Краткое проблемное изложение программного материала.
Модуль 1. Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования.
1.1.Человек культуры как смысл современного образования.
Рассмотрение образования через призму истории становления и развития различного рода учебно-воспитательных учреждений, анализа условий их деятельности. В развитии высшего образования в России в 20 веке выделяется четыре этапа: первый этап – дореволюционный (конец 19 века – октябрь 1917г.); второй этап – 1917г.-1985г. - период строительства коммунизма; третий этап - 1985г.-начало 90-х-период перестройки; четвертый этап – с середины 90-х годов 20 века – современный период.
Тенденции развития высшего образования в России в дореволюционный период (движение от созерцания и впитывания к деятельности; и деятельности не безличной, а освещенной обаянием индивидуальности, личность не могла стать центром образовательной системы того времени, но движение в этом направлении обозначились).
Тенденции развития высшего образования в России в период строительства коммунизма (учебный процесс в вузах был представлен сочетанием знаниево-ориентированной парадигмы образования и целенаправленным формированием коммунистической личности, основанной на глубокой идеологизации).
Тенденции развития высшего образования в России в период перестройки (поднимается проблема необходимости гармоничного развития личности студента как представителя культуры; осознание факта, что единственной точкой схода всех образовательных процессов в вузах должен быть человек и его интересы),
Тенденции развития высшего образования в современной России (понимание необходимости восстановления утраченной традиции - удачного сочетания личностного развития и профессионального образования; педагогика высшей школы приняла установку на «возращение образования в контекст культуры», на воспитание «человека культуры»).
Цель личностно-ориентированного образования – воспитание человека культуры – реализуется культурологическим образованием, то есть таким, в котором учебный процесс воплощается в специальной, научно организованной образовательной системе. Современный специалист должен обладать следующими качествами: иметь научное теоретическое мышление; экологическую культуру; информационную культуру; обладать творческой активностью; толерантностью; высокой нравственностью. Личностно-профессиональная культура специалиста определяется как особая качественная характеристика сознания и жизнедеятельности человека, выражающая достигнутый уровень и характер развития профессионально значимых качеств личности специалиста, представляющих систему ценностей и эмоциональных отношений, влияющих на эффективность профессиональной деятельности.
Личностно - профессиональная культура характеризуется как сложное многоплановое понятие и включает в себя такие инвариантные показатели как: 1) общая культура (духовность, гуманизм, нравственные и этические идеалы, чувство долга, ценностное отношение к людям и окружающей среде); 2) культура мышления (теоретическое, системное, логическое, критическое, гуманитарное мышление); 3) креативные качества (высокий творческий потенциал, способность генерировать нестандартные идеи, умение принимать нешаблонные решения); 4) культура личностного совершенствования (рефлексия, физическое, нравственное и интеллектуальное саморазвитие, саморегуляция деятельности; 5)информационно-методическая культура (умение жить в потоке информации, самостоятельно добывать и систематизировать знания, методологическая грамотность; 6)профессиональная компетентность (широкий кругозор, высокий уровень инженерных знаний, интеллектуальное развитие, профессионализм, широкое базовое образование); 7) коммуникативная культура (управленческие и коммуникативные навыки, организаторские способности, владение речевыми умениями, толерантность, профессиональная этика).
Таким образом, для реализации смысла современного высшего образования – становления «человека культуры», необходима такая модель организации учебного процесса в вузе, которая обеспечила бы: максимальное раскрытие интеллектуального, духовного, когнитивно-гносеологического и физического потенциала человека; создание условий для самораскрытия и самореализации внутренних потенций человека; формирование у студентов основополагающих личностных и профессиональных ценностей; развитие способностей к сотрудничеству, общению, эффективному построению сбалансированных человеческих отношений, выработку ориентации на работу в группе, коллективе; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии и т. д.; культурное просвещение человека через усвоение им культурных и трудовых традиций своего народа.