая идентичность Позитивная раскрывается в формировании позитивных этнических чувств и социальных установках, включающих в себя удовлетворенность человека своим членством в данной этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.     Негативная этническая идентичность   Негативная этническая идентичность формируется при наличии негативно окрашенных социальных установок своей этнической общности. Это проявляется в чувстве униженности, стыда, порой даже отрицании этнической идентичности. В целом этническая идентичность сопровождается ощущением своей неполноценности.
Существует другая классификация этнической идентичности: 1)Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность. 2)Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Н-р, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы. 3)Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах. 4)Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них.
Этапы становления этнической идентичности В 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации –национальность родителей, место проживания, родной язык. В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте.

Первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Во-первых, процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым и даже может меняться.

Этнический фактор.

Вопрос№1.

Этнические функции культуры

В жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе, и вести себя соответствующим образом. Поэтому важнейшей частью адаптивного механизма является этническая культура.

Исходя из следующего понимания культуры. Культура – это внебиологически выработанный(не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности. Такое комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватное определение феномена этнической культуры.

Этническая культура – это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как активного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире.

Функции культуры:

1. инструментальная – создание и преобразование окружающей среды;

2. функция инкультурации – создание и преобразование самого человека;

3. нормативная – создание системы средств организации коллективной жизни;

4. сигнификативная (знаковая) – «означивание», т.е. формирование имен и названий, благодаря которому осуществляется умственные и эмоциональные действия человека. Если какое-то явление или предмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют;

5. познавательная. Которая дает возможность человеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной;

6. коммуникативная, обеспечивающая передачу этнокультурной информации в диахронном срезе (между поколениями) и в синхронном (обеспечивая пространственную стабильность и культурную интегрированность).

Эти функции осуществляются с помощью как вербальных (словесных) средств передачи информации, так и невербальных средств и атрибутов. Все эти этнические функции культуры служат важнейшей цели – психологической защите индивида, дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котром он мог бы безопасно и надежно существовать.

Вопрос№2

Этнические особенности культуры народов мира.

Этнические особенности культуры народов мира
В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом, культура представляется как способ деятельности, система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.

В многообразии не представляется возможным рассмотреть особенности этнических образов всех народов, поэтому наше внимание будет сосредоточено лишь на основных этнических общностях.

Примеры в следующем вопросе.

Вопрос 3.

Наши рекомендации