Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»
Цель: подготовить родителей к позитивному отношению к юношеской любви своих взрослеющих детей.
Многозначность и многогранность понятия «любовь»: любовь к Родине, к матери, к музыке, к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине, к своему делу, к жизни, романтическая любовь. Категория любви в философии жизни. Личностная и социальная значимость любви как высшего человеческого чувства. Дружба и любовь. Юношеская дружба, юношеская любовь. Особенности юношеской любви. Основные черты подлинной любви. Культура поведения в любви. Способность любви возвысить человека, обогатить его духовно, быть источником счастья.
Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ
Цель: подготовить родителей к психологическому сопровождению детей-выпускников в период проведения ЕГЭ.
Родители как субъекты процесса образования детей-школьников. Особенности дидактического сопровождения родителями учебной деятельности старшего школьника. Взаимодействие субъектов образовательного процесса (родителей, детей и педагогов). Учебно-педагогическое сотрудничество родителей и педагогов.
Мотивация профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников-выпускников как механизм стимулирования успешной сдачи ЕГЭ.
Тема 4. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассника
Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника.
Трудовая подготовка в семье – основа успешности в будущей профессиональной деятельности. Проблемно-практический, смысловой и ценностный аспекты профессиональной ориентации старшеклассника.
Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
Цель: включить родителей в воспитание гражданственности и патриотизма.
Идеал гражданского воспитания. От усвоения общечеловеческих ценностей – к защите этих ценностей.
Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
Цель: актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал матери и обеспечить ее ролевое влияние на дочь как будущую мать и жену.
Равенство не означает тождество. Воспитание чувства пола. Женское обаяние, интеллигентность, доброта и доброжелательность. Чувства, мысли и действия матери – основа мироощущения дочери. Семья крепка женской мудростью и выдержкой. Мать и жена – две ипостаси, главные роли, предназначенные женщине природой. Подготовка девушек к выполнению ролевых обязанностей жены и матери. Культ матери в семье. Культура отношений между матерью и отцом – образец будущего для старшеклассницы.
Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
Цель: актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал отца и обеспечить его ролевое влияние на сына как будущего мужа и отца.
Мужская интеллигентность. Мужское достоинство как бережное отношение к женщине. Культура отношений между отцом и матерью – образец будущего для старшеклассника. Культ сыновней почтительности. Подготовка юношей к выполнению ролевых обязанностей мужа и отца.
Тема 8. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
Цель: актуализировать ответственность родителей за воспитание культуры семейных отношений у детей.
Семья как ценность для личности, общества и государства. Воспитание семьянина как социально-педагогическая задача, как часть общего процесса формирования гармонически развитой личности и как специальная воспитательная работа. Культура семейных отношений в родительской семье – ведущий фактор воспитания семьянина. Основные аспекты подготовки подрастающего поколения к семейной жизни: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.
Методические рекомендации
По реализации программы
«Основы детской психологии и педагогики»
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания.
В качестве исходной диагностики рекомендуем выявить уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой), уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко). По итогам диагностических процедур определяется необходимое содержание родительского образования (теоретический модуль), наиболее продуктивные формы его организации, а также осуществляется подбор необходимого инструментария, способствующего раскрытию заявленных родителями тем. В процессе совместного обсуждения со специалистами образовательного учреждения заявленные родителями темы распределяются между узкими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог и др.) и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.).
В работе с педагогическими кадрами ключевыми моментами являются изучение нормативно-правовых основ взаимодействия образовательного учреждения с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения и овладение содержанием педагогической диагностики семьи и учащихся. На этом этапе важно учитывать границы профессиональной компетентности классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, что обеспечивает необходимость профессиональной интеграции и создает основу для четкого разграничения полномочий специалистов группы поддержки. Вместе с тем, с педагогическим коллективом необходимо тщательно проработать тему «Типичные ошибки родительских собраний», что позволит предупредить возникновение самых распространенных ошибок при проведении родительских собраний (несоблюдение регламента, уход от темы собрания и т.д.).
Специалистам образовательного учреждения, работая с родителями, рекомендуется соблюдаться принципы организации и проведения социально-педагогического тренинга (добровольность участия, компетентность ведущего и т.д.), а также должны учитываться социальный опыт родителей. Специалисты группы поддержки, организуя занятия с родителями, должны использовать активные формы проведения занятий (тренинг, занятия с элементами тренинга, анализ проблемных ситуаций, беседа-диалог и др.).
Также считаем целесообразным обозначить ряд позиций, направленных на повышение результативности реализации данной программы:
- индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку: по мере выявления в классе детей из дисфункциональных семей на них может быть составлена индивидуальная программа социально-педагогической поддержки с учетом возможностей кадрового потенциала образовательного учреждения. Причем в составлении самой программы, по возможности, должны принимать участие родители и сам ребенок. Индивидуальная программа постоянно контролируется и должна быть открытой для дальнейшей коррекции;
- «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи. Очень важно, чтобы детям была предоставлена возможность социальных контактов в реальной жизни. Любая совместная общепринятая деятельность (в том числе и игровая) способствует успешной социализации. Кроме того, самовосприятие детей из дисфункциональных семей будет иным при отсутствии «закрытости» семьи как системы;
- вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых оказывают положительное воздействие на формирование у общества положительного социального отношения к семье, и в тоже время оказывает позитивное влияние на протекание процесса социализации детей.
Исходя из сказанного выше, обозначим основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:
- паспортизация семей и детей группы «социального риска»;
- составление характеристик данной категории семей;
- организация углубленной диагностики (педагогической, социально-педагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей, воспитывающихся в ней;
- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории;
- повышение педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи, воспитание ответственного родительства через разработку классными руководителями программ родительского образования для каждого класса, построенных с учетом результатов диагностики, особенностей социума;
- организация совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей;
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей;
- оказание практической поддержки родителям в повышении их педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства;
- активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации родительско-детских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений;
- профессиональная интеграция специалистов образовательного учреждения в организации социально-педагогической поддержки детей данной группы семей, а также в реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации.
Специалисты образовательного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог и другие), родители и учащиеся являются непосредственными субъектами реализации намеченной программы, а родители, кроме того, одним из заказчиков образовательных услуг.
Отбор материала для программы подчинен ряду условий:
1) родительское образование (обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе) базируется на практико-ориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи, в формате лекции, проблемно-ориентированного семинара с элементами социально-педагогического тренинга и др.. Данное условие органично вписывается в требования ФГОС;
2) материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам к организатору занятий, соответствовать возрастным особенностям детей;
3) учебные занятия с родителями должны соответствовать целевому ориентиру программы, способствовать решению обозначенных в ней задач;
4) программа повышения воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятии.
Условия реализации программы обеспечиваются:
- правом выбора руководителем образовательного учреждения программы (ряда программ) и технологии социально-педагогической помощи и поддержки учащихся в вопросах повышения воспитательного потенциала их семей;
- возможностью создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму социально-педагогической помощи и поддержки младших школьников из цели и задач программы родительского образования, потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, класса;
- особенностями повышения воспитательного потенциала семей учащихся, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинуклеарные семьи);
- возможностями учителей по самостоятельной систематизации предлагаемого учебного материала для родителей;
- методиками проведения учебных занятий с родителями, в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями.
Для реализации разработанной программы обоснованы следующие технологии организации родительского образования:
- непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;
- привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии.
Весь корпус учебного материала компонуется вокруг центральных проблем, связанных с закономерностями развития ребенка. Такое построение программы родительского образования обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей, а также обеспечивает формирование у родителей навыков:
- педагогического взаимодействия с детьми,
- анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем,
- профилактики девиантного поведения у детей;
- создания единого воспитательного пространства «семья - образовательное учреждение - ребенок».
В основу программы по родительскому образованию положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого учащегося в активную разноплановую творческую деятельность. Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.
Реализация предлагаемой программы включает в себя ряд этапов. Во-первых, определение через диагностические процедуры потребности родителей в повышении воспитательного потенциала своей семьи и кадровых ресурсов образовательного учреждения для его организации, то есть реализовать на практике аналитико-диагностический этап. Во-вторых, в рамках реализации проектировочного этапа определить цели и задачи программы (под ними понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям родителей), разработать ее содержания, подобрать соответствующие критерии успешной реализации программы повышения воспитательного потенциала семьи на практике. Таким образом, руководитель школы (директор) и его заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, классный руководитель и педагог-психолог на этом этапе организации повышения воспитательного потенциала семьи должны четко определить: Что? Как? Зачем? будет преподаваться родителям. Затем – реализация самой программы (деятельностный этап). Опыт проведения занятий по программе показывает, что их эффективность достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, педагогов - психологов, медицинских работников, социальных педагогов и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в классе и соседско-соседской общности, во взаимообмен опытом по семейному воспитанию, проведение педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбор конкретных педагогических ситуаций и решение практических задач с родителями и их компетентным комментарием специалистов.
И, наконец, на рефлексивном этапе проводится совместная оценка полученных результатов реализации программы, внесение корректив в ее содержание. Как же оценить результативность реализации программы и дальнейшие ее перспективы? Особая роль при любой форме организации повышения родительской компетентности отводится диагностике, опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. Подведение итогов проведенных занятий с использованием разнообразного диагностического инструментария позволяет определить ее результативность, актуальность содержания для родителей, а также собрать необходимый материал для следующих занятий. Результаты диагностики помогают, прежде всего, классному руководителю и социальному педагогу понять необходимость коррекции движения в общей реализации программы (формулирование темы, определение целевого ориентира и формы занятия, осмысление поддержки родителей, младших школьников и т.д.).
Выявленные в ходе таких социологических исследований запросы современной семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога и др.), которые могут охватить всех учащихся класса и их родителей педагогической, социально- педагогической и психологической диагностикой, и, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с детско-родительской аудиторией.
Таким образом, интеграция специалистов образовательного учреждения и семьи в процессе повышения педагогической компетентности семьи заключаются в:
- классификации проблем семьи и школы в процессе реализации программы;
- оценке состояния социальной ситуации развития ребенка и системы социальных связей, в которых он находится;
- во владении экспресс-методиками для диагностики и педагогической, социально-педагогической коррекции семейных отношений.
Результаты реализации программы во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий, тщательно подобран диагностический инструментарий
Первое занятие с родителями школьников организуется в форме социально-педагогического практикума по диагностике родителей в потребности психолого-педагогических знаний, по результатам которого определяются ключевые темы работы педагогического коллектива с семьями в конкретном классе.
Заключительное занятие по программе рекомендуется провести в форме «круглого стола», которое проходит под знаком дальнейшего совершенствования содержания и форм организации реализации Программы. Одной из задач «круглого стола» может являться обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов Программы и итогов работы школы за истекший период.
Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для их время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки.
Логика системного подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы, в частности:
- разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания;
- реализация системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей (семьям, переживающим разные периоды развития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи; дисфункциональным семьям и т.д.);
- разработка содержания повышения воспитательного потенциала семьи в рамках последовательных этапов: 1) диагностико-аналитический; 2) деятельностно-практический; 3) рефлексивно-оценочный; 4) социально-педагогическое сопровождение;
- оценка кадрового обеспечения системы социально-педагогической поддержки младших школьников из дисфункциональных семей образовательного учреждения, определяющая разработку и осуществление повышения профессиональной компетентности педагогов и других специалистов для работы по ее организации;
- учет и реализация возможностей образовательного учреждения по родительскому образованию и социально-педагогической поддержки через включение мер существующих и вновь создающихся программ регионального, муниципального и школьного уровней. В рамках этого аспекта деятельности в образовательных учреждениях осуществляется разработка собственных программ, созвучных содержанию региональных программ развития образования, иных адресных программ, комплексных программ социально-педагогической поддержки младших школьников из дисфункциональных семей;
- управление системной организацией работ отдельных специалистов, работающих с семьей, эффективному содействию преодоления кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия восстановлению и развития воспитательного потенциала семьи все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, в том числе специалистов учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты на условиях социального партнерства.
Таким образом, реализуя предлагаемую программу, специалисты образовательного учреждения смогут создать условия для развития у родителей и повышения собственной профессиональной компетентности.