Особенности возникновения государств у разных народов мира

Развитие первобытного общества во всех регионах мира пер­воначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись.

Различают два основных пути возникновения государства:

-европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

-восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Яндзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко – в десятки раз – повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности.

Особенности возникновения государств восточного типа:

основу экономических отношений составляет государственная форма собственности;
частная собственность имеет второстепенный характер; рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.  
государственная власть является деспотической; Восточные государства — деспотические монархии.
имеется мощный чиновничий аппарат; «чиновничество», выс­тупающее организатором производства, выполняет адми­нистративные функции.
происходит сакрализация (освящение) власти-«власть дана Богом»;
устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается.

На территории Европы (европейский путь возникновения госу­дарства) главным фактором образования государства было клас­совое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В южной Европе государ­ства возникли в эпоху железа. Там не требовалось таких обще­ственных работ, как при восточном (азиатском) пути возникно­вения государств. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственно­сти (Спарта).

В Афинах появление государства нередко называют класси­ческой формой происхождения государства. Оно возникло не­посредственно из внутренних, классовых противоречий, кото­рые развились в недрах родоплеменного общества.

В Древнем Риме процесс формирования классов и государ­ства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В основном про­цесс образования государства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (при­шлого населения) против патрициев (римской родовой знати).

Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой про­тив патрициев за власть они стимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства.

В Древней Спарте появление государства обусловлено не только внутриэкономическими причинами, но и завоеватель­ными походами, в результате которых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, а общинными ра­бами (илотами). Превышение количества илотов над спартан­цами и боязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формирование государства на базе специфической формы зем­лепользования. Здесь частная собственность на землю и рабов не допускалась, земля распределялась поровну среди общинни­ков на правах владения.

У древних германцев образование государства было ускоре­но завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле некогда могуще­ственной Римской империи. Путем возникновения прафеодального государства из первобытного строя шло развитие и госу­дарств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглаше­нием на княжение варягов.

В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин — экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами.

2.Система права: понятие и элементы.Система права - это объективно существующее внутреннее строение права.Это совокупность взаимосвязанных, согласованных и расположенных в определённом порядке по институтам и отраслям права юридических норм, в соответствии с особенностями и характером регулируемых ими общественных отношений. Элементами системы права выступают:- правовые нормы - базовый, первичный элемент системы права; Правовая норма — это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.- правовые институты - совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (совокупность однородных норм); Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права (институт собственности и наследования в гражданском праве, институт брака и развода в семейном).- отрасль права - совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений. Для определения отрасли права необходимо 2 критерия:предмет и метод правового регулирования.9 отраслей (конституционное, административное, уголовное, гражданское, финансовое, уголовно-исполнительное, семейное, трудовое, земельное) вместе называются материальной отраслью права, регулирующими непосредственно общественные отношения. 3 процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное) регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей. С 1 по 12 базовые области права.- подотрасль – это обособленная часть отрасли права. Это факультативный элемент системы права (некоторые отрасли имеют подотрасли, а некоторые нет), например, жилищное – подотрасль гражданского, налоговое – подотрасль финансового.Публичное и частное право.Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное право и публичное право.Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:1) интерес (если Ч.право призвано регулировать частные интересы, то П. – общественные, государственные)2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные, неимущественные отношения, то публичному – устройство и функционирование государства и его институтов);3) метод правового регулирования: если в частном праве господствует метод координации (равенство сторон. Наличие взаимных прав и обязанностей. Право устанавливает только общие правила поведения, за которые нельзя выходить, а внутри участники сами выбирают варианты поведения), то в П. – субординации (отношение власти и подчинения. Вариант поведения строго задан и никакие отклонения от него не допускаются).4) субъектный состав (если Ч право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).Публичное право- это область власти и подчинения, частное право – область свободы и частной инициативы. Между ними существует тесная взаимосвязь. Частное право не может существовать без публичного, так как оно опирается на публичное право, охраняется и защищается им. Билет №91.Внешние функции современного государства. Их виды и характеристика.

Внешние функции государства

1.Функция обороны: поддержание на достаточном уровне обороноспособности страны, защита независимости и территориальной целостности государства, выполнение международных обязательств. Носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами.

2.Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка предполагает создание условий для стабильного развития государства в условиях защищенности от внутр. и внешних врагов.

Приоритеты в деятельности России по обеспечению мира – это не допущение новой глобальной войны – горячей или холодной, укрепления обязанности не распространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Российское государство несет особую ответственность за подержание стабильности и порядка в современном мире.

3. Функция содружества с другими государствами в различных сферах странами включает в себя несколько подфункций:

1). Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка - предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями (ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов.

2). Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Проблемы в экономике одной страны в современных условиях неизбежно сказываются на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские учреждения и др.

3). Культурное и научно-техническое сотрудничество. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.

4). Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Такая деятельность широко проводится специализированными органами ООН и другими межгосударственными организациями.

5). Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Так Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Тем самым открылись благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса,

проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.

2. Структура правоотношения: понятие и элементы.Правоотношение - это общественные отношения, урегулированные нормами права.Состав правоотношений состоит из трех элементов: субъект, объект, содержание.1. Субъекты правоотношений - это физические (люди) и юридические (организации) лица, участвующие в правоотношении - обладающие субъективными правами и несущие юридические обязанности.К основным видам субъектов правоотношения относятся:- индивидуальные субъекты (физические лица: граждане, лица с двойным гражданством, иностранные граждане, лица без гражданства и т.п.).- коллективные субъекты правоотношений (юридические лица, общественные объединения,государственные органы, учреждения, предприятия, негосударственные организации, банки, фирмы и т.п.). - государство.2. Объект правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Это то по поводу чего сложилось правоотношение.Все объекты можно разделить на группы:- материальные блага (здания, сооружения, деньги, имущество и т.п.)- нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.)- продукты духовного творчества (произведения науки и искусства, открытия и изобретения и т.п.)- результаты действий участников правоотношений (ремонт, перевозка, поставка и т.п.)- ценные бумаги, документы (акции, дипломы, аттестаты и т.п.)Некоторые объекты имеют особый правовой режим: например, исключены из оборота – оружие, взрывчатые вещества.3. Содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей его участников.Субъективное право - это предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения (возможность выбрать вариант своего поведения).Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения (либо воздержания от совершения запрещенных законом действий (не посягать на чужую собственность), либо, напротив совершения активных действий (оплатить стоимость проезда при пользовании общественным транспортом).Билет №101.Понятие и сущность государства.

При попытке дать понятие государства необходимо, прежде всего, отметить, что государство – это организация, то есть объединение людей. Существует множество различных организаций: политические, религиозные, коммерческие, общественные и пр. Поэтому, когда формулируется понятие государства, то в нем должны быть отражены наиболее существенные черты (признаки) данной организации, которые отличают ее от других социальных общностей. Это сложная задача, так как государство, как и любая организация, явление абстрактное. Нельзя подойти, потрогать, описать государство, как это можно сделать с материальными объектами. Поэтому, тогда мы пытаемся определить признаки государства, то отмечаем специфику социальных связей (отношений), характеризующих данную организацию.

Среди таких признаков можно отметить:

1. публичная власть. Властные отношения существуют в практически любой организации. Но власть государства – это особая власть. Публичный характер государственной власти означает, что она распространяется на все общество, проживающее на определенной территории, руководит делами данного общества и представляет его во взаимоотношениях с другими народами.

2. суверенитет. В отличие от других видов власти, для государственной власти характерно ее верховенство на определенной территории по отношению ко всем другим видам власти (внутренний суверенитет). Верховенство государственной власти означает: а) всеобщность (распространяется на все социальные структуры общества; б) монополию на применение принуждения; в) общеобязательность требований государства и его способность отменять требования других социальных институтов.

Другим важным признаком суверенитета государства является независимость государства в международных отношениях (внешний суверенитет). Суверенитет означает, что никакое другое государство не может диктовать свои требования другому государству. Способность государства защитить свое верховенство на территории государства является необходимым условием сохранения суверенитета.

3. территориальность. Специфическим признаком государства является территориальный характер государственной власти. Публичная власть распространяется на определенную территорию. В состав территории государства входит земная поверхность в рамках государственной границы, внутренние и внешние (территориальные) воды, воздушное пространство над указанными территориями, недра и другие участки земной поверхности. Кроме того, в государстве существует внутреннее территориальное деление власти.

4. особый аппарат управления и принуждения (государственный аппарат). Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию, полицию и пр.).

5. Налогообложение. Налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

6. Неразрывная связь с правом. Право как таковое нельзя рассматривать как признак государства. В.Н. Протасов указывает, что право является скорее признаком присутствия государства в обществе. Но следует признать, что государство не может существовать без права. В праве находит свое выражение воля государства, посредством права государство реализует свою сущность. Многие правоведы указывают, что государство предназначено для претворения правовых начал в общественной жизни. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

Можно отметить существование и иных признаков государства (наличие государственных символов, государственного языка и пр.). Но особо стоит отметить существование такого признака государства, как государственная идеология. Данный признак говорит о том, что в государстве постоянно существует определенная система взглядов, идей которые определяют деятельность государства и зачастую служат оправданием факта существования государства, придают ему легитимность в глазах общества.

Таким образом, можно дать следующее определение государства:

Государство – это суверенная публичная политическая организация, которая при помощи специального аппарата управления и принуждения распространяет свою власть на население, проживающее на определенной территории, и закрепляет свои веления в общеобязательных правовых предписаниях.Основные подходы к пониманию сущности государства.Сущность государства — главное, что определяет его содержание, назначение ифункционирование. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.Существуют разные подходы к сущности государства:1. марксистско-ленинский подход. Выделяли сущность государства в его классовости. Государство выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов (эксплуатируемых) другими (эксплуататорами).2. правовое государство. Зародилось в Германии в 18-19 веке. Оно закрепляет положения – каждая деятельность должна совершаться в рамках закона:верховенство закона; независимость судей; разделение властей и т.д.На практике идеального правового государства нет вообще.3. технократический подход. Возник после второй мировой войны.А) государство менеджеров.Б) теория постиндустриального общества.В) теория государства всеобщего благоденствия.Власть в государстве нельзя доверять политикам. Управлять государством должныпрофессиональные менеджеры, технократы. Они свободны от политического влияния, следует рост производства, сотрутся социальные противоречия, следовательно, государство будет процветать.Билет №111. Форма гос. правления: понятие и виды.Форма правления - элемент формы государства, который определяет: систему организации высших органов государственной власти; порядок образования данных органов и сроки их деятельности; их компетенцию, порядок их взаимоотношений.Основными видами форм правления являются: монархия и республика.Монархия отличается следующими признаками:• главой государства является монарх, который пользуется своей властью по наследству;• деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет своиобязанности пожизненно. Монархия может быть:• абсолютной - монарх обладает неограниченной властью• ограниченной – власть монарха ограничена.А) конституционная монархия – власть монарха ограничена конституцией.Б) парламентская монархия - власть монарха ограничена парламентом.В) дуалистическая – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. Власть монарха ограничена, но незначительно.Нетрадиционная форма монархии – выборная монархия. Монарха избирает узкий круг. Республики характеризуются следующими основными признаками:• высшие органы государственной власти избираются народом;• деятельность данных органов ограничена определенным сроком;Основными видами республик являются:Президентская республика. Президент – глава исполнительной власти.Существует специальная процедура избрания президента: а) непосредственная – каждый избиратель может проголосовать за или против; б) опосредованное избрание – 2ступени (избиратели избирают выборщиков от каждого штата, а они избирают президента). Правительство формируется президентом.Парламентская республика. Парламент – высший орган государственной власти. Партия получившая на выборах большинство мест в парламенте выдвигает кандидатуру премьер министра и поручает ему сформировать правительство. Правительство полностью подотчетно парламенту. Правительство формируется парламентом.Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.Нетрадиционные формы республик: суперпрезиденская – это такая форма правления президент приходит к власти через выборы, но с приходом к власти выборы не проводит.В РФ форма правления –президентская республика, не в чистом виде.

В России идет процесс формирования новой российской государственности и ее правовой системы (10 лет). Этот процесс начался,когда была принята декларация независимости, которая устанавливала основные принципы – разделения властей, верховенства закона, конституционного контроля и прав человека. Изменилась правящая идеология, экономическая функция меняется дважды – сначала полностью либеральная, а сейчас все более и более строгая со стороны государства. Внешние функции тоже меняются. Они становятся более цивилизованными и позволяют России участвовать на международной арене. Форма правления – республика, но ее вид определить сложно, ближе к президентской, а по конституции – смешанная форма, президентско-парламентская. На самом деле у президента больше полномочий на деле – например, 7 федеральных округов с полномочными представителями, Госсовет, который играет большую роль, но не прописан в конституции. По государственному устройству – федерация смешанная (национальная + территориальная), ассиметричное государство. Политический режим – переходной, т.е. у нас есть многопартийность, выборы, ротация власти тип. Политологи называют его либерально-авторитарный.

Наши рекомендации