Xxvi. навязывание собственного видения вопроса или своего вывода

Краткое описание

Навязывая жертве собственное видение вопроса, манипулятор, не убеждая первого в своей точке зрения открыто, «просто рассуждает вслух». Ни к кому, вроде бы, особенно не обращаясь, он высказывает свои аргументы в такой форме, максимально поддерживающей манипулятивную установку и разрушающей альтернативную, не угодную манипулятору, точку зрения. Для этого используются соответствующие аргументы, искажение информации, ложные трактовки и умалчивание о тех фактах, которые не выгодны манипулятору.

Используя навязывание аудитории своего видения обсуждаемого вопроса или своего вывода из имеющейся информации — простой по сути, но достаточно сложный в исполнении прием манипуляции сознанием. Фактически это версия приема «навязывание необъективной/недостоверной информации», только выполненная более тонко и с большим профессионализмом. Манипулятору не имеет смысла «в лоб» убеждать жертву в своем мнении, навязывать ей свою манипулятивную установку, заявляя: как я считаю, так и ты тоже считать должен! Без достаточно серьезных средств убеждения жертва просто не поверит манипулятору, «закроется» от его воздействия и цель им достигнута не будет. Следовательно, требуется каким-то образом убедить жертву (аудиторию) в том, что ситуация обстоит именно так, как она видится манипулятору (и как он пытается убедить в этом окружающих). Чаще всего в качестве таких средств убеждения используются «логические выкладки», изощренно-искаженные факты или их трактовка. Делается это с помощью, как правило, «изящной» софистики, потоков болтовни, когда логика подменяется манипулятором потоками слов, элегантно-красивых речевых оборотов, наводящих вопросов и т. п. Все это призвано сбить с толку жертву, отвлечь ее от реальных фактов, убедить, что никто ее не обманывает — просто вот умный человек высказывает свое мнение, пытается его аргументировать, ничего не утаивая, а зачастую и спорит с собой, «познавая истину». Раз он такой умный — он и высказывает свое мнение умно, элегантно «жонглируя» словами и фразами, показывая собственную высочайшую интеллектуальность... Здесь для убеждения жертвы используется целый арсенал манипулятивных приемов: мозаичность информации , оглупление темы разговора в различных комбинациях, использование допущений как аргументов , разные формы тенденциозного обращения с информацией , «птичий язык» и зачастую многое другое.

XXVII. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД

Краткое описание

Манипулятор для проведения в сознание жертвы своей манипулятивной установки выбирает (или, нередко, сам совершает) некое действие, на примере которого может обосновать свою позицию. Действие, на которое он ссылается — событие, высказывание, исторический процесс и т.п. — подбираются таким образом, чтобы максимально полно и убедительно доказать его объективность и истинность его установки.

Прием «информационный повод» исключительно широко известен в рекламной среде как образец использования рекламных технологий в их «классическом» амплуа — для увеличения реализации товаров и услуг конкретного их производителя или поставщика. В этом случае магазин (фирма-изготовитель, дистрибьютор и пр.), «цепляясь» к какому-либо событию, а то и просто выдумывая его, заявляет: в связи с этим мы объявляем грандиозные скидки (беспрецедентную распродажу, специальное предложение всем пришедшим в этот день покупателям или какой-либо отдельной их группе и пр.). Например, скидки «нашим прекрасным покупательницам в 8 марта» или «нашим дорогим ветеранам к 9 мая». Как вариант изобретения повода может служить «день рождения нашего магазина», «вывод на рынок нового товара (услуги)» и т. п. Цель не только в увеличении продаж, но и в дополнительном напоминании фирмы-рекламодателя о себе, о предлагаемых ею товарах. Ради того, чтобы эффективнее проталкивать информацию о рекламодателе на рынок, используется любой минимально разумный повод — что, собственно, и дало название данному приему. В манипуляции сознанием суть этого механизма остается практически неизменной — разве только используется он более тонко и умело. Ведь и «ставки» в политической манипуляции сознанием неизмеримо выше, нежели увеличение продаж ботинок или закрепление в мозгу потенциального покупателя имени фирмы, их производящей. В политике далеко не всегда имеется возможность честно объявить аудитории жертв истинные причины, мотивы и желания, двигающие манипулятором. Чаще такая возможность отсутствует в принципе. Скажи манипулятор об этом честно — ему вряд ли удастся обеспечить себе необходимую поддержку в обществе или минимальную видимость легитимности его действий.

Заключение написанное С. Смирнова к своей книге «Манипуяция сознанием 2», приведу его с небольшим сокращением:

«У того, кто прочел настоящую книгу, может сложиться впечатление, что автор сгущает краски. Ну не может же быть так, чтобы в сегодняшнем мире манипуляция сознанием была ПОВСЮДУ! Увы, придется огорчить читателя: может. И «уложить» в голову это тоже необходимо. Как необходимо, для любого нормального человека, заучить наизусть и вбить в головы своим детям: «если пьешь с ворами — опасайся за ценные вещи» и «если поздно пьяный возвращаешься по темным закоулкам — велика вероятность попасть в скверную историю». Подобные правила в жизни есть не что иное, как элементарная техника безопасности, соблюдение которой необходимо для выживания и минимизации неприятностей. Как в случае с уличными грабителями, так и с манипуляцией сознанием.

Ее массовость и вездесущесть объясняется уже не только кознями «мировой закулисы». Нет, дело гораздо страшнее. Манипулирование сознанием выгодно.»

Получается, что система Матрицы воспроизводит сама себя, т.е. она вышла из под контроля «особо одарённых». Потеря контроля произошла много лет назад, но всё же вожжи от разрушительного военного оружия, находятся у НАТО, которое подчиняется «особо одарённым»

Вернёмся к словам С. Смирнова.

«Издателю журнала, какого-нибудь очередного Cosmopolitan'a, THE! («Ты Настоящий Европеец!») или Cool girl нужно распродать тираж и рекламные площади. Значит, надо все ми силами убеждать аудиторию, что именно так, как пока и но на страницах этих таблоидов, и надо жить. И делать его нужно красиво, увлекательно, глянцево-гламурно. И рекламодателям понравится такая манера подачи информации, и читателям (вернее, «смотрителям») издания. И станет раскручиваться маховик дебилизации населения и, особенно, молодежи, для которой в итоге ничего ценнее собственного маникюра не останется.

Корыстная любовница, ложащаяся в мужчиной в постель не из-за искренней симпатии, а ради выгоды, чтобы вытрясти из своего молодого человека побольше денег, подарков и поездок «отдохнуть», начнет «крутить ему мозги», добиваясь, чтобы он все забыл и только платил за нее. Это тоже манипуляция; где-то более простая, а где-то более сложная, нежели в политике.

Политику нужно показать тем, кто дает ему деньги, что «он еще ого-го!». И он станет орать, что он «за бедных, за русских!», что если не будет демократии — всей стране конец или, что самое страшное, — если именно его не выберут в парламент. Как обосновать это, политик придумает. Главное, что он коммерчески заинтересован в том, чтобы убедить в этом как можно больше людей...

Питательной средой для манипуляции сознанием является коммерческая заинтересованность в ней тех, кому чет то нужно добиться от окружающих. Так торговец наркотиками продает свое смертоносное зелье не потому, что он такой злой и хочет отправить на тот свет как можно больше молодежи. Просто ему ВЫГОДНО продавать наркотики. А какой-то части представителей «правоохранительных органов» выгодно получать с этого процент. Они не злые, не чудовища — это обычная рыночная экономика. Так и манипуляция сознанием: она выгодна, ее не преследуют, за нее не наказывают. И потому она существует постоянно, как эпидемия наркомании, пожирая все больше и больше людей.

Противостоять ей трудно, зачастую даже труднее, чем наркомании. Прием наркотика — конкретное физическое действие, заметное и осязаемое. Взять в руки таблетку, положить ее в рот и проглотить; взять шприц, набрать в него «дозу», надеть иголку и воткнуть себе в вену; рассыпать по столу «дорожку» и «занюхать» ее — все это действия, которые, что называется, видны и которые можно не совершать, чтобы потом не нужно было и прекращать. Не совершил — и избавился, хотя бы на время, от проклятья наркотической зависимости. Но как уберечься от наркотика, который вливается в человека постоянно, ежечасно, понемногу, практически незаметно и с непреклонной регулярностью? Такие «инъекции» не видны, их трудно, а порой просто невозможно разглядеть. И когда их нет какое-то время (человек уехал в лес, где не берет сотовый телефон и нет радио) — вроде и «ломки» нет. Поначалу... Как быть в этой ситуации?

Выше мы убедились: манипуляция опасна тем, что ее последствия разрушают привычную, более-менее безопасную среду обитания человека в государстве-социуме. В практической жизни это означает, что «атомизированные» люди не придут на помощь в трудную минуту, спокойно «поставят подножку» в карьерном росте. Увеличится вероятность вечером, возвращаясь после вечеринки с друзьями, стать жертвой деклассированных молодых маргиналов, которые в традиционном обществе, с большей вероятностью, ходили бы в спортсекции или увлекались бы коллекционированием марок. Ребенка нельзя выпустить одного на улицу: количество психически неадекватных, опасных для окружающих безумцев, да и просто уличных подонков, у которых рука не дрогнет напасть на маленького ребенка, резко возрастает (манипуляция разрушает моральные и правовые «тормоза» у таких людей). Когда после Беслана в России СМИ заговорили о необходимости оборудовать все школы системой сигнализации и надежными ре шетками (чтобы сдерживать террористов), это была чистой воды манипуляция сознанием. Вместо реального действия (реальной борьбы с теми, кто стоит за организаторами террористических актов, и реального изменения системы, порождающей теракты, так чтобы пресечь эту тенденцию) обществу показали имитацию действия («повсеместная установка сигнализаций и решеток в школах» — как будто это остановит политических-бандитов, направленных тем же самым правительством, которое распорядилось решётки поставить.). В это время бандиты чувствуют себя более вольготно , а общество, люди, в итоге привыкают к тому, что «это нормально, всегда так было»... Такая привычка — самое страшное, что только может быть. Она заставляет людей смиряться с чудовищностью происходящего и осложняет действия здравой части общества, направленные на принципиальное изменение ситуации к лучшему.

Противодействие таким тенденциям может быть только одно: максимально эффективная поддержка обществом положительных тенденций в стране и блокирование отрицательных.» ( Авт. Без силового народного вмешательства никаких изменений к лучшему не будет!)

Разрушение матрицы

На вопрос о плане, в соответствии с которым следует действовать, дабы не только противостоять Матрице, но и начать её разрушение, пока не стоит. Тому есть огромная причина – нет людей, готовых противостоять «особо одарённым». Вернее какое-то количество всётаки есть, но все разрозненные, привыкшие выступать на кухнях, а пословица русская гласит: «Один в поле, не воин». Не зря же манипуляторы разделяли людей, стравливали их, сумели создать и внедрить «аутизм», «атоминизацию общества» ( от слова атом – «атом атому не товарищ») . Результат раздробленности общества сегодня на лицо. На всей планете одна страна активно противостоит Матрице и то, не по своей воле, а потому что так сложилось. Речь идёт о Ливии. Россия же сегодня представляет жалкое зрелище – «пьяный, отуплённый зверь, с признаками амнезии».

В руках русских людей есть инструменты борьбы с мировым империализмом, да не выработаны приёмы. К доступным русскому народу инструментам относятся, главным образом, знания, большая часть которых изложена в данной этой книге. Но зачем нужны знания, если нет желания у людей их получать и использовать?

Приёмы могут появиться только в процессе активной фазы борьбы, не раньше. Вы можете себе представить, что человек научится играть в хоккей, на профессиональном уровне, если будет читать книги с инструкциями? Практика, только практика, совместно с теорией – иного варианта не существует, ведь Природа одна на всех и людям её никак не изменить. Так давайте следовать законам природы, следовательно законам логики – законам БОГа, отчасти выраженных в заповедях.

Сколько же можно наблюдать за убийством женщин, детей, стариков? Противно жить среди рабов. Да ладно бы они были сообразительными, старались освободиться, ан нет, рабы с каждым годом всё более тупые и ленивые – тучи всё плотнее закрывают «солнце» , ввергая человечество во тьму – точно как в фильме Матрица.

Борьба с Матрицей реально начнётся только когда появится стойкий лидер, который станет стелой, вокруг которой начнёт собираться народ. Этой стелой сегодня не может выступить человек – он слишком уязвим. Посмотрите на фотографии на которых Ленин выступает перед рабочими возвышаясь над площадью. Задумайтесь, как легко было ещё тогда произвести выстрел из винтовки, который мог предупредить СССР вообще. Восторгаюсь Лениным, Сталиным, которые возглавили борьбу с Матрицей, смело смотря ей в прямо в глаза. Однако сегодня подобное поведение не возможно – теперь людей убивают наблюдая за ними из Космоса, и производя выстрел по цели с другого континента.

Для начала борьбы с Матрицей остаётся делать ставку на распространение информации в анонимном виде, используя почту, Интернет, простое копирование. Задача овладеть знаниями как можно большему количеству людей. Причём показатель роста мыслительных способностей будет очевиден – на сайте «Вконтакте» самой многочисленной группой будет не Матрица в лице cjmedu-club, а например группа «ЗДОРОВАЯ РУСЬ – РОССИЯ УКРАИНА БЕЛАРУСЬ – ОБЩЕЕ ДЕЛО» http://vkontakte.ru/zdorovaja_rus .

Данная книга не имеет обозначенного автора в силу того, что информация в ней собрана из различных источников, причём авторы не знаю про использование (объединение и структурирование в одном реферате под названием «Горе без ума») их трудов. Да и авторы используемых книг не смогут много понять общей картины, т.к. владеют только какой-то одной используемой подсистемой - это выяснилось по ошибкам найденных в текстах, например С. Г. Кара-Мурза не знает «Новой Хронологии», а Фоменко с Носовским вряд ли изучали Саногенез и всевозможные современные приёмы «манипуляции сознанием». Зато с помощью этой книги, теперь у нас у всех есть возможность увидеть общую картину мира в котором нам посчастливилось жить.

Давайте пофантазируем на тему уничтожения Матрицы. Представим, что атмосфера в России, Украине и Беларуси, как основных славянских территорий, настолько накалилась из-за интервенции войск и слуг Матрицы, что всё население впало в панику. Понятно, что единственный выход перестать паниковать – это успокоиться, что возможно сделать только через получение необходимых знаний, позволяющих взять некий контроль над ситуацией в свои руки, т.е. понимать происходящее, уметь предвидеть действия врагов. Люди начнут судорожно искать ответы на свои вопросы. И вот в их руки попадает книга «Горе без ума», которая рассказывает в общих чертах о реальном мире, используя наполнение сознание читателя объективными знаниями. В итоге, люди начинают выходить из транса созданного Матрицей, посредством логики, опирающейся на базовые знания процессов мирозданья. При этом физически люди развиться никак не смогут, да и здоровье уж поправить не получится – война есть война, раньше надо было думать.

И вот люди, с трезвыми мозгами, осознают, что только открытая борьба, может спасти большую часть русского населения. При этом вспоминаются или изучаются необходимые знания и умения для выживания в экстремальных условиях, для ведения активных боевых действий при защите Родины. Начинает складываться общество, похожее на коммунистов, из которого выявляются лидеры – командиры. Народ начинает сплачиваться и вырастает в силу, способную осуществить революцию на своей территории. Хотя революцией происходящее уже не назвать – идёт реальная войны. Уже сегодня войска западных интервентов, в лице Путина, Медведева на законодательном уровне уничтожают русское население, причём нагло и не всегда даже прикрываясь юридическими законами. Так например принятие закона о единой социальной карте гражданина РФ идёт в разрез с конституцией, и при этом общество даже в Интернете не возмущается – «схавали» так сказать.

Когда народ сплотится, начнутся действия по вооружённому уничтожению всех, кто причастен к Матрице, т.е. всех чиновников, иностранных граждан, прибывших из США и Европы, т.к. «голова» ЦРУ и Ватикана находится именно там. Русские люди должны воссоздать «железный занавес» для славянских людей, для того чтоб окрепнуть физически для начала интеграции с рабами из других стран по всему миру. Всё это время войска НАТО не перестанут наносить удары по славянским землям. Оружие массового поражения использоваться скорее всего не будет, т.к. Запад рассчитывает занять наши территории после полного уничтожения русских, а потому будет беречь «свои потенциальные» территории. Но они ещё не знают и до конца не поймут, что они проиграли русским с самого начала, т.е. ещё в 1453 году. Да, крови они высосали много, даже очень много, но «Русский ДУХ», для них недостижимый результат развития.

Когда же произойдёт слияние народов всего мира в единой борьбе против культуры запада – Матрицы – Ватикана – «дикого капитализма» - империализма, то тогда и начнётся наступление и полное уничтожение прокажённой системы. Видимо путь к мировому коммунизму неизбежен, ведь никакой другой модели не противоречащей логике не существует. Да и чего плохого в том, что весь мир будет жить в Раю, а не в Аду. Конечно, тем кто всё же пожелает иметь свой Ад. Никто запрещать не будет, тем более что система «Инь и Янь» в любом случае останется на Земле. Вот только зло должно быть раз и навсегда полностью подчинено и загнано в клетку. Из этой клетки надо сделать полигон, для воспитания и мотивации тех, кто в силу каких-то причин вдруг заболеет страшной болезнью называемой «атомизмом».

Сегодня людей, обладающих пониманием происходящего владея объективным «здравым смыслом» очень и очень мало. Почти все они выслуживаются перед Матрицей, т.е. наши с вами враги. Они владеют знаниями, которые в своё время создавались теми, кто был настроен на борьбу с западной культурой. Однако в войне идеологий победу одержал Запад и все знания русских по духу людей, как трофей, перешли в руки «Зла».

Есть для нас очень хорошая новость – враг не сам придумал технологии разрушения в людях «здравого разума», значит он обладает лишь пониманием механизмов, но не является носителем того «культурного ядра» из которого произошло зарождение цивилизации, следовательно, он не может предугадать как будет протекать процесс матаморфозы русского самосознания. В этом наш шанс.

Запад ожидает от русских только то, что он вычитал в книгах, написанных самими русскими по духу. Грубо говоря у Запада нет времени на то, чтоб что-то придумывать, у него есть время воровать идеи, средства, возможности. Вся западная культура – это запрограммированный механизм, следовательно мы должны нарушить западную логику, что повлечёт за собой панику уже в рядах тех, кто считает панику оружием, разрушающем сознание, и активно использует против нас с вами. Для победы врага следует изучить как свои пять пальцев. Короче, «кто к нам с мечём придёт, тот от него и погибнет!».

Западная цивилизация вся выстроена на эгоистических желаниях, т.е. на множестве связей, возникших между всеми членами от всяческих «хотелок» по отношению друг к другу, значит если мы, станем наносить совсем крошечные удары по этим связям, то возникнет «ядерный взрыв» – Европа залезет под столы и в шкафы, где и будет мирно подыхать от инфарктов. Именно это нам и нужно. Запад уничтожил СССР через манипуляцию сознанием, а мы можем их уничтожить через посеянные ужас и тотальную панику. Например разбивать аппараты, для осуществления транзакций по безналичному расчёту в магазинах, бить стёкла в домах обывателей придерживающихся западной культуры – это вызовет такой панический страх, да такой, что Земля от их ног затрясётся. Сами по себе незамысловатые действия вызовут масштабную реакцию, ведь Ватикан привык только нападать.

Более того, число тех, кто руководит Матрицей очень не велико, при желании всех их можно элементарно перестрелять. В России достаточно ликвидировать всех засветившихся ведущих на радио «Эхо Москвы» после чего, все западные марионетки на телеэкранах в РФ выдадут себя своими трясущимися руками и в срочном порядку убегут прятаться под стол в обожаемом ими США..

И всё же главным оружием, которым мы в состоянии уничтожить Матрицу является возвращение в наши головы «трезвого ума, в трезвой памяти» или роста «здравого смысла».

Для активации в русском сознании «великого русского духа» требуется то, от чего можно оттолкнуться, т.е. сдвинуться с «мёртвой точки», а потом с умилением воскликнуть: - «лёд тронулся!». По моему мнению, точкой опоры, от которой можно оттолкнуться, является учение Антонио Грамши,о котором в книге «Манипуляция сознанием « говорит С.Г. Кара-Марза. Приведу его слова:

«Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии, депутат парламен­та, был арестован фашистами в 1926 г., заключен в тюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии 1934 г. и умер в 1937 г. В начале 1929 г. ему разрешили в тюрьме писать, и он начал свой огромный труд «Тюремные тетради». Опубликован он был впервые в Италии в 1948-1951 гг., в 1975 г. вышло четырех­том­ное научно-критическое издание с комментариями. С тех пор переиздания на всех языках, кроме русского, следуют одно за другим, а исследовательская литература, посвященная этому труду, необозрима — тысячи книг и статей. На русском языке вышла примерно четверть «Тюремных тетрадей», а с начала 70-х годов, когда на всех парах пошла скрытая подготовка к перестройке, на имя Грамши идеологи КПСС наложили полный запрет (хотя судя по косвенным признакам можно сказать, что самими идеологами перестройки работы Грамши усиленно изучались).

Поводом (совершенно надуманным) для изъятия Грамши из оборота служили его якобы глубокие расхождения с Лениным. На деле причина, видимо, в том, что учение Грамши было положено в основу всей грандиозной кампании по манипуляции сознанием населения СССР для проведения «революции сверху».

«Тюремные тетради» были написаны Грамши не для печати, а для себя, к тому же под надзором тюремной цензуры. Читать их непросто, но усилиями большого числа «грамшеведов» восстановлен смысл почти всех материалов, и расхождения в толковании невелики. В целом речь идет о важном вкладе почти во все разделы гуманитарного знания — философию и политологию, антропологию (учение о человеке), культурологию и педагогику. Этот вклад Грамши сделал, развивая марксизм и осмысляя опыт протестант­ской Реформации, Французской революции, русской революции 1917 г. — и одновременно опыт фашизма. Он создавал таким образом, новую теорию государства и революции — для современного общества (в развитие и, пожалуй, преодоление, ленинской теории, созданной для условий крестьянской России). Одна­ко оказалось, что, работая ради победы коммунизма, Грамши сделал множество открытий общенаучного значения.

Как известно, «знание — сила», и этой силой может воспользоваться любой, кто знание освоит и получит возможность применить. Огонь помог человеку выйти из первобытного состояния, хотя человек, отправленный на костер Инквизиции, может и помянуть недобрым словом Прометея, укравшего у богов огонь для людей. Теорией, созданной коммунистом, эффективно воспользовались враги коммунизма (а наши коммунисты ее и знать не желают). Грамши в этом не виноват.

Если сегодня открыть крупную западную научную базу данных на слово «Грамши» (например, огромную американскую базу данных «Диссертации»), то просто поражаешься, какой широкий диапазон общественных явлений изучается сегодня с помощью теорий Грамши. Это и ход разжигания национальных конфликтов, и тактика церковной верхушки в борьбе против «теологии освобождения» в Никарагуа, и история спорта в США и его влияние на массовое сознание, и особенности нынешней африканской литера­туры, и эффективность тех или иных видов рекламы. Пожалуй, если 20-30 лет тому назад прагматическое западное обществоведение считало обязательным использовать для анализа всех важных общественных процессов методологию классического марксизма (конечно, наряду с другими), то сегодня считается необходимым «прокатать» проблему в понятиях и методологии Грамши[3].

Один из ключевых разделов труда Грамши — учение о гегемонии. Это — часть общей теории революции как слома государства и перехода к новому социально-политическому порядку. Вот, кратко, суть учения, прямо касающаяся нашей проблемы.

Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти — не только принуждение, но и убеждение. Овладение собственностью как экономическая основа власти недостаточно — господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается[4].

Таким образом, государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух китах — силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемони­ей. Гегемония — не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. При этом «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения». Иными словами, принуждение — лишь броня гораздо более значительного содержания. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. Грамши дает такое определение: «Государство — это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых»[5].

Речь идет не просто о политике, а о фундаментальном качестве современного общества Запада.

Если главная сила государства и основа власти господствующего класса — гегемония, то вопрос -стабильности политического порядка и, напротив, условия его слома (революции) сводятся к вопросу о том, как достигается или подрывается гегемония. Кто в этом процессе является главным агентом? Каковы «технологии» процесса?

По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии — «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил, а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли — условие революции. Создание этого условия — «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Это — не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве»[6].

Мы помним, как такое длительное гигантское усилие создавала идеологическая машина КПСС в ходе перестройки, прежде чем в сознании «совка» было окончательно сломано культурное ядро советского общества и установлена, хотя бы на короткий срок, гегемония «приватизаторов». Вся эта «революция сверху» (по терминологии Грамши «пассивная революция») была в точности спроектирована в соответствии с учением о гегемонии и молекулярной агрессии в культурное ядро. Советник Ельцина философ А. И. Ракитов открове­нно пишет в академическом журнале: «Транс­формация российского рынка в рынок современного ка­питализма требовала новой цивилизации, новой общественной орга­низации, а следовательно, и радикальных изме­не­ний в ядре нашей культуры».

На что в культурном ядре надо прежде всего воздействовать для установления (или подрыва) гегемонии? Вовсе не на теории противника, говорит Грамши. Надо воздействовать на обыденное сознание, повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия — неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. «Массы как таковые, — пишет Грамши — не могут усваивать философию иначе, как веру». И он обращал внимание на церковь, которая поддерживает религиозные убеждения посредством непрестанного повторения молитв и обрядов.

Сам Грамши прекрасно отдавал себе отчет, что за обыденное сознание должны бороться как силы, защищающие свою гегемонию, так и революционные силы. И те, и другие имеют шанс на успех, ибо культурное ядро и обыденное сознание не только консервативны, но и изменчивы. Та часть обыденного сознания, которую Грамши назвал «здравый смысл» (стихийная философия трудящихся), открыта для восприятия коммунистических идей. Здесь — источник «освободительной гегемонии». Если же речь идет о буржуазии, стремящейся сохранить или установить свою гегемонию, то ей важно этот здравый смысл нейтрализовать или подавлять, внедряя в сознание фантастические мифы.

Кто же главное действующее лицо в установлении или подрыве гегемонии? Ответ Грамши однозначен: интеллигенция. И здесь он развивает целую главу о сути интеллигенции, ее зарождении, роли в обществе и отношении с властью. Главная общественная функция интеллигенции — не профессиональная (инженер, ученый, священник и т. д.). Как особая социальная группа, интеллигенция зародилась именно в современном обществе, когда возникла потребность в установлении гегемонии через идеологию. Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса — главный смысл существования интеллигенции.

Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги. Грамши пишет: «Интеллигенты служат «приказчиками» господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления». Правда, всегда в обществе остается часть интеллигенции, которую Грамши называет «традиционной» — та интеллигенция, которая служила группе, утратившей гегемонию, но не сменила знамя ( т.е. осталась с привычным мировоззрением). Обычно новая получившая гегемонию группа старается ее приручить. Кроме того, общественные движения, созревающие для борьбы за свою гегемонию, порождают собственную интеллигенцию, которая и становится главным агентом по воздействию на культурное ядро и завоеванию гегемонии.

Это — очень короткое и упрощенное изложение некоторых пунктов учения Грамши. Думаю, уже из этого изложения видно, насколько плодотворной и обширной является эта концепция. Грамши был одним из тех, кто заложил основы нового обществоведения, преодолевшего истмат (в его и марксистской, и либеральной версии). Недаром его имя называют в одном ряду с именами М. Бахтина в культурологии, М. Фуко и других новаторов в философии. Грамши — один из первых философов, которые почувствовали новую научную картину мира и перенесли ее главный дух в науку об обществе[7].

Опираясь на теорию Грамши, культурологи объясняют роль вещи («ширпотреба») в установлении и поддержании гегемонии буржуазии в западном обществе. Вещи (материальная культура) создают окружающую среду, в которой живет средний человек. Они несут «сообщения», оказывающие мощное воздействие на обыденное сознание. Если же вещи проектируются с учетом этой их функции как «знаков» («информационных систем из символов»), то в силу огромных масштабов и разнообразия их потока они могут стать решающей силой в формировании обыденного сознания[8]. Именно дизайн ширпотреба (особое место в нем занимает автомобиль, а сегодня смартфон iPod фирмы Apple ) стал в США главным механизмом внедрения в сознание культурных ценностей (создания и сохранения «культурного ядра»). Специалисты особо отмечают способность этого механизма к эффективной «стандартизации и сегментации» общества.

Стандартизация и сегментация — важное условие гегемонии в гражданском обществе, где требуется сохранять «атомизацию», индивидуализацию людей. Но в то же время надо соединять «сегменты» связями, не приводящими к органическому единству — безопасными для гегемонии. Как показали исследования по методологии Грамши, эффективным средством для этого стал в США спорт. Он порождал такие символы и образы, которые связывали мягкими, ни к какому социальному единству не ведущими связями самые разные сегменты общества — от негритянского дна до буржуазной элиты. Спорт создавал особый срез общей массовой культуры и обыденного сознания.

Очень интересны исследования отдельных более частных случаев, когда противостоящие силы сознательно планировали свою кампанию как борьбу за гегемонию в общественном сознании по конкретному вопросу. Так было, например, в кампании Тэтчер по приватизации в 1984-1985 гг. Английские профсоюзы, противодействующие приватизации, пытались склонить на свою сторону общественное мнение, но проиграли соревнование за гегемонию. В общем, англичане дали согласие на приватизацию и отшатнулись от тэтчеризма только когда испытали ее последствия на своей шкуре.

Методология Грамши хорошо вскрывает суть деятельности со­зданной по инициативе Н. Рок­фел­лера «Трехсторонней комиссии» под руководством З. Бжезинского. Это — одна из самых закрытых и влиятельных организаций теневого «мирового правительства». В нее входит около трех сотен членов из США, Европы и Японии. Цель — стабилизировать новый мировой порядок, добившись беспрепятственного доступа транснациональных корпораций во все страны мира, особенно в финансовую сферу и энергетику. Признано, однако, что в действительности Трехсторонняя комиссия способствовала возникновению нынешнего глобального финансового кризиса и в целом дестабилизации мира по сравнению с 70-ми годами. Но для нас важен другой вывод: эта теневая организация смогла мобилизовать во всех главных странах влиятельные силы для воздействия на общественное мнение так, чтобы «неприятные» последствия ее деятельности вообще исчезли из публичных дебатов. Эти силы (ученые, пресса, «духовные лидеры») смогли в мировом масштабе так повлиять на обыденное сознание, что люди как бы перестали видеть очевидное. У них отключили «здравый смысл».

Наконец, совершенно в логике учения Грамши велся либеральной интеллигенцией подрыв гегемонии социалистических сил в странах Восточной Европы. В США сделаны диссертации о роли театра в разрушении культурного ядра этих стран — захватывающее чтение (сам Грамши в своей теории гегемонии также уделял большое место театру, особенно театру Луиджи Пиранделло, который немало способствовал приходу к власти фашистов в Италии[9]). Так, например, рассмотрена работа известного в ГДР театра Хайнера Мюллера, который в своих пьесах ставил целью «подрыв истории снизу». Это — типичный пример явления, названного «анти-институциональный театр», то есть театр, подгрызающий общественные институты. Согласно выводам исследования, постановщики сознательно «искали трещины в монолите гегемонии и стремили<

Наши рекомендации