Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкал оценивания.
Критерии оценивания
1.Оценка «отлично» выставляется студенту, демонстрирующему глубокие знания учебного материала, систематическое знание основной проблематики курса, понимание его концепции, знание дополнительной литературы, умение соотносить идеи разных источников и разные проблемы, поднимавшиеся в ходе курса, демонстрирующему свободу мышления, свободу владения материалом, отвечающего на все дополнительные вопросы. Также необходимым условием является знание текста первоисточников, умение проследить их внутреннюю логику и продемонстрировать знание структуры текста.
2.Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, свободную ориентацию в нем в пределах прочитанных текстов и прослушанного лекционного материала, смог ответить почти полностью на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы, а также продемонстрировал знание структуры и проблематики изучаемых текстов.
3.Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал; однако ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы; если знание текстов наличествует, но является недостаточно систематизированным и поверхностным.
4.Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы, если продемонстрировал отсутствие знания первоисточников, показал, что они не были им прочитаны в должном объеме.
Шкала оценки
Задание на самостоятельную работу студента | Форма отчетности и (или) контроля выполнения самостоятельной работы студента | Максимально возможное количество баллов за выполнение |
Ведение конспекта лекций | Предоставление конспекта | 5 балла максимально |
Конспектирование первоисточников, изучаемых на практических занятиях | Предоставление конспекта | 5 балла максимально |
Написание письменного эссе по первоисточникам и дополнительной литературе, предложенной для чтения на семинарском занятии (до 2 эссе за семестр) | Предоставление письменной работы | 10 баллов максимально |
Написание письменного эссе по дополнительной литературе к лекционному курсу (до 2 эссе за семестр) | Предоставление письменной работы | 10 баллов максимально |
Написание письменного эссе по предложенной ситуации или художественному произведению (до 2 эссе за семестр) | Предоставление письменной работы | 10 баллов максимально |
Активное участие в работе круглого стола | Участие в дискуссии | 10 баллов максимально |
Итого баллов | 50 баллов максимально |
Критерии оценивания (зачет)
Знания, умения, навыки и компетенции студентов оцениваются следующими оценками: «зачет», «незачет».
- «зачет» -студент хорошо и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, увязывает с практикой, свободно справляется с решением ситуационных задач и тестовыми заданиями, правильно обосновывает принятие решений, умеет самостоятельно обобщать программный материал, не допуская ошибок, знает дополнительную литературу по изучаемой дисциплине.
- «незачет» - студент не знает значительной части основного программного материала, в ответах допускает существенные ошибки, не владеет умениями и навыками в выполнении тестовых заданий и решении задач, не способен ответить на дополнительные вопросы.
1.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
Тема 1. Предмет отечественной культурологии. Характерные особенности российской культуры
Проблема
Специфика культурологического знания в России и особенности его становления
Концепция диспута
Культурология и «исследования культуры» - различие в подходах. Основания развития западной культурологии. Культурология как осмысление совокупного опыта гуманитарных наук и культурология как система знания о культуре. Возможна ли культуролоргия как системное понимание культуры в целом? Возможна ли культурология как самостоятельная наука, несводимая к философии культуры и к совокупности гуманитарных наук и практических исследований. Каковы успехи и перспективы отечественной культурологии.
Тема 10. Культурологические поиски отечественной мысли второй половины XX – начала XXI веков
Проблема
Проблема диалогизма в отечественной культурологии
Концепция диспута
Диалогичность и многогранность отечественной культуры. Межкультурное взаимодействие и его влияние на становление отечественной культурологической мысли. проблема диалога культур и ее истоки. Диалог культур в контексте глобализации. Социально-экономические и политические проблемы, религиозные проблемы, связанные с диалогом культур.
2.Оценочные средства для итогового контроля
2.1. Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы
№ | Контролируемые темы дисциплины | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
1. | Тема 1. Предмет отечественной культурологии. Характерные особенности российской культуры | ОК-7,11,12 | зачет |
2. | Тема 2. Истоки и становление проблематики русской философии культуры | ОК-7,11,12 | зачет |
3. | Тема 3. Особенности становления проблематики русской философии культуры в I пол. XIX в | ОК-7,11,12 | зачет |
4. | Тема 4. Спор о путях развития русской культуры в середине и II половине XIX века. | ОК-7,11,12 | зачет |
5. | Тема 5. Идеальный славизм, идея соборности, концепции культурно-исторических типов и идея духовной миссии русского народа в теориях второй половины XIX – начале XX века. | ОК-7,11,12 | зачет |
6. | Тема 5. Христианско-религиозные концепции культуры первой половины XX века | ОК-7,11,12 | зачет |
7. | Тема 7. Идеальный социализм и революционный демократизм. Российский марксизм об обществе и культуре | ОК-7,11,12 | зачет |
8. | Тема 8. Русский космизм XIX-XX веков о человеке и культуре | ОК-7,11,12 | зачет |
9. | Тема 9. Культурологический синтез в философско-теоретических концепциях XX века | ОК-7,11,12 | зачет |
10. | Тема 10. Культурологические поиски отечественной мысли второй половины XX – начала XXI веков | ОК-7,11,12 | зачет |
4 РАЗДЕЛ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема занятия | Виды учебных занятий | Способы учебной деятельности | Методы обучения, формы педагогического общения | Средства обучения | Формы контроля |
Тема 1. Предмет отечественной культурологии. Характерные особенности российской культуры | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, участие в круглом столе |
Тема 2. Истоки и становление проблематики русской философии культуры | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 3. Особенности становления проблематики русской философии культуры в I пол. XIX в | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 4. Спор о путях развития русской культуры в середине и II половине XIX века. | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 5. Идеальный славизм, идея соборности, концепции культурно-исторических типов и идея духовной миссии русского народа в теориях второй половины XIX – начале XX века. | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 5. Христианско-религиозные концепции культуры первой половины XX века | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 7. Идеальный социализм и революционный демократизм. Российский марксизм об обществе и культуре | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 8. Русский космизм XIX-XX веков о человеке и культуре | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 9. Культурологический синтез в философско-теоретических концепциях XX века | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 10. Культурологические поиски отечественной мысли второй половины XX – начала XXI веков | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 1. Предмет отечественной культурологии. Характерные особенности российской культуры | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, устный опрос |
Тема 2. Истоки и становление проблематики русской философии культуры | Лекция, семинар | Коллективный, Индивидуально-групповой | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Формы: монолог/диалог, диспут, свободная дискуссия, игра | Конспекты лекций, дополнительная литература, первоисточники | Проверка конспекта, письменного эссе, участие в круглом столе |
5 РАЗДЕЛ: ГЛОССАРИЙ
Авторитарный | основанный на слепом, беспрекословном подчинении власти, диктатуре. |
Аномия | нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформированных социальных норм, эталонов и стандартов. |
Антисциентизм | (лат.anti — против, scientia — наука, знание) представление, принижающее роль науки. |
Антропологический | (греч. antropos — человечек, logos — учение) — человеческий. |
Антропология | философское учение о человеке, его сущности природе. |
Апокалипсис | христианская церковная книга, содержащая пророчества о конце мира. |
Апокриф | произведение на библейскую тему, признаваемое недостоверным и отвергаемое церковью. |
Апокрифы | произведения иудейской и ранне-христианской литературы, не включенные в библейский канон. |
Атеистические (воззрения) | исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений, культа и утверждения самоценности бытия мира и человека. |
Библия | книга, содержащая догматы еврейской и христианской культуры. |
Вестернизация русской культуры | привитие ей ценностей западного мира. |
Глобализация | процессы, проблемы общепланетарного характера. |
Диалектика | учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии. |
Духовный | относящийся к умственной деятельности, к внутреннему миру человека. |
Душа | понятия, выражающие исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. В теистических религиях душа человека — созданное богом неповторимое бессмертное начало. |
Евразийство | идейно-политическое и философское течение, противопоставляющее историческую судьбу, задачи и интересы России и Запада, трактовавшую Россию как Евразию, особый материк между Азией и Европой и особый тип культуры. |
Житие | литературный жанр, представляющий жизнеописания святых, монахов, епископов, реже — биографии светских лиц, признанных церковью святыми. |
Западничество | в России в сер. XIX в.: общественное течение, представители которого признавали западноевропейский капиталистический путь развития и считали его приемлемым для России. |
Знамена | особые знаки, которые использовались для записи распевов. |
Иконостас | перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. |
Институциализация | включение норм в сферу общества и социального контроля. |
Интеллигенция | работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, и культуры. |
Канон | 1. Церковное установление, правило. 2. Церковное песнопение в честь святого или праздника. |
Капище | место языческого культа на Руси, где происходили моления и жертвоприношения. |
Код культуры | способ выражения той или иной культуры. |
Контркультура (от лат. contra против) | направление развития культуры, противостоящей духовной атмосфере всего общества. |
Космизм | философское направление, рассматривающее космос и окружающий человека мир как единое целое, исследующее проблему космического всеединства всего живого. |
Культурная норма (от лат. norma почта-правило, образец) | общепризнанный порядок, исторически обусловленные общественным бытием культурой требования к деятельности и отношением индивидов. |
Культурная самоидентификация | отождествление себя с конкретной культурой. |
Культурная трансляция | передача культурных ценностей от поколения к поколению; своеобразный механизм социально- культурной наследственности. |
Культурные универсалии | общие черты всех культур. |
Культурные ценности | объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно-полезными свойствами и характеристиками. |
Культурогенез | учение о происхождении культуры. |
Куртиозная (культура) | культура придворного этикета. |
Маргинальность | качественно новое состояние человека, оказавшегося в силу обстоятельств на грани двух различных по своему содержанию культур. |
Масонство | религиозно-философское течение с мистическими обрядами, обычно соединявшее задачи нравственного самосовершенствования с реакционными взглядами в политике. |
Массовая культура | понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных в современном обществе на массовое потребление. |
Материальный | вещественный, реальный в противоположность духовному; в культурологии: показатель культурного уровня практического освоения человека внешнего мира. |
Модерн | формалистическое направление в искусстве, противопоставляющее себя искусству прошлого и признающим всё модное, современное (к.XIX — XXвв.) |
Модернизация | процесс усовершенствований, отвечающих современным требованиям. |
Православие | христианское вероучение, сложившееся как христианская церковь в отличие от католицизма. |
Праформа | первоначальная форма, лежащая в основе всех последующих форм развития того или иного явления. |
Пролеткульт | (пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932гг.) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. |
Псалом | род религиозного песнопения. |
Реализм | направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. |
Религия | символическая модель мира, обобщающая и упорядочивающая опыт отношения человека к природе, обществу и самому себе на основе веры в реальное существование сверхъестественных божественных сил. одна из форм общественного сознания и духовной культуры, выражающая признания человеком существования Бога, сверхъестественных сил. |
Сакральный (от лат. sacralis | священный) — священный относящийся к религиозному культу. |
Светский | не церковный, а мирской, гражданский. |
Секуляризация | освобождение общества и культуры от безраздельного господства церковной идеологии и религии. освобождение общества и культуры от безраздельного господства идеологии и религии. |
Славянофильство | в России в сер/ XIX в.: идейно-политическое течение, представители которого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры. |
Теизм (от греч. Theos Бог) | религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. |
Тоталитаризм | политический режим, характеризующийся насилием, полным подавлением демократических свобод и прав личности. |
Традиция | элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, социогруппах в течение длительного времени. |
Фреска | картина, написанная водяными красками по сырой свежей штукатурке. |
Экстровертные цивилизации | общества, стремящиеся к расширению своих пределов, распространению своей культуры за пределами своей страны. |
Эмиграция | вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другое по политическим, экономическим или иным причинам. |
Рабочая программа дисциплиныподготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.04.02 – Лингвистика по профилю подготовки «Общее языкознание»
Разработчик (автор) УМК:
профессор кафедры философии и культурологи СПбГУП, доктор педагогических наук, доктор культурологии Марков Александр Петрович,
доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП, кандидат исторических наук Синицын Александр Александрович
Рецензент:
Доцент кафедры философии и культурологии, кандидат исторических наук
Кайсаров Е.А.
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры философии и культурологии
Протокол № 3 от 26.09. 2016 г.