Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности.
Положение о ведущей роли культурного контекста в развитии человека. Трактовка понятия «культура» с позиции философии (Г.Ф. Гегель, Э. Гуссерль, И. Кант, Ф. Ницше, Г. Риккерт, В.Ж. Келле, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, М.Я. Ковальзон, В.М. Межуев, М.Б. Туровский, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский и др.);антропологии(Р.Бенедикт, Э. Тайлор, Э. Сепир, К.Уислер, Р. Линтон и др.); социологии (Т.И. Заславская, Ю.М. Лотман, Р.В. Рывкина и др.); аксиологии (А.А.Пилипенко, И.Г.Яковенко, В. Ядов, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган и др.), педагогики (М.В.Богуславский, Е.В.Бондаревская, Б.З.Вульфов, В.П.Зинченко, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Г.Н.Филонов и др.).
Функции культуры (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган и др.): человекотворческая (гуманистическая); гносеологическая (познавательная); информационная; коммуникативная; ценностно-ориентационная; нормативно-регулирующая. Культура в системе педагогического образования (М.В.Богуславский, Е.В.Бондаревская, Б.З.Вульфов, В.П.Зинченко, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Г.Н.Филонов и др.). Культурологический подход как основной метод проектирования и развития образования (Е. В. Бондаревская, В.П.Борисенков, М.М.Бахтин, А.А.Греков, Р. М. Чумичева и др.)
Специфика функций ценностей (Н.А.Асташкова, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.П.Тугаринов и др.): смыслообразующая (одна из центральных, поскольку соединяет содержательные и процессуальные аспекты образования, стимулирует интеллектуальную инициативу); оценивающая, выражается в развитии у участников педагогического процесса адекватной оценки явлений действительности и духовной жизни; функция ориентации, связанна с возможностями на основе заданных параметров «иерархии ценностей» определить приоритетное положение личностных, профессиональных характеристик; нормативная, «узаконивает» составляющие компоненты аксиосферы педагога, воспитанника, системы их взаимоотношений; регулирующая, направляет развитие системы образования, субъектов этой системы в русло национальных и общечеловеческих ценностей; контролирующая, позволяет отслеживать уровни сформированности ценностных ориентаций личности, развитие ценности в культурно-историческом контексте. Понимание смысла (В. П.Тугаринов, А.А.Пилипенко, И.Г.Яковенко и др.) как специфического состояния переживаемого «Я – сознания», выделенного в семиотических кодах культуры.
2.2. Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века.
Возникновение философии ценностей (аксиологии) как отдельной отрасли во второй половине XIX века. Понятие ценности с точки зрения философии: ценность как объективный феномен (Платон, Г. Лотце, М. Шелер, Н. Гартман, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, Э. Трельч, В. Франкл и др.); пониманиеценности как субъективного феномена, имеющего своим источником совокупность интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности проявляющихся вовне (А. Шефтсбери, И. Кант, Ф. Достоевский, А Гусейнов и др.); понимание ценности как субъектно-объектного феномена, имеющего свою природу и проявляющегося только в отношениях между субъектом и объективным бытием: (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль, И. Хейде и др.).
Структура ценностей по Л.В.Баевой ее компоненты: интенциональность; символ; понятие, три уровня,в которых существует и проявляется ценность: значимость; смысл; переживание. Основные подходы к классификации ценностей(Платон, И. Кант, Н. Гартман, П. Розова, В.П. Тугаринов, Е. В. Бондаревская, Е.В. Фоменко, Э.В. Соколов, Н.И. Непомнящая, И.А. Захарченко, Р.М. Чумичева, Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Г.П. Выжлецов, Г.Д. Дмитриев и др.). Понятие«ценностное отношение» раскрываемое с позиции взаимосвязи между человеком и свойствами того или иного объекта (В. Брожик, О.Б. Дробницкий, М.Г. Казакина, А.А. Ручка, В.П. Тугаринов и др.).
Основные научные подходы, посвященные смыслу и смыслообразованию:психологический (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, В. Штерн, К. Рождерс, В. Франкл, Дж. Брунер, М. Коул и др.); культурологический (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин,В.В. Дружинин, В.П. Зинченко и др.); герменевтический (М. Фляциус, А.А. Вербицкий, В.Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Орланди и др.); семиотический (Ю.М. Лотман, А.Я. Данилюк и др.), аксиологический (Д. Гранин, О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никадров, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов, и др.), экзистенциальный (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В. Франкл Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.), феноменологический (М.М. Бахтин, Э. Гуссерль,А.Г. Асмолов, Г.Г. Шпет и др.), синергетический (И. Пригожин, И. Стенгерс и др.)